Проверьте себя
1.
О русской литературе 19 века
Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Ненависть к разным проявлениям несправедливости была для русских писателей высшим мерилом нравственных достоинств человека. И кого бы ни назвали мы из русских классиков, первое, что вспоминается, — проповедь добра, человечности, «милости к падшим», проклятье тирании и деспотизму, восхищенье перед мужеством и силой человеческой души.
Добавить текст Вернуть оригиналПоэзия 19 века
В начале XIX века в русской поэзии продолжают творить и классицисты, и сентименталисты, уживаются на равных правах самые разнородные явления. Многие русские поэты-романтики были участниками Отечественной войны, они постигли душу народа, его высокую нравственность, патриотизм, самоотверженность и доблесть.
Добавить текст Вернуть оригиналДары жизни. После Пушкина и Лермонтова русская поэзия словно замерла, хотя в ней и появляются оригинальные дарования — А. Фет, Н. Некрасов, Я. Полонский, А. Толстой, А. Май ков, И. Тургенев, А. Плещеев, Н. Огарёв, Aп. Григорьев. Постепенно в ответ на общественный подъём русская поэзия осваивала современную ей жизнь. Особенностью 50-х годов стало углубление реализма. Причём точность и одновременно обобщённость выражения касались прежде всего внутреннего мира человека. Народное начало в русской поэзии также не угасает. Оно живёт в поэзии Н. Некрасова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета, Ап. Григорьева, Я. Полонского, А. Майкова, А. Толстого. Стремление выразить «невыразимое», навеять читателю охватившее поэта настроение — одно из коренных свойств поэзии А. А. Фета. Он обращается к чувственным, эмоциональным способностям человека («посмотри», «слышишь») и предельно активизирует их. Поэт ценит звук и краску, пластику и аромат. Но имитирует он не звуки, не мелодии, не ритмы, а музыкальную сущность мира. Центральной темой творчества поэта и видного критика Aп. А. Григорьева стал конфликт современного ему человека с прозаическим миром. Подлинным гуманизмом проникнуто творчество замечательного и тонкого лирика Я. П. Полонского. Поэт сочувствует бедному человеку, внимательно всматривается в его переживания, умея передать их намёком, через случайные впечатления и отрывочные воспоминания. Герои Полонского мечтают о светлой любви, о простом счастье, в них живёт порыв к чистой жизни, но они скованы условиями, средой...Не видит гармонии в современной жизни и другой поэт — А. К. Толстой. Он идеализировал Древнюю Русь времён Киева и Новгорода. Главная его тема — природа и любовь. Лучшие стороны
Добавить текст Вернуть оригинал100 русского характера сливаются в его поэзии с бескрайним простором («Край ты мой, родимый край...»), истинная ценность национального характера проявляет себя, по его мнению, стихийно и вольно («Коль любить, так без рассудку...»), баллады его носят следы стилизации, но сохраняют легендарность сюжета, роковое стечение обстоятельств, непримиримость характеров, приводящие к кровавой развязке («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»).Основным лирическим героем поэзии А. Н. Плещеева, Н. П. Ога-рёва, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина становится человек из дворян или разночинцев, вставший на защиту народа, крестьян. Вспомним стихотворения Плещеева «Вперёд! без страха и сомненья...», «По чувствам братья мы с тобой...», Огарёва «Кабак», «Арестант» и неизбывно грустные стихотворения и поэмы Некрасова, Никитина.
Добавить текст Вернуть оригинал2.
Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «сокращённой вселенной». Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. Классика всегда была мощным стимулом в развитии культуры любого народа.
Добавить текст Вернуть оригинал3.
Жуковский и Батюшков положили начало русского романтизма. В творчестве В. А. Жуковского ведущими были такие жанры, как баллады и элегии, а ведущими жанрами поэзии Батюшкова были элегии, послания, а позже — исторические элегии.
Добавить текст Вернуть оригинал4.
В баснях Крылова обрели голос все сословия России. Вот почему Гоголь назвал его басни «книгой мудрости самого народа». Я согласен с этим суждением. Великий баснописец продвинул вперёд самосознание нации и обогатил литературный язык. После Крылова все стили — «высокий», «средний» и «низкий» — ещё не объединились в органическое целое, но уже склонялись к тому.
Добавить текст Вернуть оригинал5.
К. Ф. Рылеев, виднейший поэт-декабрист, писал обличительные и гражданские оды, политические элегии и послания, думы и поэмы. Поэт, в представлении Рылеева, считает поэзию делом своей жизни. Декабристы с небывалой до них остротой заговорили о национальном характере литературы, выдвинули требование народности, распространив его на темы, жанры, язык, ратовали за идейную насыщенность русской словесности.
Добавить текст Вернуть оригиналНа новую ступень поднялась в пушкинскую эпоху и поэзия мысли. Её успехи связаны с именем Е. А. Баратынского — крупнейшего поэта русского романтизма, автора элегий, посланий, поэм. Вместо иллюзий и «снов» поэт предпочитает спокойное и трезвое размышление. Стихотворения Баратынского в предельно заострённой форме запечатлели гибель благородных порывов человеческого сердца, увядание души, обречённой жить однообразными повторениями, и, как следствие, исчезновение искусства, несущего в мир разум и красоту.
Добавить текст Вернуть оригинал6.
Сопряжённость величественно-прекрасного и торжественно-трагического придаёт лирике Тютчева невиданную философскую масштабность, заключённую в предельно сжатую форму. Тютчев всегда чувствовал себя неуютно и одиноко в не удовлетворяющей его современности. Он мечтал о яркой и интенсивной духовной жизни. Всей душой сочувствуя страданиям Родины, Тютчев обобщает свои размышления («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слёзы»). Подлинный расцвет переживает тютчевская любовная лирика, в которой чувство сострадания к любимой женщине превышает эгоистические желания и высоко поднимается над ними («Она сидела на полу», «Я встретил вас, и все былое…»). Стихи о природе также занимают особое место в лирике поэта («Зима недаром злится», «Есть в осени первоначальной…»).
Добавить текст Вернуть оригинал7.
Подлинным гуманизмом проникнуто творчество замечательного и тонкого лирика Я. П. Полонского. Поэт сочувствует бедному человеку, внимательно всматривается в его переживания, умея передать их намёком, через случайные впечатления и отрывочные воспоминания. Герои Полонского мечтают о светлой любви, о простом счастье, в них живёт порыв к чистой жизни, но они скованы условиями, средой...
Добавить текст Вернуть оригиналПроизведения: «По горам две хмурых тучи…», «Письма к музе», «Весна», «Вечерний звон».
Добавить текст Вернуть оригиналМайков писал о природе, о красоте земли, живо интересовался историей России и других народов.
Добавить текст Вернуть оригиналПроизведения: «Юношам», «В мае», «Ласточки», «Осень».
Добавить текст Вернуть оригиналПлещеев печатает немало стихов на традиционные для него темы о гражданском подвиге, о трагически загубленной молодой жизни, о личной драме передового человека. Горькие раздумья о прошедшей молодости, рыдание над несбывшимися юношескими надеждами — характерные эмоциональные тона его поэзии и в этот период. В трудную минуту у него возникает мольба открыть «слепым и спящим очи», ибо нестерпима злоба либеральной толпы.(Источник: http://plescheev.lit-info.ru/plescheev/kritika/polyakov/glava-8.htm)
Добавить текст Вернуть оригиналПроизведения: «Весна», «Внучка», «В бурю», «Дети и птичка».
Добавить текст Вернуть оригиналОсновная тематика поэзии Некрасова — жизнь русского крестьянства и городской бедноты. В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скорбные интонации. Другая тема — тема современника, передового общественного деятеля или же трусливого обывателя. Этим стихотворениям свойствен революционный, обличительный пафос. Кроме того, важное место в творчестве Некрасова занимает тема поэта и поэзии и тема любви. (https://studfile.net/)
Добавить текст Вернуть оригиналПроизведения: «Родина», «Блажен незлобивый поэт», «В дороге», «Несжатая полоса».
Добавить текст Вернуть оригинал