Решебник литература 5 класс Коровина ФГОС Часть 1, 2 Часть 1 | Страница 42

Авторы:
Год:2023
Тип:учебник
Часть:1, 2
Нужно другое издание?

Страница 42

Фонохрестоматия

1. Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Сказка относится к волшебным, потому что в ней происходят волшебные события: лягушка оборачивается царевной, вытворяет волшебные вещи (задания царя), сбрасывает лягушачью кожу. Кощей находит смерть в игле.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Как вы думаете, почему героиня сказки названа Василисой Премудрой? Послушайте внимательно, как читает актриса слова Василисы Премудрой. Какие качества её характера актриса передаёт при чтении?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Актриса передает мудрость, спокойствие, ум, нежность, доброту героини.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попробуйте при этом передать чувства, настроение главного героя в различных эпизодах сказки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Жили-были мы, трое сыновей, со своим отцом царем. Надумал он нас женить.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вышли мы на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема, и подняла её боярская дочь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца. А на том крыльце стояла дочь купеческая, она и подняла стрелу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Пустил стрелу я — полетела моя стрела прямо в топкое болото, и подняла её лягушка-квакушка.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ничего не поделать. Пришлось мне жениться на своей квакушке.

  Добавить текст Вернуть оригинал

А в это время отец задумал проверить наших жен на рукоделие. Велел сначала испечь хлеб, затем соткать ковер. Горевал я, но моя квакушка отправляла меня отдыхать, а наутро все было готово, вкуснее и краше, чем у жен братьев.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Сказал батюшка женам явиться на пир. Тут я совсем опечалился. Как же моей квакушке нарядиться?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золочёная карета, парой гнедых коней запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё моя Василиса Премудрая — сама, как солнце ясное, светится. Все на неё дивятся, любуются, от удивления слово промолвить не могут.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стали гости есть, пить, веселиться.

Василиса Премудрая из кубка пьёт — и не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного — косточки за правый рукав бросила.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Жёны старших царевичей увидели это — и туда же: чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут. А к чему, зачем — того и сами не знают.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Пошла Василиса Премудрая танцевать со мною. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она танцевать, всё исчезло: и озеро, и лебеди.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Побежал я домой, разыскал лягушачью кожу и спалил ее дотла!

  Добавить текст Вернуть оригинал

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь — только тогда разыщешь меня.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далёко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз. Повстречал я как-то раз старого старичка.

  Добавить текст Вернуть оригинал

— Здравствуй, дедушка! — говорю я.

— Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Рассказал я старичку своё горе.

— Эх, Иван-царевич, — говорит старичок, — зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её и снимать было! Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на неё и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Пошел я за клубочком. По пути встретились мне медведь, селезень, заяц, и щука. Пощадил я животных да рыб, оставил их в живых, помог им.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

  Добавить текст Вернуть оригинал

— Избушка-избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Избушка повернулась ко мне передом, к лесу задом. Я вошёл в неё и вижу: на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба Яга — костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Баба Яга меня в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и я рассказал ей, что ищу свою жену Василису Премудрую. Яга рассказала мне, что смерть Кощея — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц — в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба. А тот дуб в дремучем лесу растёт.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Поблагодарил я ее и пошел дальше.

Долго по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришёл наконец к Кощееву дубу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Смотрю на дуб и не знаю, что ему делать, как ларец достать.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Выбежал из ларца заяц и пустился наутёк. «Где-то мой заяц? — думаю.— Он этого зайца непременно догнал бы...»

  Добавить текст Вернуть оригинал

Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо. «Где-то мой селезень?» —думаю я. А уж селезень за уткой летит — прямо в голову клюёт. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вдруг подплывает к берегу щука-рыба и держит в зубах яйцо. Обрадовался я, разбил яйцо, достал иглу и отломил у неё кончик. И только отломил — умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вышла Василиса и говорит:

- Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду!

  Добавить текст Вернуть оригинал

И стали мы с нею жить дружно, в любви и согласии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 42

Обогащаем свою речь

1. При  подготовке  пересказа,  или,  как  мы  говорим,  сказывания, сказки  обратим  внимание  на  зачин,  особое  напевное  его  произнесение  («В  некотором  царстве,  в  некотором  государстве жил-был царь, и было  у  него три сына. Младшего звали Иван-царевич...»), решение царя женить своих детей, беспрекословное  повиновение  сыновей  решению  батюшки,  наконец,  совет, как  найти  своих  невест  («Где  стрела  упадёт,  там  и  сватайтесь»,  т.е.  совет  не  перечить  судьбе,  довериться  ей).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Очень  важны  при  сказывании  повторы:  три  раза  летела  стрела,  три  раза  давал  задание  царь  своим  невесткам  и  три  раза оценивал  их  работу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В  сказке  передаётся  народная  мораль:  хорошая  работа  Василисы  Премудрой  оценивается  так,  как  оценил  бы  её  народ («А  вот  этот  ковёр  в  моей  горнице  по  большим  праздникам расстилать!»,  «Вот  этот  хлеб  только  в  большие  праздники есть!»);  Царевна-лягушка  оберегает  своего  мужа  от  горестей и  печалей  («Не  тужи,  Иван-царевич!  Ложись-ка  лучше  спать-почивать:  утро  вечера  мудренее!»).

  Добавить текст Вернуть оригинал

В  сказке много  старинных  народных слов  и  выражений  («хлебы  печь»,  «диву  дался»,  «испекла  к  завтрему»,  «узорами  мудрёными»,  «никогда  таких  не  видывал»,  «ни  в  сказке  сказать, ни  пером  описать»,  «кликать  мамушек»,  «как  мне  не  кручиниться»,  «молвил»,  «воротился»  и  т.  д.),  их  следует  включить в  пересказ.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Музыка,  стихотворный  ритм  слышатся  в  описании  труда  Царевны-лягушки.  Прочитайте  строки  выразительно.  Постарайтесь  при  чтении  передать  особый  ритм.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Подготовка к пересказу

2. Подготовьте рассказ о Василисе Премудрой. При этом используйте высказывание, которое М. Горький, говоря о фольклоре, приводит как характеристику героини русских народных сказок:

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы

  Добавить текст Вернуть оригинал

Премудрой, великолепно и любовно очерченные старыми мастерами образа и слова...»

Постройте свой рассказ так, чтобы слова М. Горького стали заключением, выводом сказанного вами.

Василиса Премудрая была дочерью Кощея Бессмертного. Тот завидовал ее уму, красоте, мудрости и нравственности, за что превратил ее в лягушку на три года. На ней по счастливой случайности женится Иван-царевич.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Василиса воплотила в себе черты идеальной русской женщины: она не только умна, но и нежна, терпелива, скромна. Даже когда муж сжег ее лягушачью кожу, она не рассердилась на него, а лишь опечалилась и стала надеться на скорое спасение.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Верно подметил М. Горький: «Величественная простота, презрение к  позе,  мягкая  гордость собою,  недюжинный  ум  и  глубокое,  полное  неиссякаемой любви  сердце,  спокойная  готовность  жертвовать  собою  ради торжества  своей  мечты  —  вот  духовные  данные  Василисы Премудрой,  великолепно  и  любовно  очерченные  старыми  мастерами  образа  и  слова...»

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. «Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод, так же как преодолевает их и Василиса Премудрая».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Эта оценка М. Горького относится к главным героям многих русских народных сказок. Что из этой оценки можно отнести к Ивану-царевичу из сказки «Царевна-лягушка»? Подготовьте свой рассказ о герое. Вспомните, как он оценивает работу Василисы Премудрой, какие трудности преодолевает в пути, какие черты его характера раскрываются.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Иван-царевич был младшим сыном царя. В начале сказки мы видим, что он уважает отца и не перечит ему, женится на лягушке.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Также он печалится, когда отец раздает задания женам, ведь думает, что квакушка не сможет с ними справиться. Но потом юноша диву дается, гордится своей женой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Царевич, узнав, что лягушкой оборачивается красавица Василиса Премудрая, проявляет нетерпимость, несдержанность и сжигает ее лягушачью кожу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Эти необдуманные действия приводят к потере жены.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Иван отправляется в путешествие, полное неожиданностей. По пути он щадит зверей и рыб, проявляя милосердие. Те ему помогают за это. Не боится и Бабы-Яги. При поисках своей возлюбленной царевич проявляет смекалку, отвагу, верность слову.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам