Размышляем о прочитанном (1)
1. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение и с помощью каких поэтических средств его создаёт поэт? Какая интонация преобладает в стихотворении?
Добавить текст Вернуть оригиналНастроение грустное: однообразный пейзаж и долгая дорога угнетают лирического героя. Однако финал у стихотворения светлый: герой надеется на скорое завершение пути, возвращение домой, встречу с любимой.
Добавить текст Вернуть оригиналПреобладает печальная тихая интонация.
Выразительные средства:
Эпитеты: волнистые туманы, печальные поляны, льет печально, по дороге зимней, скучной, утомительно гремит
Добавить текст Вернуть оригиналОлицетворения: пробирается луна, печальные поляны, полночь не разлучит, отуманен лунный лик
Добавить текст Вернуть оригиналМетафоры: луна льет свет, стрелка круг совершит
Добавить текст Вернуть оригинал2. Использует ли поэт приём олицетворения в стихотворении? Подтвердите свой ответ цитатами из текста произведения.
Да, использует.
Олицетворения: пробирается луна, печальные поляны, полночь не разлучит, отуманен лунный лик
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 128
Размышляем о прочитанном (2)
1. Когда и в связи с чем написано стихотворение?
Стихотворение "Узник" было написано в 1822 году, во время "южной" ссылки. Впервые напечатано в третьей части стихотворений Пушкина 1832 г. В рукописи, подготовленной для этого издания, дата: "Кишинев, 1822".
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишённого свободы?
«Сижу за решеткой в темнице сырой». Эти слова передают состояние узника.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Как вы считаете, почему поэт в стихотворении подчеркивает с одной стороны молодость, а с другой неволю главного героя? Как вы это понимаете? Можно ли смириться с неволей, привыкнуть к ней?
Добавить текст Вернуть оригиналПриемом аллегории Пушкин олицетворяет самого себя с молодым орлом, лишенным свободы. Поэт, еще молодой, но уже всю свою жизнь связанный с осуждением властью, грубой цензурой, сковывающей его поэтическое вольное слово. С неволей нельзя смириться.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Какие художественные средства (эпитеты, обращения, повторы) помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения?
Добавить текст Вернуть оригиналЭпитеты: в темнице сырой, орел молодой, грустный товарищ, кровавую пищу,
Добавить текст Вернуть оригиналОбращения: брат
Повторы: клюет, пора, туда, где
5. Подумайте, почему после прочтения первых двух четверостиший при их насыщенности глаголами и глагольными формами («клюёт», «бросает», «зовёт», «вымолвить хочет.) остаётся впечатление замкнутости, скованности, отсутствия движения, а после чтения последнего четверостишия, в котором несколько глаголов, обозначающих интенсивность цвета («белеет», «синеют»), и всего один глагол движения («гуляем»), создаётся ощущение стремительного полёта, парения над бескрайним, движущимся миром. Каково изображаемое пространство в начале стихотворения? Каково оно в финале?
Добавить текст Вернуть оригиналПри насыщенности глаголами в первых двух четверостишиях мы все же не находим никакого развития действия – узник ограничен в своих действиях, лишен воли, заперт в темнице. В последней строфе всего один глагол движения (но какой: «гуляем»!) создает ощущение стремительного полета, которое дополняется образами гор, моря и ветра – символами свободы.
Добавить текст Вернуть оригинал