Размышляем над прочитанным
1. Почему старика Анисимыча автор называет «коренным, первобытным пахарем»? Что его отличает от молодого поколения крестьян?
Добавить текст Вернуть оригиналПахарь был очень трудолюбив, честен, открыт, жил по совести.
Добавить текст Вернуть оригиналНо не упрямство управляло им, не закоснелая привычка к старому прадедовскому ремеслу; не управляли им также расчет и тонкая сметливость: старик нимало не соображал о том, что не век же продлятся неурожайные годы, не век же миткалю будет цена высокая! В уме его было меньше, может быть, хитрости и пронырства, чем у любого тридцатилетнего фабричного щеголя. Наконец, мне сказывали, он считал даже грешным делом вперед загадывать: «что будет, то все в руце господа; словесами либо думой тут не поможешь», говорил он. Старик не расставался с полями потому только, кажется, что свыкся с ними и шибко к ним привязался.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Писатель, рассказывая о судьбе Анисимыча, отмечает, что «эти три-четыре нивы были для него целым миром». Докажите справедливость этого высказывания, опираясь на текст произведения.
Добавить текст Вернуть оригиналИ точно: лучше старика никто не мог знать о времени жнитва и посева, о свойствах земли и зерен. Более шестидесяти лет прожил он в полях; постепенно, год за год, сроднялся он теснее с почвой. В этом сродстве его с полями было что-то трогательное. Эти три-четыре нивы, которые пахали его отец, дед и прадед, обусловливали всю его жизнь: от них зависело благосостояние детей его и целого семейства; он возлагал на них все свои надежды и всегда с жаркою молитвой поручал их богу. Сколько забот и попечений они ему стоили, сколько тревог и радостей принесли они ему, сколько пота пролил он на них в эти шестьдесят лет своей трудовой жизни!
Добавить текст Вернуть оригиналНо и они как будто понимали его; между ними установилось как словно тайное сочувствие.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Какой след, по мнению автора, оставил после своей смерти старый пахарь в жизни односельчан? Как вы думаете, почему, завершая о нём рассказ, писатель говорит: «Нравственный смысл нашего рассказа исключает понятие о личности: здесь дело идет собственно о „человеке“»?
Добавить текст Вернуть оригиналАнисимыч никогда не был ни старостой, ни даже сотским; он, как особенной милости, просил всегда, чтоб избавили его от всякой почетной должности. При всем том его почитали и слушали больше даже, чем начальников, которые избирались миром.
Добавить текст Вернуть оригиналНе было примера, чтобы мирская сходка обходилась без Анисимыча.
Добавить текст Вернуть оригиналНравственный смысл нашего рассказа исключает понятие о личности: здесь дело идет собственно о «человеке». Целью нашей было сказать, что с точки зрения высоконравственного смысла тот только «человек», кто в сфере, предназначенной ему судьбою, недаром жил на свете, кто честно и свято исполнял свои обязанности, кто сохранил чистоту души, про которого можно сказать без лести и пристрастия, что он сделал все, что мог и что должен был сделать!
Добавить текст Вернуть оригиналОдносельчане уважали пахаря, прислушивались к нему, своей жизнью он показал пример честного труда, люди сильно скорбели по нему.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Какие художественные средства помогают автору создать образ поля в повести? Приведите примеры из текста.
Эпитеты: чудный вечер, прозрачное, безоблачное небо, тишина необыкновенная, нежных стебельках,
Добавить текст Вернуть оригиналМетафоры: дышало свежестью, золотыми лучами, движется сок, солнце обливает поля,
Добавить текст Вернуть оригиналОлицетворения: небо дышало, ни одна былинка не покачнет головкой,
Добавить текст Вернуть оригиналСравнение: как бархат
5. Сравните, как описывается поле в начале и в конце произведения. Как изменилось настроение, которым проникнуты эти картины, и почему?
Добавить текст Вернуть оригиналВ начале:
Чудный был вечер! Солнце было еще высоко над горизонтом: оставалось час или полтора до заката. Прозрачное, безоблачное небо дышало свежестью; оно сообщало, казалось, свежесть самой земле, где на всем виднелись признаки юности. Апрель приближался к концу. Весна была ранняя, дружная; снег давно сбежал с полей. Повсюду, направо и налево от дороги, вдали и вблизи, по всем буграм и скатам, зеленели озими, освещенные косвенными золотыми лучами; тонкие полосы межей были еще темны; над ними вместо тучных кустов кашки, донника, ежевики и шиповника лоснились покуда пунцовые прутья и подымались ноздреватые, пересохнувшие стебли прошлого года; где-где разве развертывался и сквозил мягкий, как бархат, лист земляники.
Добавить текст Вернуть оригиналВ конце:
Когда я пошел к двум тополям, свидетелям прощального обряда, там давно уже никого не было. Под листьями, палимыми солнцем, жужжали только насекомые; луга, холмы и рощи погружены были в сонливое молчание жаркого майского полудня. Пройдя еще несколько шагов, я увидел в кустах, растущих вправо от дороги, пук соломы и на нем черепки глиняной кубышки. То были последние вещественные предметы, которые напоминали усопшего. Клок соломы служил ему последним ложем; из кубышки черпали воду, которою обмыли его похолодевшее тело.
Добавить текст Вернуть оригиналНастроение рассказчика меняется. В первый раз он был воодушевлен картиной поля, прекрасного дня. В конце поле отвечало его собственным думам вследствие смерти пахаря.
Добавить текст Вернуть оригинал
6. В главе XXIV писатель говорит об особых взаимоотношениях природы и пахаря. В каких ещё произведениях русской литературы и фольклора отражаются сходные суждения? Как вы думаете, можно ли высказанные Д. И. Григоровичем мысли о разных отношениях к природе городского и деревенского человека отнести к нашей современности? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.
Добавить текст Вернуть оригиналПахарь сродняется с природой от колыбели; он покоряется без размышления ее законам, он живет ее жизнью; его судьба, радости и горести — все в руках ее. И природа, как будто сознавая детское бессилие пахаря и тронутая его зависимостью, постепенно бросает к ногам своим таинственные свои покровы; она открывает ему грудь свою и знакомит его с собою. Величаво-молчаливая с нами, гордыми мира сего, она говорит пахарю и распускающимся листом, и восходом солнца, говорит ему мерцанием звезд, течением ветра, полетом птиц и тысячею-тысячею других голосов, которые для нас, гордых мира сего, останутся навсегда языком непонятным.
Добавить текст Вернуть оригиналРассказчик утверждает, что тайны природы открываются пахарю больше, чем простому человеку. Пахарь неразделим с природой с колыбели, он живет ею. Современный человек далек от природы. Мало людей предпочитают жить за городом, молодежь переезжает в большие и загруженные города. Но нужно не забывать, что природа помогает нам, нужно уметь находить в себе силы делиться с ней своими чувствами, и тогда она ответит вам тем же.
Добавить текст Вернуть оригиналПроизведения о неразрывной связи человека и природы:
Добавить текст Вернуть оригинал«Мцыри» М. Лермонтов
«Слово о полку Игореве»
«Кладовая солнца» М. Пришвин
«Никита» А. Платонов