10.
Теме «ума» отводится ключевая роль в комедии. Герои показывают себя и свои характеры соотносительно своему интеллекту.
Добавить текст Вернуть оригинал11.
Пушкин хотел сказать, что не стоило «метать бисер перед свиньями».
Добавить текст Вернуть оригиналТо есть не нужно было умному и вольнолюбивому Чацкому, наполненному передовыми идеями, распыляться перед «фамусовским обществом», пытаться доказать им что-то, заставить задуматься.
Добавить текст Вернуть оригиналНо мы, прочитав пьесу, понимаем, что любовь к Софье сыграла важную роль в поведении Чацкого.
Добавить текст Вернуть оригиналУчимся читать выразительно
Чацкий
А судьи кто? - За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Добавить текст Вернуть оригиналСужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы, *
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Добавить текст Вернуть оригиналВеликолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы *
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор * негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
Добавить текст Вернуть оригиналНа них он выменил борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
Добавить текст Вернуть оригиналОт матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников * не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется - враг исканий,
Добавить текст Вернуть оригиналНе требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -
Добавить текст Вернуть оригиналОни тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! -
Добавить текст Вернуть оригиналМундир! один мундир! он в прежнем их быту
Добавить текст Вернуть оригиналКогда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть!
Добавить текст Вернуть оригиналЯ сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Добавить текст Вернуть оригиналТеперь уж в это мне ребячество не впасть;
Добавить текст Вернуть оригиналНо кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, -
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
В своем монологе Чацкий обличает глупость, невежество, подхалимство и лесть. Он осуждает устаревшие порядки.
Добавить текст Вернуть оригиналТворческое задание
Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий, сын покойного друга Фамусова Андрея Ильича Чацкого, возвращается к своей возлюбленной — Софье Фамусовой, которую он не видел три года. Они выросли вместе и с детства любили друг друга (На момент действия романа Софье 17 лет, Чацкий отсутствовал три года, следовательно, влюбился в неё, когда ей было 14 лет или даже менее того). Но Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал за границу и «не писал двух слов». Вопреки ожиданиям Чацкого, она встречает его очень холодно. Он пытается понять, в кого влюблена Софья, но узнав, что это Молчалин, ужасается от такого выбора. На балу все наговорили, что Чацкий не в своем уме, и он, обиженный всеми, просит карету и уезжает обратно.
Добавить текст Вернуть оригиналЧацкий – молодой дворянин, обладающий острым умом, эмоциональным характером, трезво рассуждающий о вопросах культуры, политики, представляет собой образ нового, передового человека.
Добавить текст Вернуть оригиналВсякий шаг, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье, раздражённого какою-то ложью в её поступках, которую он и бьётся разгадать до самого конца. Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу: она и послужила мотивом, поводом к раз-дражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораз-до большего, высшего значения, нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась вся комедия. (по И. Гончарову «Мильон терзаний)
Добавить текст Вернуть оригиналОбщество не воспринимает Чацкого всерьез, от этого герой тоже мучается.
Добавить текст Вернуть оригиналНа мой взгляд, Чацкий является и победителем, и побежденным одновременно. Чацкий пытался один изменить старый уклад жизни, оттого в глазах «фамусовского общества» остается побежденным. Но в глазах читателя Чацкий – победитель.
Добавить текст Вернуть оригиналЛитература и другие виды искусства
1.
Я видел постановку пьесы в театре на Васильевском. Постановка показалась мне яркой, волнующей, полной философских раздумий и юмора, раскрывающей замысел автора.
Добавить текст Вернуть оригинал2.
Иллюстрации к комедии открывают нам понимание героев художниками. Мне понравилась иллюстрация Софьи художником Н. Кузьминым. Автор в лице героини отразил ее характер.
Добавить текст Вернуть оригиналРазвиваем дар слова
«Ей сна нет от французских книг, / А мне от русских больно спится» - слова Фамусова, ярого невежественного человека, выступающего против просвещения.
Добавить текст Вернуть оригиналОтец сказал о дочери, что ей сна нет от французских книг.
Добавить текст Вернуть оригинал«У девушек сон утренний так тонок» - говорит Фамусов о Софье. Выражение обозначает лукавую мысль.
Добавить текст Вернуть оригиналЯ прошел мимо, а ты проснулась; у девушек сон утренний так тонок.
Добавить текст Вернуть оригинал«Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь» - говорит Лиза. Выражение обозначает, что лучше держаться подальше от хозяев, так как их гнев и любовь могут быть одинаково мучительны.
Добавить текст Вернуть оригиналПетр произнес на конюшне: «Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь».
Добавить текст Вернуть оригинал«Нельзя ли для прогулок / Подальше выбрать закоулок?» - слова Фамусова к Молчалину. Обозначает, что лучше держаться подальше.
Добавить текст Вернуть оригиналХодит тут странный человек, вот нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?
Добавить текст Вернуть оригинал«Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой» - обычай Фамусова: подписать и не думать больше об этом.
Добавить текст Вернуть оригинал«Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой», - сказал старший секретарь.
Добавить текст Вернуть оригинал«Ах! Если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далёко?» - слова Софьи о Чацком. Девушка не понимает, почему тот уехал, если любил ее.
Добавить текст Вернуть оригинал«Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далёко?» - произнесла Маша Ивану.
Добавить текст Вернуть оригинал«Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног» - слова Чацкого по отношению к Софье. Слова произнесены из любви к девушке.
Добавить текст Вернуть оригинал«Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног», - говорит шутливо мне мой муж.
Добавить текст Вернуть оригинал«Блажен, кто верует, тепло ему на свете» - слова Чацкого о том, кто излишне доверчив или слишком обольщается своими надеждами.
Добавить текст Вернуть оригиналМама сказала дочери по поводу ее мыслей: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете».
Добавить текст Вернуть оригиналДругие крылатые выражения:
Счастливые часов не наблюдают.
Кто беден, тот тебе не пара.
Мне всё равно, что за него, что в воду.
Свежо предание, а верится с трудом.
Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы?
Добавить текст Вернуть оригиналУченье — вот чума; ученость — вот причина.
Добавить текст Вернуть оригиналКарету мне! Карету!