Размышляем о прочитанном
1.
1. «Слово о полку Игореве» выросло на плодотворной почве русской культуры XII века.
Добавить текст Вернуть оригинал2. «Слово о полку Игореве» — яркий пример единства культуры Руси XII века, величайший памятник литературы Руси.
Добавить текст Вернуть оригинал3. «Слово о полку Игореве» посвящено походу против половцев в 1185 году малозначительного Новгород-Северского князя Игоря Святославича.
Добавить текст Вернуть оригинал4. «Слово о полку Игореве» обращало свой призыв не только к русским князьям, но и к общественному мнению всего русского народа.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Произведение — горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения.
Добавить текст Вернуть оригинал2.
В основе «Слова» лежат реальные события, которые произошли в 1185 году. При этом автор обращается и к предшествующей эпохе: он упоминает времена первых междоусобиц, говорит о войнах Ярославичей с Всеславом Полоцким (1060-е годы) и о вражде между Владимиром Мономахом и Олегом Святославичем (1070-е — 1090-е годы), в которой Олег прибегал к помощи половцев. Мономах смог на время укрепить единство Руси, но после его смерти (1125) и смерти его сына Мстислава Великого (1132) наступила эпоха феодальной раздробленности. Князья-Рюриковичи, закрепившиеся в разных русских землях, вели себя как независимые правители и постоянно воевали друг с другом, соперничая из-за Киева, контроль над которым обеспечивал формальное главенство. Основными противоборствующими группировками были Ольговичи, правившие Черниговской землёй, и Мономашичи (разные ветви этой династии правили в Суздале, Смоленске, Переяславле и на Волыни), самостоятельную политику вели сильные галицкие князья, Ростиславичи, и потомки Всеслава, разделившие между собой Полоцкую землю.
Добавить текст Вернуть оригинал(Википедия)
Творческое задание
"Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Ольгова" - таково полное название величайшего памятника древнерусской литературы, созданного не ранее 1185-1187 г. и не позднее начала XIII века, но дошедшего до нас в составе сборника XVI в., принадлежавшего библиотеке Спаса-Ярославского монастыря. В конце 1780-х- в начале 1790-х годов "Слово" было обнаружено известным собирателем древнерусских рукописей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в приобретенном им у монахов сборнике рукописей. в 1795-1796 г. была сделана копия с рукописи "Слова" для императрицы Екатерины II, а в 1800 году рукопись была переведена, снабжена вступительной статьей и примечаниями и опубликована.
Добавить текст Вернуть оригиналПосле гибели подлинника "Слова", сгоревшего во время пожара Москвы 1812 года вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина, именно это издание и царская копия стали единственными источниками сведений об этом памятнике. Уже в XVIII веке были сделаны и другие переводы "Слова", постепенно совершенствовавшие первый, в котором было много ошибок из-за трудности понимания древнерусского текста ( сборник был написан скорописью, при которой не разделялись слова и строки).
Добавить текст Вернуть оригиналальнейшие изучения и переводы "Слова" продолжались в XIX и XX вв. ( особое место среди исследователей памятника в XX в. принадлежит академику Д.С. Лихачеву) и породили массу вопросов, некоторые из которых остались не решенными до сих пор. Выдвигались различные версии по поводу авторства ( среди предполагаемых назывались киевский князь Святослав, Кирилл Туровский, сподвижник Игоря Петр Бориславович и сам князь Игорь). Подвергалась сомнению сама подлинность "Слова". Лучший ответ скептикам прошлого и нынешнего времени дал Пушкин: " Подлинность самой песни доказывается духом древности, под которого невозможно подделаться".
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://vuzlit.com/165013/istoriya_otkrytiya_publikatsii_slova_polku_igoreve
Добавить текст Вернуть оригинал