Творческое задание
В «сладкой тишине» пробуждается воображение поэта, и вот мысли и образы уже сами к нему бегут один за другим.
Добавить текст Вернуть оригиналСвоеобразие творчества состоит в сочетании реального мира и мира воображения поэта.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 87
Литература и изобразительное искусство
Портреты поэта
Александр Сергеевич Пушкин символизирует не просто «Золотое столетие» родных нашему сердцу стихов, но он поднят на пьедестал выдающегося создателя русской литературы всех эпох.
Добавить текст Вернуть оригиналЯвляясь гениальной личностью, знаменитый писатель был достаточно сложной фигурой, исходя из высказываний тех, с кем он был знаком. Потому что, любой, кто был знаком с Пушкиным, описывал его по-своему, поэтому картин его немного.
Добавить текст Вернуть оригиналОриентировочно, самое первое изображение Александра Сергеевича Пушкина относится к живописцу Ксавье де Местру, учившего старшую сестру юного писателя, Ольгу, живописному видению и ретушированию. Полотно «Пушкин-ребенок» относится к датам 1801-1802 годов.
Добавить текст Вернуть оригиналНемного более позднее акварельное изображение Саши Пушкина, создано его воспитателем Сергеем Чириковым, учившим, вдобавок юного писателя изобразительному искусству. Данный труд имеет дату 1810 года.
Добавить текст Вернуть оригиналКстати о неоднозначности писателя. Для справедливого разбора, необходимо обратить внимание, как Чириков высказывался о тинейджере-Пушкине, как о личности небрежной, беззаботной, слегка несерьезной, но достаточно добродушной и вежливой с женщинами.
Добавить текст Вернуть оригиналНаиболее знаменитое изображение Александра Сергеевича, создано в 1827 году мастером кисти Василием Тропининым. Создано в манере популярного тогда среди молодого поколения романтизма, изображение нарочно было заказано писателем в виде презента для своих приятелей. Как раз это изображение находится во многих библиотеках и иллюстрациях в сегодняшних журналах и книгах.
Добавить текст Вернуть оригиналКроме картин, изображенных знатоками своего дела, образы Пушкина были исполнены, как очерки его современниками. Вот к примеру Николай Васильевич Гоголь в 1837 году. Хотя, данные труды заставляли вспомнить, скорее именно Гоголя, чем Пушкина. Подтверждением этого оказываются в очерке Гоголя усы у Александра Сергеевича и немаленький с выпуклостью нос. Данные особенности характерны больше самому Николаю Гоголю, нежели показываемому поэту.
Добавить текст Вернуть оригиналНа пятидесятилетие смерти Александра Сергеевича Пушкина было создано полотно, двумя крупными живописцами, Ильей Репиным и Иваном Айвазовским. Иван Константинович Айвазовский намеренно сделал приглашение Репину для создания изображения знаменитого писателя в условиях морских красот. Данное полотно было названо «Прощание Пушкина с морем», и создано в 1887 году. В нем показано настоящее расставание писателя с Одессой и морем перед отбытием в места не столь отдаленные.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 87
Учимся читать выразительно
1.
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Ровняясь строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев
Прервали свой голодный рев.
И се — равнину оглашая
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье...
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Среди тревоги и волненья
На битву взором вдохновенья
Вожди спокойные глядят,
Движенья ратные следят,
Предвидят гибель и победу
И в тишине ведут беседу.
Но близ московского царя
Кто воин сей под сединами?
Двумя поддержан казаками,
Сердечной ревностью горя,
Он оком опытным героя
Взирает на волненье боя.
Уж на коня не вскочит он,
Одрях, в изгнанье сиротея,
И казаки на клич Палея
Не налетят со всех сторон!
Но что ж его сверкнули очи,
И гневом, будто мглою ночи,
Покрылось старое чело?
Что возмутить его могло?
Иль он, сквозь бранный дым, увидел
Врага Мазепу, и в сей миг
Свои лета возненавидел
Обезоруженный старик?
2.
Выразительное чтение
Стр. 87
Обогащаем свою речь
1.
Лирический герой дает нам оценку происходящих событий, мы видим напряженную смертоносную борьбу, отмечается сильная динамика, преобладают глаголы.
Добавить текст Вернуть оригиналЯ так себе и представлял бой.
2.
Горит восток зарею новой - восходит солнце
Добавить текст Вернуть оригиналДым багровый кругами всходит к небесам - дым поднимается к небесам
Добавить текст Вернуть оригиналВ кустах рассыпались стрелки - стрелки спрятались в кустах
Добавить текст Вернуть оригиналПоле роковое - поле, на котором происходит нечто судьбоносное
Добавить текст Вернуть оригиналКак пахарь, битва отдыхает – как пахарь отдыхает после работы, так утихла битва
Добавить текст Вернуть оригиналИ за учителей своих заздравный кубок подымает – благодарность за наставления, за знания
Добавить текст Вернуть оригиналПеред нами предстают картины кровопролитного рокового боя. Пушкин использует тропы (эпитеты, антонимы, метафоры, олицетворения, сравнения) для создания образности и наглядности боя.
Добавить текст Вернуть оригинал3.
Историческая попытка Российского государства вернуть себе исконно русские земли на берегах Финского залива и в устье Невы (новгородские пятины) и тем самым получить выход в Балтийское море вылились в продолжительную Северную войну 1700 – 1721 гг. Поворотным пунктом этой войны стало генеральное сражение между русской и шведской армиями 27 июня (8 июля по новому стилю) 1709 г. под Полтавой.
Добавить текст Вернуть оригиналПолтавская победа означала коренной перелом в идущей войне. Теперь стратегическая инициатива полностью оказалась в руках России. Победа под Полтавой заметно подняла авторитет Российского государства, поставила царя Петра I в ряд самых искусных полководцев не только его эпохи. Русское военное искусство было признано как передовое, новаторское.
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11968260%40cmsArticle
Добавить текст Вернуть оригиналПушкин отражает реальные исторические события, упоминает исторические лица.
Добавить текст Вернуть оригинал«Когда бы старый Дорошенко,
Иль Самойлович молодой,
Иль наш Палей, иль Гордеенко
Владели силой войсковой;
Тогда б в снегах чужбины дальной
Не погибали казаки,
И Малороссии печальной
Освобождались уж полки».
4.
«Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза».
«Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки».
Мы явно видим разницу в оценке героев автором. Отмечаем уважительное отношение к Петру и пренебрежительное к Карлу.
Добавить текст Вернуть оригиналПётр I Великий (1672–1725 гг.) – выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых, всероссийский император с 1721 года, великий реформатор. При нём Россия стала Российской империей и в государстве произошли глобальные и важные изменения.
Добавить текст Вернуть оригинал(Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/p/petr-i-petr-i)
Добавить текст Вернуть оригиналКарл XII (швед. Karl XII; 17 (27) июня 1682, Тре-Крунур, Швеция — 30 ноября (11 декабря) 1718, Фредриксхальд, Норвегия) — король Швеции в 1697—1718 годах, полководец, большую часть своего правления участвовавший в Великой Северной войне. Карл XII взошёл на трон после смерти отца Карла XI в возрасте 15 лет.
Добавить текст Вернуть оригиналСпустя 3 года на Швецию напала коалиция, включавшая Данию, Саксонию и Россию. Король возглавил армию, причём сначала одержал ряд блестящих побед, но в 1709 году потерпел полное поражение при Полтаве, а позже был вынужден провести несколько лет в пределах Османской империи на положении почётного пленника. Погиб при осаде одной из норвежских крепостей и стал последним европейским монархом, павшим в бою.
Добавить текст Вернуть оригинал(Википедия)