Решебник литература 9 класс Коровина ФГОС Часть 1, 2 Часть 1 | Страница 319

Авторы:
Год:2023
Тип:учебник
Часть:1, 2
Нужно другое издание?

Страница 319

Творческое задание

2. Создайте эссе на тему «Мотив воспоминания в лирике А. С. Пушкина».

А.С. Пушкин – величайший поэт мировой истории. Тема воспоминания играет немаловажную роль в его творчестве. Эта тема берет свое начало из направления сентиментализма, при котором возник интерес к внутреннему миру человека.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Творчество поэта напрямую связано с историческими событиями. Эти события автор отразил на строках своих произведений. Приведу несколько примеров.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В стихотворении «Погасло дневное светило» лирический герой наполнен печальными раздумьями об ушедшей молодости, о разлуке с близкими, о былой любви. Автор отправляет героя в путешествие по волнам прошлого, но в то же время он еще не знает, что за перемены ждут его в будущем. Жизнь полна испытаний, которых не избежать, нужно верить и двигаться дальше.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стихотворение «… Вновь я посетил…» также наполнено воспоминаниями о прошлом. В Михайловском Пушкин вспомнил своё двухлетнее изгнание, няню, которая уже умерла. Мысль его обратилась к прожитому, которому он подводил итог в глубокой и печальной думе о себе и времени. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни («Вот опальный домик...», «Вот холм лесистый...»), видит неумолимый бег времени: «...и много / Переменилось в жизни для меня, / И сам, покорный общему закону, / Переменился я...» Пушкин чувствует мудрость «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, мы можем сделать вывод, что тема воспоминания является одной из ключевых в творчестве Пушкина.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Подготовьте сообщение о лирике А. С. Пушкина последних лет. Какие мотивы в ней возобладали? Назовите их и раскройте.

Лирика и творчество последних лет Пушкина (1831-1837)

  Добавить текст Вернуть оригинал

Тридцатые годы жизни Александра Александровича Пушкина не были простыми.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Это время было омрачено некоторыми событиями (долги, зависимость от двора, скандал с Дантесом), которые, однако, не помешали поэту создавать новые произведения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Это время можно охарактеризовать противопоставлением народа и власти, а также философскими размышлениями.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В эти годы Пушкин совершает поездку в Оренбург и на Урал для сбора информации о Пугачевском восстании. В результате на свет появится произведение «История Пугачева».

  Добавить текст Вернуть оригинал

В этот же период поэт дает ответы на многие философские жизненные вопросы — «Пора, мой друг, пора!..», «Не дай мне бог сойти с ума», «Странник».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Надеясь на повтор предыдущего опыта, Пушкин снова посетил Болдино осенью 1833 года. Однако этот период не стал таким же плодотворным: «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Осень».

  Добавить текст Вернуть оригинал

В одном из последних стихотворений поэта — «Памятник» — поэт дает определение себе и своему творчеству, осознавая важность своих произведений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Эти стихи станут пророческими.

http://hronika.su/lirika-poslednikh-let-pushkina-1831-1837/

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Опираясь на примеры анализов стихотворений в учебнике, проанализируйте самостоятельно одно из стихотворений Пушкина, например «Когда за городом, задумчив, я брожу...». Почему поэт противопоставляет публичному кладбищу кладбище родовое? Какие чувства и мысли возникают у него при посещении этих мест? Какой тон и стиль господствуют в изображении публичного кладбища, и изменяется ли тональность и стилевая окрашенность при изображении кладбища родового?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Или, например, стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Почему Пушкин предпочитает так называемые «объективные эпитеты»: «улиц шумных», «многолюдный храм», «юношей безумных»? О чём свидетельствуют такие эпитеты? Почему в стихотворениях о жизни и смерти, как правило, появляется образ дуба, придающий, казалось бы, мрачным темам и мотивам оптимистический, жизнеутверждающий смысл и мажорный финал?

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Когда за городом, задумчив, я брожу»

Это стихотворение написано Пушкиным в 1829 году. В нем противопоставляются образы городского кладбища и родового. Автор показывает фальшивый мир столицы через призму городского кладбища. Дворяне чиновники, купцы - все они захоронены тут. И даже после своей смерти они сохранили всю суть своего прошлого существования. Другое дело – сельское кладбище, куда люди приходят действительно излить душу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В переходе от одной части к другой меняются и тон, настроение поэта. Противопоставлена и лексика поэта: «Под коими гниют все мертвецы столицы» - «Где дремлют мертвые в торжественном покое». Автор с пренебрежением говорит о городском кладбище, со «злым унынием». И с нежностью описывает тихое родовое кладбище.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стихотворение оставило очень тяжелое впечатление. Это очень сложная тема в лирике, понять ее непросто.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 319

Опыт литературоведческого исследования

1. Расскажите о стихотворении или стихотворениях Пушкина, посвящённых теме поэта и поэзии. В чём их пафос? Какие авторы писали о значении поэзии в стихотворениях под названием «Памятник»? Откуда у поэта уверенность, что он долго будет «любезен народу»? К чему призывает он свою музу? Сравните стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и «Памятник» Державина. В чём вы видите сходство и различия осмысления этой темы у двух поэтов? Прокомментируйте каждую строку в стихотворениях.

  Добавить текст Вернуть оригинал

А. Пушкин много внимания уделил теме поэта и поэзии в своем творчестве. Стихотворениями «Пророк», «Поэту», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг…» автор пытался донести до читателя, что быть поэтом – особый дар.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мы знаем, что Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг…» по мотивам произведений «Памятник» Горация и Державина. Облик новой культуры эпохи 19 века сложился благодаря Пушкину. Он смело писал об окружающей действительности, о человеческих пороках, призывал к милосердию и любви. Пушкин призывает Музу быть послушной только «Божьему велению», имея в виду свободу и независимость поэтического слова.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стихотворения Пушкина и Державина в целом огромного различия не имеют. Тема и идея здесь одни – поэты верят в силу и бессмертие своего творчества. Подражая Горацию, поэты внесли индивидуальность в свои произведения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Как уже было сказано, Пушкин в своем стихотворении откровенно цитирует всем известный тогда текст «Памятника» Державина.

  Добавить текст Вернуть оригинал

У Державина стихотворение начинается словами: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». Пушкин демонстративно начинает свое стихотворение: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вторая строфа у Державина начинается словами: «Так! — весь я не умру», — у Пушкина: «Нет, весь я не умру».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Начало третьей строфы у Державина: «Слух про́йдет обо мне», — у Пушкина в рукописи было также: «Слух пройдет обо мне», а затем он переставил те же слова: «Слух обо мне пройдет».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, совершенно ясно, что Пушкин все время подчеркивает непосредственную связь, прямую зависимость своего стихотворения от Державина. Читая эти стихи, мы должны их воспринимать на фоне державинского стихотворения, все время сопоставляя их, фиксируя свое внимание на отступлениях Пушкина от его предшественника. Тем самым эти отличия, эти пушкинские замены державинского текста по замыслу поэта особенно выделяются, приобретают особую значительность...

  Добавить текст Вернуть оригинал

По одному из толкований, в первом четверостишии говорится вовсе не о политических вопросах («восславил свободу» — писал революционные стихи; «милость к падшим призывал» — добивался освобождения декабристов), а о вопросах эстетических и моральных. «Призывал милость к падшим» — значит «призывал смотреть на людей без злобы, на падших — с милосердием, на несчастных — с состраданием».

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Свобода» в стихотворении Пушкина обозначает будто бы не столько политическую свободу, сколько главным образом «полноту наслаждения, доставляемого искусством», «проявление высокой духовной раскованности, внутренней человеческой свободы»; «...высокая свобода, приходящая в моменты творчества и созерцания искусства — та свобода, когда человек как будто все может, когда перед его внутренним взором открывается целый мир, когда он властен быть свободным даже в том унижении, которому подвергает его «жестокий век»...».

  Добавить текст Вернуть оригинал

По другому толкованию, Пушкин в четвертой строфе «Памятника» высказывает не собственное мнение о ценности своей поэзии, о ее праве на любовь народа в будущем, а понимание этой поэзии «народом», «толпой», понимание заведомо неверное, прямо противоречащее взглядам самого Пушкина на цели поэзии вообще и на его собственное творчество в частности. Вот чему, указывают приверженцы такого толкования, вслед за этой строфой идет последняя, где поэт увещевает свою музу не страшиться обиды, равнодушно относиться и к хвале и к клевете и не оспаривать глупцов, не понимающих настоящего смысла его поэзии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Пушкин, вслед за Державиным, тоже упоминает три стороны своей поэзии, дающей ему право на бессмертие. Но, в отличие от Державина, он вторую и третью темы соединяет в одну — политическую. Стих: «Что в мой жестокий век восславил я свободу» — никак нельзя объяснить как «полноту наслаждения, доставленного искусством» (при чем тут «свобода»?), как «проявление высокой духовной раскованности»... А у какого гениального поэта нет такой «раскованности» в процессе творчества? И где, в каких произведениях Пушкин «восславлял» духовную раскованность своего творчества? И, наконец, как понимать первый, беловой вариант этого стиха в «Памятнике»: «Что вслед Радищеву восславил я свободу»? Тут возможным были бы два варианта: или Пушкин имел в виду не «Вольность» Радищева, а какое-то другое его произведение, или Пушкин и здесь (как и в первом стихе) решительно отказался от своего прежнего варианта и четкую политическую тему заменил крайне неопределенной метафорой: «свобода» — в значении состояния человека, когда он как будто все может, когда перед его внутренним взором открывается целый мир?.. При чем тут «свобода»? И где Пушкин «восславлял» это чувство, употребляя слово «свобода»? Да и сам Пушкин не дал нам в этом стихе никаких оснований придавать слову «свобода» не политическое, а какое-то отвлеченно-метафорическое значение..

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://feb-web.ru/feben/pushkin/critics/bnd/bnd-442-.htm?cmd=2

  Добавить текст Вернуть оригинал

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам