Решебник литература 9 класс Коровина ФГОС Часть 1, 2 Часть 2 | Страница 39

Авторы:
Год:2023
Тип:учебник
Часть:1, 2
Нужно другое издание?

Страница 39

Размышляем о прочитанном

1. Каковы основные мотивы лирики Лермонтова?

Мотив одиночества является ведущим в лирике Лермонтова.

  Добавить текст Вернуть оригинал

При жизни Михаил Лермонтов печатался редко: он был слишком требовательным к своим стихотворениям. Лермонтов выпустил первый и единственный сборник произведений в 1840 году. Основной мотив лермонтовской лирики — мотив одиночества. Лирический герой, противостоящий обществу, бунтует, а потому оказывается одинок. Стихотворения Михаила Лермонтова отличаются мелодичностью и эмоциональной насыщенностью. Виссарион Белинский писал в статье «Стихотворения М. Лермонтова»: «Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет; им все доступно, все понятно; они на все откликаются». https://www.culture.ru/materials/202503/mikhail-lermontov-lirika

  Добавить текст Вернуть оригинал

Основные темы:

любовь-страдание

жажда свободы, вольности, борьбы

критика самодержавия и светского общества

  Добавить текст Вернуть оригинал

разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром

  Добавить текст Вернуть оригинал

трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии

  Добавить текст Вернуть оригинал

жажда свободы, вольности, борьбы

2. Определите своеобразие стихотворений о поэте и поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Тема поэта и поэзии не перестает волновать современников, является интересной темой для изучения. Для углубленного изучения этих понятий мы решили обратиться к творчеству двух великих поэтов, живших в разные исторические эпохи, но очень схожие по духу и по особенности постановки жизненных вопросов, в том числе и проблемы назначения поэта и поэзии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

А.С. Пушкин был основоположником развития новых традиций, тем самым внес неоценимый вклад в литературу. М.Ю. Лермонтов является его преемником и продолжателем его творчества. В нашей статье мы хотим остановиться на творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, а именно из творчества А.С.Пушкина рассмотреть стихотворение «Поэт» и повесть «Египетские ночи»; из творчества М.Ю.Лермонтова рассмотреть стихотворения «Поэт» и «Смерть поэта».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стихотворение « Поэт» является одним из моментов, когда он переосмысливал собственное предназначение и предназначение поэзии в целом. Поэт жил с народом и для народа. В каждом слове звучит вечная тема о миссии поэта в обществе. Пушкин высказывает мысль о том, что душа творческого человека полна поэтического дара. В вечной суете и серых буднях без творчества душа погибнет. Только поэзия спасает поэта и движет вперед. Таким образом, поэт приходит к выводу , без творчества, без возможности писать он погибнет духовно. То есть именно творчество - не просто смысл жизни, оно самая суть поэта. Поэт уверен и убежден в том, что поэзия пробудит светлое начало, встряхнет народ. Поэт призывал своих единомышленников к тому, чтобы говорить о проблемах общества, призывать народ к единству, стойко стоять на своем, не поддаваться соблазнам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

  Добавить текст Вернуть оригинал

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Главная мысль произведения заключается в становлении и стремлении человека стать выше всех бытовых мелочей, добиться духовного богатства, быть ближе к искусству и творению. Вот в чем видел поэт свое предназначение - донести до общества суть и смысл жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Анализируя следующее произведение гения повесть « Египетские ночи» , мы пришли к следующему : темы поэта и толпы, гения, человеческих искушений и пороков, роли поэта - это основа творчества Пушкина. Основная тема повести — противоречивость положения творца в современном обществе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Немаловажный вклад в развитии русской литературы внес М.Ю.Лермонтов. Тема поэта и поэзии свойственна позднему творчеству поэта, но занимает одну из важных ролей в его жизни и произведениях. Пушкин всегда был кумиром для Лермонтова. Для анализа мы выбрали стихотворение Лермонтова «Поэт». Многие считают, что Лермонтов подражал Пушкину, якобы многие стихотворения были схожи, но это не подражательство, изучив материал, мы пришли к выводу, что это был некий односторонний диалог одного поэта с другим.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Поэт сравнивает поэзию с кинжалом, пока кинжал остр, блистает, он много чего может сделать, если его повесить на стену, станет просто сувениром и игрушкой, так и с поэзией, нужно постоянно творить, говорить и выражать в словах все, что твориться вокруг. Автор зол и огорчен тем, что нет таких поэтов, которые смогли бы открыть простому народу глаза, вести их, сплотить и встать на борьбу с произволом, бедностью, ложью. Поэт понимает, что поэзия стала для многих пустым звуком. От этого у него болит душа . Его печалит то, что происходит утрата истинных ценностей, общество интересует только то, что блестит, можно вкусно покушать. Он с печалью спрашивает, настанет ли время, когда новый певец вынет из ножен клинок, «покрытый ржавчиной презренья», и в полную силу заговорит с миром на действительно важные темы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Отделкой золотой блистает мой кинжал;

Клинок надежный, без порока;

Булат его хранит таинственный закал —

Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

  Добавить текст Вернуть оригинал

И не одну прорвал кольчугу.

Поэт касается проблемы духовных ценностей и особой роли поэта. Основная тема произведения – поэт и поэзия, сила художественного слова.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стихотворение Лермонтова мы считаем пророческим. Уже в девятнадцатом веке он озвучил важную проблему нашего времени: потерю веры в звучащее слово. Мы согласимся с Лермонтовым в том, что слово – редкое и драгоценное оружие, а не игрушка. Оно может поранить или защитить.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Смерть Пушкина стала невосполнимой утратой для Лермонтова. Поэтому мы с большим удовольствием прикоснулись к следующему творению Лермонтова - это его стихотворение, написанное в январе тысяча восемьсот тридцать седьмого года. Смерть Пушкина для Лермонтова стала невосполнимой утратой, а главное для России, немногие понимали о том, какую драгоценность они потеряли в лице Пушкина.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В своем стихотворении поэт воспевает не только талант , но и доброе сердце, справедливость и благородство Пушкина. Образ Пушкина автор приравнивает образу Иисуса Христа. Идея произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его гибели виновато всё общество.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Погиб поэт!- невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Изучив и проанализировав произведения двух великих поэтов, мы пришли к выводу - тема поэта и поэзии традиционна, в центре - мысль об избранности, об особом пути поэта, о его трагической судьбе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Важными мотивами и образами является поэт и толпа, назначение творчества, свободы, поэта и эпохи, вдохновение, одиночество.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают вопросы, которыми должен обладать поэт, какова роль поэта в обществе. Они считают, что путь и творчество поэта должно быть бескорыстным. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова стала основой для развития русской литературы в целом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

1. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981

2. Лермонтов М.Ю. Соч.: В 4 т. Л., 1979-1981

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Лотман М.Ю., Шахвердов С.А. Метрика и строфика А.С. Пушкина. М., 1979

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Маймин Е.А. Пушкин, Жизнь и творчество. М., 1982

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, 2-е изд. М., 1972

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Пушкин А.С. Собр. соч. В 10-ти т. Т. IV. М., 1960.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. - М., Наука, 1991

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Турбин В. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. М., 1973

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М. - Л., 1961

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Какие поэмы Лермонтова вам известны? Каковы их темы, сюжеты?

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:

  Добавить текст Вернуть оригинал

В основе поэмы лежит фольклорный сюжет, восходящий к народным сказам о царе Иване Грозном, многие из которых сохранились и были записаны. Стиль произведения выдержан в манере русского народного эпоса; все герои повествования — яркие и самобытные личности. Главная тема произведения — проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия. Это один из главных вопросов всей русской литературы начала XIX века. В центре внимания Лермонтова — нравственные и политические проблемы эпохи, судьба, место и роль личности в истории.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Поэма написана в 1837 году; впервые опубликована в 1838 году в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». В 1840 году открыла единственное прижизненное издание поэта — сборник «Стихотворения М. Лермонтова».

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Бородино»: В знаменитой поэме Михаила Лермонтова «Бородино» простой солдат рассказывает о решающем сражении в войне 1812 года —

  Добавить текст Вернуть оригинал

Бородинской битве. Артиллерист, один из многих, кто защищал родину, с восторгом вспоминает бой, в котором русские солдаты проявили невероятное мужество и победили наполеоновскую армию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Михаил Лермонтов написал «Бородино» к 25-летию Бородинской битвы. Литературный Виссарион Белинский писал о стихотворении Лермонтова: «…в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Мцыри»: Произведение, написанное в 1839 году, относится к поздним кавказским поэмам Михаила Лермонтова и считается одним из последних классических образцов русской романтической поэзии. Сюжет поэмы взят поэтом из кавказской жизни и вдохновлен фольклорными мотивами. В основе поэмы — трагическая история мальчика-горца, который был пленен русским генералом. Заболевшего в дороге ребенка оставили на воспитание в монастырской обители, где он и вырос вдали от отечества и «вдали от солнечного света». Мцыри убегает из монастырской неволи и бежит неведомо куда. Ощущение свободы возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя, — память детства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Поэма написана четырехстопным ямбом с исключительно мужской рифмой. Опубликована в 1840 году.

