Размышляем о прочитанном
1. Расскажите об основных периодах жизни и творчества Н. М. Карамзина. Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма в России? Перечислите основные черты этого литературного направления. Какую литературную «программу» выдвинули сентименталисты и развитию каких жанров они содействовали?
Добавить текст Вернуть оригиналОсновные этапы жизни Н. Карамзина я изложил в его краткой биографии с. 74.
Добавить текст Вернуть оригиналКарамзина называют родоначальником сентиментализма, потому что он положил начало этому направлению в русской литературе.
Добавить текст Вернуть оригиналВ целях обновления литературного языка Карамзин из трёх стилей классицизма («высокий», «средний», «низкий») выдвинул на первый план «средний», на котором говорит и пишет образованное общество. В этом состояла реформа литературного языка, предпринятая Карамзиным.
Добавить текст Вернуть оригиналОсновные черты сентиментализма:
Внимание к конкретному человеку, его чувствам и переживаниям
Добавить текст Вернуть оригиналПодчинение чувствам, а не разуму
Культ природы
Культ врожденной нравственной чистоты
Уход от однозначности классицизма
Основными жанрами сентиментализма стали роман, элегия, дневник, мемуары, путешествия и эпистолярный жанр, то есть письма.
Добавить текст Вернуть оригиналГлавным объектом сентименталистов стала человеческая душа.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Проанализируйте повесть «Бедная Лиза». Какими описаниями начинается это произведение Н. М. Карамзина? Известны ли вам эти места Москвы? Изменились ли они в настоящее время? Какие чувства вызывают у вас эти описания? Какую роль играют они в развитии сюжета? Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать? Обратите внимание на эпитеты (любезная, нежная, робкая и т. д.). Охарактеризуйте Лизу и Эраста. Как складывались их отношения? Почему они расстались? Почему повесть «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма?
Добавить текст Вернуть оригиналНо всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим.
Добавить текст Вернуть оригиналМосква в наше время изменилась. Нет уже той природы и полей, что описаны у Карамзина. Это вызывает у меня смешанные чувства: с одной стороны, было бы интересно увидеть ту давнишнюю Москву, а с другой – мне нравится технологический прогресс, и я рад, что Москва превратилась в огромный мегаполис.
Добавить текст Вернуть оригиналОписания знакомят читателя с местом действия и вводят его в мечтательную и завораживающую атмосферу.
Добавить текст Вернуть оригиналИстория семьи:
Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обедняли. Ленивая рука наемника худо обработывала поле, и хлеб перестал хорошо родиться. Они принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги. К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего — ибо и крестьянки любить умеют! — день ото дня становилась слабое и совсем не могла работать. Одна Лиза, — которая осталась после отца пятнадцати лет, — одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве. Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери. «Бог дал мне руки, чтобы работать, — говорила Лиза, — ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить на тобою. Перестань только крушиться, перестань плакать: слезы наши не оживят батюшки». Но часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою. — «На том свете, любезная Лиза, — отвечала горестная старушка, — на том свете перестану я плакать. Там, сказывают, будут все веселы; я, верно, весела буду, когда увижу отца твоего. Только теперь не хочу умереть — что с тобою без меня будет? На кого тебя покинуть? Нет, дай бог прежде пристроить тебя к месту! Может быть, скоро сыщется добрый человек. Тогда, благословя вас, милых детей моих, перекрещусь и спокойно лягу в сырую землю».
Добавить текст Вернуть оригиналМать называет дочь «любезной». Эпитеты подчеркивают прекрасную душу Лизы.
Добавить текст Вернуть оригиналЛиза – девушка 15 лет. Живет с матерью. Она трудолюбива, чиста и невинна. Влюбляется в молодого человека из высшего света, Эраста.
Добавить текст Вернуть оригиналЭраст – молодой дворянин, поверхностный и легкомысленный. Влюбившись в Лизу, испытывает новые чувства, но затем, проиграв состояние, женится на богатой даме.
Добавить текст Вернуть оригиналЛиза искренне думала, что Эраст ее любит, но тот, проиграв все свое состояние, бросает девушку и женится на богатой вдове. Не в силах пережить потерю возлюбленного, а также поруганной чести, Лиза топится в пруду.
Добавить текст Вернуть оригиналКарамзин представляет вниманию читателя трогательную историю молодой девушки, описывая все ее переживания и эмоции, оттого ее смело можно отнести к направлению сентиментализма.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Расскажите о реформе литературного языка, проведённой Н. М. Карамзиным. Чем она вызвана и в чём она состояла?
Карамзин был убеждён в том, что путь человечества един, что Россия должна идти дорогой, по которой идут все цивилизованные страны Европы. Для того чтобы это сделать, нужно, считал Карамзин, создать новую культуру, преодолев разрыв между литературой и жизнью. В словесном творчестве это выражалось в двуедином принципе: «писать как говорят» и «говорить как пишут», т. е. письменный язык должен быть приближен к разговорному, разговорный — стать основой письменного, книжного языка. В итоге литература должна быть очищена как от «высокопарности», «выспренности», отвлечённости, так и от грубой повседневности. Создание новой культуры мыслилось Карамзиным с помощью просвещённого вкуса, разумных понятий и чувств. В целях обновления литературного языка Карамзин из трёх стилей классицизма («высокий», «средний», «низкий») выдвинул на первый план «средний», на котором говорит и пишет образованное общество. В этом состояла реформа литературного языка, предпринятая Карамзиным.
Добавить текст Вернуть оригинал4. В чём значение творчества и личности Н. М. Карамзина для России — её культуры и литературы?
Николай Карамзин выступил великим реформатором русского языка. Он обогатил наш язык, целенаправленно отказался от церковнославянской лексики и грамматики в своих произведениях, подводя их слог к обиходному языку современной ему эпохи, используя более простые синтаксические конструкции, по сравнению с теми, что были приняты в литературе тех времен. Одним из первых Карамзин начал использовать букву «Ё».
Добавить текст Вернуть оригиналБлагодаря Карамзину общество стало интересоваться историей. Он создал многотомную «Историю государства российского».
Добавить текст Вернуть оригиналПовесть «Бедная Лиза» стала прорывом в отечественной литературе, устремив читателя в мир человеческой души.
Добавить текст Вернуть оригиналКарамзин стал первым русским профессиональным литератором, он принимал участие в создании журналов («Московский журнал», «Вестник Европы»), в которых публиковал не только произведения российских и западноевропейских авторов, но и собственные произведения. Публикация «Бедной Лизы» и «Писем русского путешественника» принесли ему всероссийское признание и известность. (Русская Семерка russian7.ru)
Добавить текст Вернуть оригинал