Размышляем о прочитанном
1.
Реальна история посыла казаков в Сибирь, их битвы с ханом. Болезнь царя от дум, подробности битвы, поиски Ермака – народная фантазия.
Добавить текст Вернуть оригинал2.
Я думаю, рассказчик уверен в подлинности своих слов:
Добавить текст Вернуть оригинал«Ермак Тимофеевич не поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в неё разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков».
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 16
Обогащаем свою речь
1.
Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра таится, да только далеко она от его царства.
Добавить текст Вернуть оригиналДумал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство. Занемог царь и слёг в постель. Прислужники его, бояре, запечалились, боялись, как бы им без царя-спасителя не остаться, что же они тогда делать будут.
Добавить текст Вернуть оригиналПодходит к царю один его бедный слуга из крестьян и спрашивает:
Добавить текст Вернуть оригинал— Откуда на тебя, царь-батюшка, хвороба навалилась?
Добавить текст Вернуть оригинал— Издалека, — ответил царь.
Рассказал ему крестьянин, что есть такой удалой донской казак Ермак Тимофеевич.
Добавить текст Вернуть оригиналВстал Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака Тимофеевича искать.
Добавить текст Вернуть оригиналВыгнал царь своих слуг из палат царских и позвал к себе верного слугу-крестьянина.
Добавить текст Вернуть оригинал— Разыщи ты мне Ермака, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми слугами, а бояре тебе в пояс будут кланяться.
Добавить текст Вернуть оригинал— Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу.
Добавить текст Вернуть оригиналНадавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил его своей рукой и в добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял с себя все доспехи, облачился в крестьянскую одёжу и пошёл пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят.
Добавить текст Вернуть оригиналРазыскал мужик атамана. Привел его к царю.
Добавить текст Вернуть оригиналЕрмак Тимофеевич не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошёл к своим казакам на Урал. Пришёл. Рассказал обо всём своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала.
Добавить текст Вернуть оригиналДолго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло. Казаков погибло тоже немало, но Ермак всё же одолел сибирского хана и привёл его людей под власть русского царя.
Добавить текст Вернуть оригиналЕрмак Тимофеевич не поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в неё разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.
Добавить текст Вернуть оригинал2.
Сходства: народные сказки и предания придуманы народом, герои преодолевают трудности, помогают простым людям, есть место чудесам.
Добавить текст Вернуть оригиналРазличия: предания описывают подлинные ситуации, сказка содержит выдуманный мир.
Добавить текст Вернуть оригиналБогатства несметные – крупные богатства
Нехоженая землица лежит – находится неизведанная земля
Добавить текст Вернуть оригиналОдолел сибирского хана – победил хана
Стр. 16
Литература и другие виды искусства
1.
Слева под флагами с ликом Божьим казаки Ермака, справа – татары под предводительством хана Кучума.
Добавить текст Вернуть оригинал