Размышляем о прочитанном
Какой композиционный приём использовал Лермонтов, чтобы рассказать о единстве двух любящих душ?
Лермонтов использует зеркальную композицию.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 36
Итоговые вопросы
Размышляем о прочитанном
1. В чём суть размышлений поэта о жизни, поэзии, любви? Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова близки вам?
Поэт чувствует себя одиноким в этом мире, не таким, как все, ощущает свою исключительность. Его думы мучают его. Размышления о любви, жизни пессимистичны. Лишь в поэзии он находит гармонию и умиротворение.
Добавить текст Вернуть оригиналМне нравятся стихотворения «Пророк», «Поэт», «Нищий».
Добавить текст Вернуть оригинал2. Как вы понимаете стихотворения «Родина», «Пророк»? Каковы духовные страдания поэта и с чем он связывает свои надежды?
Добавить текст Вернуть оригиналВ стихотворении «Родина поэт глубоко ценит и понимает народную жизнь, родные тихие просторы, милые пейзажи. В каждой детали он находит близкое сердцу. Лермонтов любит свою Родину. Он называет эту любовь «странной», ведь невозможно любить «страну рабов и господ», но Лермонтов видит в ней другое.
Добавить текст Вернуть оригинал«Пророк». Пророку стало доступно высшее знание, с тем чтобы он шёл к людям и возвещал истину. Лермонтовский пророк пришёл к людям и выполнял эту миссию, но истина оказалась никому не нужной. Поэтому он удалился в пустыню.Люди не хотели замечать собственных ошибок, менять свою жизнь к лучшему, поэтому предпочли не верить пророку. Но пророк верит в Бога, верит, что Бог гласит его устами.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Какие контрасты обнажены в стихотворении «Парус»? Подчеркните параллелизм природы и человеческой жизни. Какие идеи отстаивали романтики?
Добавить текст Вернуть оригиналПарус» (1832). Это стихотворение — одно из самых романтических произведений поэта. Оно напоминает простую пейзажную зарисовку, но на фоне природных образов проступает противоречие между «морем» и «парусом», в котором угадывается другое противоречие — между безграничным морем жизни и человеческой личностью. Поэт свободно сталкивает разные по времени состояния природы — бурю и покой. Морская стихия не может одновременно и в одном месте быть покойной, умиротворённой и бушующей, бурной. Вместо реальной картины перед читателем возникает воображаемый пейзаж. Образ одинокого человека, не нашедшего пристанища ни в родной, ни в чужой стране, типичен для Лермонтова. Героя всегда что-то не удовлетворяет, влечёт, и он задаёт себе тревожные вопросы, углубляющие тревогу: почему он одинок, почему он устремлён в далёкую страну и почему покинул Родину? Становится ясно, что парус брошен в пучину жизни и помещён не только в горизонтальное, но и в вертикальное пространство — между небом и морем. Этот контраст также проведён последовательно и закреплён в антитезах стихотворения («под ним» — «над ним»). В то время как морская стихия принимает и шторм, бурю («Играют волны — ветер свищет, / И мачта гнётся и скрыпит...»), и штиль, покой («Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой...») и даже радуется им, парус, под которым, конечно, подразумевается человек, остаётся неприкаянным и неудовлетворённым.
Добавить текст Вернуть оригиналСмысл романтизма, помимо всего прочего, заключён в том, что романтизм, а стало быть, и поэты-романтики не могут найти удовлетворения нигде — ни в небесах, ни на земле, ни на море. Их навсегда пленил недостижимый, но прекрасный идеал жизни. (статьи учебника с.250-251)
Добавить текст Вернуть оригинал4. Какие размышления вызвала у Лермонтова трагическая смерть Пушкина?
В стихах на смерть Пушкина, поэт открыто проявлял свой гнев по отношению к правящим в то время в России кругам, за что был сослан на Кавказ. Во время этой ссылки творчество автора лишь расцвело.
Добавить текст Вернуть оригиналСтихотворение «Смерть Поэта» написано сразу после кончины Пушкина, лишь только весть о ней облетела Петербург. Оно представляет собой лирический монолог, в котором гневная речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков.
Добавить текст Вернуть оригиналСтоль же резко меняются тональность и стиль. С одной стороны,
Добавить текст Вернуть оригиналвозвышенная, декламационная лексика, восходящая к жанру оды, с другой — плавная, задумчивая речь с воспоминаниями, размышлениями, сожалениями, обычная в элегии. С одной стороны, обличительные эпитеты, броские и негодующие:
Добавить текст Вернуть оригиналНе вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
С другой стороны, слова и образы, взятые из элегий:
Добавить текст Вернуть оригиналЗамолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
Гневная инвектива сменяется рассказом («Его убийца хладно-
Добавить текст Вернуть оригиналкровно...»), затем элегическим размышлением, затем снова оратор-
Добавить текст Вернуть оригиналской речью, элегией и опять декламацией («А вы, надменные потомки...»).
Добавить текст Вернуть оригиналРитм и речь передают нервное состояние и страстное
Добавить текст Вернуть оригиналпереживание исполненного негодования и чрезвычайно взволнованного поэта.
Добавить текст Вернуть оригинал(по материалам учебника с.255)
5. Какие художественные средства и приёмы помогают поэту передать негодование общества в связи с гибелью «дивного гения»?
Добавить текст Вернуть оригиналСравнения: угас, как светоч; подобный сотням беглецов; как тот певец
Добавить текст Вернуть оригиналЭпитеты: гордой головой, мелочный обид, торжественный венок, свободный, смелый дар, хладнокровно навел, бьется ровно, миг кровавый, завистливый и душный свет, иглы тайные
Добавить текст Вернуть оригиналРиторические вопросы: к чему теперь рыданья, пустых повал ненужный хор и жалкий лепет оправданья? И что за диво?
Добавить текст Вернуть оригиналМетафоры: невольник чести, не вынесла душа поэта, хор похвал, судьбы приговор, увял торжественный венок, иглы тайные язвили славное чело, Свободы, Гения и Славы палачи
Добавить текст Вернуть оригиналВозвышенная лексика: невольник чести, пал, оклеветанный, молвой, увял торжественный венок, прославленных отцов, пятою, поправшие, палачи, наперсники разврата, звону злата, злословью, поэта праведную кровь
Добавить текст Вернуть оригиналВосклицания: погиб поэт! Убит! Судьбы свершился приговор! На что он руку поднимал!
Добавить текст Вернуть оригинал6. Вспомните стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Попробуйте взглянуть на стихотворение по-новому, сквозь призму личности автора. (Например: какая «мысль народная» прозвучала в стихотворении «Бородино»? О чём тоскует поэт и как это проявляется в тексте стихотворения? Есть ли в стихотворении «Бородино» элегическая интонация?)
Добавить текст Вернуть оригиналНародная мысль «Бородино» в том, что народ очень любит свою страну, гордится Родиной, готов за нее бороться. Поэт сожалеет о самой войне, о человеческой гибели. Также Лермонтов сожалеет о том, что народ измельчал, что в нем нет героев, равных тем, что пали под Бородино:
Добавить текст Вернуть оригинал— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Элегическая интонация звучит в первых строках «Бородино». Она подчеркивает, что поэт думает о времени народного подъема, когда каждый русский был готов отдать жизнь за освобождение Отечества, и это способствовало формированию с ценностей целого поколения.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? Что любезно сердцу поэта и что оставляет его равнодушным? Приведите примеры из стихотворения «Родина».
Добавить текст Вернуть оригиналПоэт глубоко ценит и понимает народную жизнь, родные тихие просторы, милые пейзажи. В каждой детали он находит близкое сердцу.
Добавить текст Вернуть оригиналНо я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
Добавить текст Вернуть оригиналИ, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Добавить текст Вернуть оригиналДрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Он называет эту любовь «странной», ведь невозможно любить «страну рабов и господ», но Лермонтов видит в ней другое.
Добавить текст Вернуть оригиналРавнодушным оставляет поэта следующее:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.