  Добавить текст Вернуть оригинал

По материалам https://www.culture.ru/books/

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 39

Опыт литературоведческого исследования

Подготовьте рассуждение о том, насколько различны два великих русских поэта — А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Используйте при подготовке высказывания литературоведов-исследователей, критиков, цитаты из произведений поэтов. Можно при этом сравнить стихотворения поэтов на одну из тем (например, «Тема любви в творчестве Пушкина и Лермонтова» и т. п.).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Многие филологи обращаются к сайту http://feb-web.ru/, где представлены исследования уважаемых литераторов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

На данном портале я нашла следующую информацию о сходствах и различиях творчества Пушкина и Лермонтова. Полную информацию можно прочитать по данной ссылке:

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/jt/jt1-356-.htm?cmd=p

  Добавить текст Вернуть оригинал

Белинский сравнивал Пушкина с морем, принявшим в себя воду всех рек и ручейков, включившим в себя всё предшествующее ему развитие, все большие и малые явления нашей допушкинской литературы. Лермонтов имел перед собой не только большие и малые литературные реки и ручейки — перед ним необъятно раскинулось безбрежное пушкинское море. В творчестве Лермонтова, как и в стихах Пушкина, можно открыть следы самых разнообразных «влияний», заимствований и реминисценций — от Ломоносова и Ивана Дмитриева до Козлова, Жуковского, Полежаева, Баратынского, — однако среди всех этих разнообразных речек и ручейков основной движущей силой был мощный, неиссякаемый поток пушкинского творчества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Лермонтов оказывается подлинным «наследником», «преемником» Пушкина, продолжающим вести нашу литературу тем основным путем, на который поставил ее Пушкин, продвигающим далее решение тех исторических задач, которые впервые были осознаны и для своего времени решены Пушкиным: воплощение в русской литературе европейского романтизма в его байроническом аспекте; создание «поэзии действительности» — великой реалистической литературы; обращение литературы к сокровищнице народного творчества; художественное воплощение современности в образе центрального типического лица; создание лирики, расцвеченной всеми красками, пронизанной всеми голосами жизни, откликающейся на все запросы современности; создание русской художественной прозы. Общественно-историческая близость Лермонтова к Пушкину обусловила в основных чертах сходство их идейно-художественной эволюции.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Художественно-творческий опыт Пушкина, первым проделавшего эту эволюцию, оказывается для Лермонтова могучим подспорьем в его собственном творческом пути. В самые критические моменты этого пути Лермонтов неизменно обращается за творческим содействием к Пушкину, обретая в нем новые указания, новые силы, новые импульсы для создания своих собственных глубоко оригинальных художественных шедевров.

  Добавить текст Вернуть оригинал

История творческих отношений Лермонтова и Пушкина развертывает картину не «влияния» одного писателя и подчинения этому «влиянию» другого, а кровной, органической преемственности, теснейшей историко-литературной связи двух непосредственно следующих друг за другом крупнейших представителей нашей литературы. На выяснении этих отношений формула: «Пушкин — родоначальник новой великой русской литературы» — обретает свою конкретную наполненность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Отношение лермонтовского творчества к творчеству Пушкина издавна привлекало к себе внимание критиков и литературоведов. Бросающееся в глаза сходство ряда элементов творчества Лермонтова с произведениями Пушкина заставляло некоторых прямо говорить о неоригинальности, подражательности Лермонтова. Особенно крайнюю позицию занял в этом отношении критик 60-х годов Варфоломей Зайцев, утверждая в своей статье о Лермонтове, что произведения последнего являются «рабскими подражаниями» Пушкину, так что нужно иметь даже громадную память, чтобы запомнить, что именно принадлежит ему и что Пушкину.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Утверждение это, конечно, чудовищно несправедливо и свидетельствует о полном непонимании критиком живого процесса развития литературы, строящегося на тесных взаимных связях писателей друг с другом, на постоянной органической преемственности. Литературоведы, подходившие обычно к вопросу о литературных отношениях Пушкина и Лермонтова с бо́льшим пониманием этой стороны дела, чаще всего ограничивались признанием большого «влияния» Пушкина на лермонтовское творчество. Самой обстоятельной работой этого рода, подытожившей весь накопленный предшественниками материал и подобравшей еще целый ряд параллельных мест, текстовых совпадений, реминисценций и т. п., является книжка Б. В. Неймана «Влияние Пушкина в творчестве Лермонтова», вышедшая к юбилею 1914 г.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако большинство исследователей отмечало, что творчество Пушкина имело значение для Лермонтова только в первый, ранний, период деятельности последнего. «Поэзия Пушкина имела значение для Лермонтова лишь в первые годы его творческой деятельности (1828—1830 гг.)», — пишет, например, в своей статье «Влияние на творчество Лермонтова русской и европейской поэзии» С. В. Шувалов1.

  Добавить текст Вернуть оригинал

С этим солидаризируется в своей книжке о Лермонтове 1924 г. и Б. М. Эйхенбаум, склонный вообще связывать поэзию Лермонтова не с Пушкиным, а с Жуковским и второстепенными поэтами его школы, вроде И. Козлова, Подолинского и др. «От Пушкина он постепенно отходит к линии Жуковского и его последователей», — пишет Эйхенбаум и через некоторое время, говоря о зрелом Лермонтове, снова повторяет: «Обходя Пушкина, поэзия которого в это время уже переставала удовлетворять и начинала восприниматься как «вчерашняя», Лермонтов останавливается на Жуковском и на поэтах его школы» (стр. 29 и 101).

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам