Решебник литература 9 класс Коровина ФГОС Часть 1, 2 Часть 2 | Страница 218

Авторы:
Год:2023
Тип:учебник
Часть:1, 2
Нужно другое издание?

Страница 218

Размышляем о прочитанном

4. Как проявилось знание Шекспиром театра, актёрской профессии «изнутри» в сцене подготовки спектакля Гамлетом и актёрами?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Шекспир был знатоком театра, актерской профессии. Поэтому он с легкостью передал подготовку спектакля, актеров, указал важные советы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Что Гамлет стал ценить в людях с тех пор, как «стал выбирать свободно и различать людей»?

Гамлета стали привлекать искренние, порядочные люди.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Какой каламбур использовал Гамлет в разговоре с Полонием, когда спросил о его актёрском прошлом? Какое отношение он этим продемонстрировал?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Брутально убить столь капитальное теля.

Полоний играл Цезаря, которого убил Брут на Капитолийском холме. Гамлет обыграл имя Брута и слово брутальный, слова Капитолий и капитальное.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Этим Гамлет насмехался над Полонием, показывал свое презрение к нему.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Для кого Гамлет подготовил «Мышеловку»? Зачем она была нужна ему?

Гамлет готовит «Мышеловку» для Клавдия, которого подозревал в убийстве своего отца. Он разыграл спектакль убийства, поручив своему другу Горацио следить за реакцией Клавдия на события спектакля.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. В чём смысл сравнения Гамлетом себя с флейтой в разговоре с Гильденстерном?

Гамлет сравнивает себя с флейтой, указывая на то, что, хотя инструмент кажется легким и понятным, на нем трудно играть. Этим он подчеркивает, что не позволит собой управлять.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Какие черты характера Полония высмеивает Гамлет в финале второй сцены?

Гамлет высмеивает глупость и лицемерие Полония.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Почему Гамлет не смог убить Клавдия во время его молитвы?

По вере Гамлета, убить во время молитвы –отправить душу в Рай. А Гамлет желал мук для Клавдия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Почему же Гамлет без колебаний пронзил ковёр, думая, что там спрятался король?

Гамлет испытывал гнев, раздражение и отчаяние. Он без сомнения пронзил ковер, думая, что там Клавдий. Но там оказался Полоний.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 218

Творческое задание

В «Гамлете» используется художественный приём «пьеса в пьесе», или «спектакль в спектакле». Напишите небольшое сочинение от лица одного из зрителей спектакля «Мышеловка» (Клавдия, Гертруды, Офелии). Какие чувства переживали они по ходу развития действия постановки?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Сочинение от имени Клавдия

Гамлет пригласил меня посмотреть один спектакль. Но уже первая сцена заставила меня нервничать. Актеры на сцене разыграли убийство короля, это было очень похоже на правду.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Потом спектакль показался мне очень интересным, я на время увлекся его наполнением. Я попытался выведать у Гамлета, знает ли он что-то, чтобы заглушить свои опасения. Потом на сцене появился сам убийца, и тут я понял, что Гамлет все знает. Коварный план Гамлета мог сработать, и я поспешил покинуть зал.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 218

Развиваем дар слова

В ответ на пояснение Гамлета о происходящем на сцене Офелия говорит: «Вы отличный хор, мой принц». Какое значение слова «хор» используется в данном случае?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Хор — это коллективный участник древнегреческого драматического представления.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Руководитель хора — корифей. Хор оставался на сцене в течение всего представления. Он помогал автору в раскрытии смысла трагедии и душевных переживаний его героев, давал оценку их поступков с точки зрения морали.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Хор выражал отношение зрителей к происходящему на сцене, представал как глас народа, а также выступал как действующее лицо.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Изначально древнегреческая трагедия проходила как хоровое представление из 50 человек, поющих гимны богу Дионису. После появления актёров хор продолжал играть главную роль. В его партиях раскрывался смысл спектакля.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Со временем роль хора снижалась, более значимыми становились индивидуальные герои. В более поздние эпохи роль хора заменяли вставки из номеров и танцев, не связанных с сюжетом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

(ВИКИПЕДИЯ)

Стр. 218

Литературе и другие виды искусства

Обратившись к ресурсам Интернета, посмотрите видеозаписи фрагментов спектакля «Гамлет» в Московском театре на Таганке (режиссёр Ю. П. Любимов). Напишите сочинение на тему «Гамлет Владимира Высоцкого».

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Мой Га́млет» — стихотворение советского поэта Владимира Высоцкого, написанное в апреле 1972 года. Оно было создано через несколько месяцев после того, как Высоцкий начал исполнять роль Гамлета в постановке одноимённой пьесы Шекспира московского Театра на Таганке. В СССР впервые напечатано в журнале «Литературная Грузия» № 8 за 1981 год. В произведении автором ставится ряд философских вопросов, а завершается оно словами о том, что самые важные вопросы ещё даже не заданы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Премьера «Гамлета» в Театре на Таганке состоялась 29 ноября 1971 года. Заглавную роль исполнял Высоцкий. Постановка шла в театре до 18 июля 1980 года включительно; и последний спектакль состоялся за неделю до смерти Высоцкого. За это время прошло более 200 представлений, в том числе в Болгарии в 1975, Югославии в 1976, Франции в 1977 и Польше в 1980 году. Высоцкий ни разу не отказался от роли Гамлета, в том числе и в последний период перед смертью, когда его заменяли другими актёрами во всех остальных спектаклях. Со дня смерти Высоцкого «Таганка» больше «Гамлета» не ставила, более того — в начале 1980-х годов и другие советские театры избегали этой пьесы. Как пишет корейский театровед Ким Ван Сок, «Память о Гамлете-Высоцком была настолько сильна, что любое, пусть очень талантливое воплощение пьесы вызывало бы невольное сравнение»[2].

  Добавить текст Вернуть оригинал

Польский литературовед Бартош Осевич подчёркивает, что Высоцкий чувствовал духовное родство со своим героем и при этом видел в персонаже Шекспира собрата не только по духу, но и по перу — поэта. Стихотворение «Гамлет» Бориса Пастернака («Гул затих. Я вышел на подмостки») актёр исполнял под гитару в начале одноимённого спектакля[3]. Исследователь русской бардовской песни Анатолий Кулагин весь период поэтического творчества Высоцкого начала 1970-х годов прямо называет «гамлетовским». Стихотворение «Мой Гамлет» было создано в 1972 году, через несколько месяцев после премьеры «Гамлета» в Театре на Таганке, и, с точки зрения Кулагина, является для этих лет программным[4].

  Добавить текст Вернуть оригинал

В стихотворении отразились некоторые трактовки роли Высоцким-актёром. Например, в одном из интервью Высоцкий подчёркивал, что его герой на самом деле не задаётся вопросом, быть или не быть[1]:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Гамлет, которого я играю, он у меня не думает, быть ему или не быть. Потому что – быть; он знает, что хорошо жить, все-таки. …Как ни странно, вопрос, который всем ясен – что быть лучше и жить надо – все равно стоит перед определенными людьми всю историю человечества. Вот что Гамлета мучает – значит, что-то не в порядке, если ясно, что жить лучше, а люди все время решают этот вопрос.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Общим для роли Высоцкого в театре и его стихотворения является также мотив конфликта между неприятием насилия и стремлением к мести[1]:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Гамлет у нас прежде всего мужчина. Мужчина, воспитанный жестоким временем. Но еще и студент. И поумнее, чем все его сверстники. Его готовили на трон, он должен был управлять государством. А троном завладел цареубийца. Гамлет помышляет только о мести. Но он против убийства. И это его страшно мучает.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако Алла Демидова, игравшая в этой же постановке королеву Гертруду (а в 1968 году выступившая в журнале «Юность» с интервью под заголовком «Почему я хочу сыграть Гамлета»), считает, что Высоцкий как поэт опередил в этом стихотворении Высоцкого-актёра, задав в нём такие темы, которые на сцене в 1972 году ещё не затрагивал. Гамлет Высоцкого в 1972 году, по словам Демидовой, был «узнаваемым мальчиком 60-х годов», выросшим в послевоенном московском дворе с его силовой борьбой за место вожака, и только к концу жизни актёр превратил своего персонажа в мудрого философа «с неразрешимыми вопросами и глубокой ответственностью перед временем и людьми»[5].

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Мой Гамлет» никогда не был положен на музыку, как и некоторые другие стихотворения Высоцкого начала 1970-х годов — «Революция в Тюмени», «Я не успел», «Из дорожного дневника»[5]. Именно как стихотворение автор исполнял его на своих концертах; наиболее известна видеозапись исполнения в августе 1977 года в Мехико (съёмка ТВ Мексики для передачи Musicalisimo 77, студия 13 Canal Television[6]). В печати оно появилось уже после смерти Высоцкого — в журнале «Литературная Грузия» № 8 за 1981 год[7][8]; в том же году оно было включено в I издание авторского сборника «Нерв» (составитель Роберт Рождественский)[9], войдя в раздел под тем же названием[10]. В мае 1987 года фирма «Мелодия» выпустила двойной альбом «Владимир Высоцкий. …хоть немного ещё постою на краю…», в который вошли в том числе записи чтения песен и стихотворений Высоцкого в исполнении известных актёров театра на Таганке. Стихотворение «Мой Гамлет» вошло во второй диск альбома в исполнении Аллы Демидовой[11]. В 1991 году в серии «На концертах Владимира Высоцкого» вышел диск под 20-м порядковым номером с заглавием «Мой Гамлет», в который также включено одноименное стихотворение[12].

  Добавить текст Вернуть оригинал

Литературоведческие работы, посвящённые стихотворению «Мой Гамлет», отмечают, что образ Гамлета часто появляется в русской поэзии XX века. Гамлет фигурирует и в творчестве Пушкина, Тургенева и Аполлона Григорьева[13], и в произведениях поэтов серебряного века (Блок, Пастернак, Ахматова), и у более поздних авторов (Арсений Тарковский, Давид Самойлов[1]). Литературоведы находят в стихотворении Высоцкого как смысловые пересечения с произведениями предшественников, так и прямые отсылки к ним. Отношения между «спокойно идущим прямо в короли» Гамлетом Высоцкого и окружающим его миром в начале стихотворения сравниваются с отношениями принца Гамлета и Офелии у Анны Ахматовой, мотив предначертанности пути («Я знал — мне будет сказано: „Царуй!“ — Клеймо на лбу мне рок с рожденья выжег») с аналогичной идеей у Пастернака («Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути…»)[1]. Почти дословной цитатой из Пастернака является строка «Зов предков слыша сквозь затихший гул…» («Гамлет» Пастернака начинается со слов «Гул затих…»)[1][5][14], отмечается совпадение «Я — Гамлет» у Высоцкого и Блока[1].

  Добавить текст Вернуть оригинал

При этом отмечается полемика Высоцкого с самим Шекспиром. Если шекспировский Гамлет традиционно считается олицетворением нерешительности, рефлексии, разрывающих душу сомнений, то персонажу Высоцкого свойственны такие черты, как сильный характер, уверенность в себе и готовность к действию и ответственности за него[13]. Герой Шекспира в мучениях осознаёт и принимает своё право на месть, отказываясь от ненасилия; у Высоцкого же в центре трагедии оказывается неспособность окружающего мира смириться с правом героя на отказ от насилия[5]. Литературовед В. К. Кантор пишет, что презрение Гамлета Высоцкого к короне и трону — осовремененное прочтение образа, тогда как шекспировский герой рассматривает свои действия с точки зрения государственной пользы и перед смертью находит время, чтобы назвать предпочтительного кандидата на власть[15]. У Шекспира Полоний называет принца Гамлета заурядным поэтом — для Высоцкого же, как и для некоторых его предшественников в русской литературе, образ Гамлета как поэта, человека книги выходит на первый план[16].

  Добавить текст Вернуть оригинал

Большое внимание литературоведы уделяют роли антитез в стихотворении. Часть из них связана с эволюцией образа от начала к концу произведения. О. Казмирчук отмечает противопоставляемую пару «я» — «они» (при этом в начале стихотворения «я» является частью «их», отсюда и ещё одно противопоставление «Гамлет-человек» и «Гамлет-принц»), а также «верх» — «низ», которые в процессе повествования меняются местами: «Груз тяжких дум наверх меня тянул, А крылья плоти вниз влекли, в могилу»[1]. Таким образом, возникает одно из тех парадоксальных противостояний, которые определяются Н. Крымовой как «смысловые перевёртыши». Другие «перевёртыши», отмечаемые критиками — поменявшиеся местами понятия «вопрос» и «ответ» («А мы все ставим каверзный ответ И не находим нужного вопроса»), отождествление «гениального всплеска» и «бреда», сближение рождения и смерти («В рожденье смерть проглядывает косо»), подъёма и провала, прозрения и глупости («Я прозревал, глупея с каждым днём»)[1][5]. А. Кулагин пишет:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Можно сказать, что всё стихотворение — развёрнутый оксюморон, суть которого не в самоцельной игре противоположными понятиями, а в ощущении сложности бытия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

(ВИКИПЕДИЯ)

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам