Решебник литература 7 класс Коровина Часть 1, 2 Часть 1 | Страница 35

Авторы:
Год:2022
Тип:учебник
Часть:1, 2
Нужно другое издание?

Страница 35

Читаем самостоятельно

1.

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» относится к киевскому циклу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Тема: защита Родины от врагов

2.

Илья отказался стать воеводой потому, что хотел служить всей русской земле, а не одному городу. Победить Соловья-разбойника ему помогли мужество, упорство, честь, смелость, решимость.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Народ любит и прославляет Илью Муромца: «Славу поют ему век по веку!»

  Добавить текст Вернуть оригинал

С героями сказок Илью сближает борьба со злом, смелость, отвага и сила.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Илья Муромец – смелый, сильный богатырь, отважный, честный и ловкий.

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Есть я с славного из города из Мурома,

Из того села да Карачарова,

Есть я старыя казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович».

Он стремится защитить землю русскую. Народ благодарен герою за его подвиги.

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Ты, удаленький дородный добрый молодец,

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ай ты, славный богатырь да святорусский!»

  Добавить текст Вернуть оригинал

3.

Суффиксы придают напевности и народности повествованию, делают речь плавной, выражают отношение к событиям и героям.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4.

Упорство, смелость и решительность помогли богатырю.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Его добрый конь да богатырский

А он на корни да спотыкается —

А й как старый-от казак да Илья Муромец

Берет плеточку шелковую в белу руку,

А он бил коня да по крутым ребрам,

Говорил-то он, Илья, таковы слова:

— Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!

  Добавить текст Вернуть оригинал

Али ты идти не хошь, али нести не можь?

Что ты на корни, собака, спотыкаешься?

Не слыхал ли посвиста соловьего,

Не слыхал ли покрика звериного,

Не видал ли ты ударов богатырскиих?

Также Илья произносит:

Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,

  Добавить текст Вернуть оригинал

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

  Добавить текст Вернуть оригинал

Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!

  Добавить текст Вернуть оригинал

5.

Илья Муромец убивает Соловья-разбойника, освобождая русскую землю от врага. Концовка показывает, что добро всегда побеждает зло.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 35

Литература и другие виды искусства

По сюжетам русских былин сняты фильмы «Илья Муро­мец» (Сценарий М. Кочнева, постановка А. Птушко. Киносту­дия «Мосфильм», 1956), «Садко» (Сценарий К. Исаева, поста­новка А. Птушко. Киностудия «Мосфильм», 1952).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Всеобщую известность получили полотна В. Васнецова «Богатыри», «Ви­тязь на распутье», «Богатырский скок» картина И. Репина «Садко», иллюстрации И. Билибина и картины Н. Рериха.

  Добавить текст Вернуть оригинал

На былинные мотивы написано много музыкальных произ­ведений, например: М.П. Мусоргский: пьеса «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»; Н.А. Римский­-Корсаков: опера «Садко».

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Садко́» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал одноимённую симфоническую поэму. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В 1880-е годы композитор несколько раз задумывался над воплощением этого сюжета в опере. Весной 1894 года он получил письмо от Николая Финдейзена, в котором тот убеждал его написать оперу на сюжет «Садко» и предлагал первоначальный план либретто. В дальнейшем план разрабатывался Римским-Корсаковым при участии Василия Ястребцева, Николая Штрупа, Владимира Стасова. Тогда же началось создание музыки. В процессе работы над оперой началось сближение Римского-Корсакова и либреттиста В. И. Бельского, в будущем — его близкого друга и постоянного сотрудника.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Активная работа над сочинением музыки шла в 1895—1896 годах, и осенью 1896 года опера была завершена.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первоначально предполагалось, что опера будет поставлена в Мариинском театре в следующем сезоне. Опера была прослушана в театре осенью 1896 года, в её обсуждении принимали участие директор императорских театров Иван Всеволожский, главный капельмейстер Эдуард Направник, учитель сцены Осип Палечек, начальник постановочной части Платон Домерщиков и др. Последним было высказано мнение, что опера слишком сложна для постановки. Всему этому сопутствовало охлаждение к композитору со стороны дирекции театров после неудачи предыдущей оперы «Ночь перед Рождеством».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Окончательное решение по опере должен был принять император Николай II. 24 января 1897 года состоялся доклад Всеволожского императору, на котором Николай II собственноручно вычеркнул «Садко» из репертуара со словами: «Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Римский-Корсаков тяжело воспринял провал оперы в дирекции императорских театров, тем более что не видел выхода из создавшейся ситуации. Он вспоминал:

  Добавить текст Вернуть оригинал

По-видимому, слушатели ничего не поняли, и опера никому не понравилась. Направник был хмур и кисел. Произведение было сыграно не всё, за поздним временем. Опера моя, очевидно, провалилась в глазах Всеволожского <...> и я решил оставить дирекцию в покое и никогда более её не тревожить предложением своих опер.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мысль о постановке в Московской частной опере С. И. Мамонтова (в помещении театра Солодовникова) подсказал Римскому-Корсакову Семён Кругликов. Композитор дал согласие, Мамонтов с энтузиазмом взялся за организацию постановки, и уже 26 декабря 1897 года состоялась премьера. Композитор отнёсся к постановке критически и в «Летописи моей музыкальной жизни» отмечал множественные недочёты исполнительской и постановочной стороны спектакля. Тем не менее произведение было принято публикой и критикой с большим успехом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Практически сразу после премьеры «Садко» в театре случился пожар. Некоторое время спектакли Московской частной оперы шли в театре на Большой Никитской, однако из-за маленьких размеров помещения было решено перенести спектакли в Петербург, в зал Консерватории. Римский-Корсаков сам провёл последние репетиции и продирижировал спектаклем 28 февраля 1898 года. В Петербурге опера также имела успех, что отмечал и сам композитор.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В Большом театре оперу впервые поставили в 1906 году в оформлении Константина Коровина. Опера в Большом ставилась ещё несколько раз: в 1914-м — с декорациями Билибина, в 1935-м — Федоровского. В 1949 году оперу поставили режиссер Борис Покровский и дирижер Николай Голованов, Садко пел Георгий Нэлепп, Волхову — Наталья Шпиллер, Веденецкого гостя — Павел Лисициан, Индийского гостя — Иван Козловский. Постановка была награждена Сталинской премией. Наиболее известная постановка в Большом — в 1976 году (возобновление постановки 1949 года) к 200-летию театра: режиссер — Борис Покровский, дирижер — Юрий Симонов, с участием Владимира Атлантова (Садко), Ирины Архиповой (Любава), Тамары Милашкиной (Волхова). В 2020 году Большой снова ввёл в репертуар данную оперу — в постановке Дмитрия Чернякова, в оформлении прошлых постановок: использованы эскиз Аполлинария Васнецова «Гридня. Братчина» для Мариинского театра (1901 год), оформлениях Ивана Билибина «Берег Ильмень-озера» для Театра при народном доме (1914 год), Николая Рериха «Комната Любавы» для Королевского оперного театра (Лондон, 1920 год), эскизы Константина Коровина «Торжище» для Большого театра (1905 год), эскизы Владимира Егорова (1912 год).

  Добавить текст Вернуть оригинал

В 1920 году Сергей Дягилев задумал постановку «Садко» в лондонском «Ковент-Гардене» в оформлении Николая Рериха, но до премьеры тогда дело не дошло. (Википедия)

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам