Вопросы и задания
1. Найди в энциклопедии или Интернете статьи о палехской росписи, хохломе и дымковской игрушке.
Палехом называют известный народный промысел — миниатюрную живопись темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Обычно палехские мастера рисуют красками с золотым отливом на черном фоне.
Добавить текст Вернуть оригиналИздревле Палех, село в Ивановской области, славилось своими иконописцами. Палехские мастера использовали мягкие плавные линии и яркие краски, а одеяния святых и орнаменты украшали сусальным золотом, поэтому их работы блестели, словно излучая божественный свет. В XVII веке Палех стал иконописным центром, мастеров оттуда начали приглашать в Москву — например, расписывать Грановитую палату и Новодевичий монастырь.
Добавить текст Вернуть оригиналТрадицию «светоносной» и стойкой росписи палехские мастера передавали из поколения в поколение. Темперу, специальную краску, изготавливали по особому рецепту из порошковых пигментов и яичного желтка, которые разводили столовым уксусом или квасом. Для работы с сусальным золотом мастера использовали особенную кисть — лампензель, ее собирали своими руками волосок к волоску. А полировали золото волчьим зубом.
Добавить текст Вернуть оригиналПосле Октябрьской революции многим потомственным мастерам пришлось оставить иконопись. Однако они придумали, как сохранить древнерусскую художественную традицию. В 1924 году Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин и Иван Маркичев при поддержке искусствоведов Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова создали палехскую Артель древней живописи. Палешане стали расписывать шкатулки из папье-маше сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками и пейзажами. Фон у таких изделий всегда был черным, а рисунки — красными, желтыми и зелеными. В своих работах мастера использовали все то же сусальное золото, а готовые вещицы покрывали лаком.
Добавить текст Вернуть оригиналПалехские изделия соответствовали советской идеологии «народности» и считались «агитлаком», то есть массовой агитационной продукцией с советской символикой. Хотя на самом деле мастера часто использовали традиционные сказочные и былинные сюжеты, в годы войны изображали батальные сцены, а шкатулки на революционную тематику создавали только к всесоюзным выставкам или в подарок партийным руководителям.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1935 году в Палехе по инициативе Максима Горького открыли Музей палехского искусства. Там хранятся, например, миниатюры Аристарха Дыдыкина «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины» и «Волга — русская река». А станция московского метро «Новослободская» украшена работами палехского мастера Павла Корина.
Добавить текст Вернуть оригиналСловом «хохлома» называют декоративную роспись деревянной мебели или посуды золотистыми, зелеными и красными красками на черном фоне. Существует два основных типа росписи: «верховая» — красным и черным на золотистом фоне, и «под фон» — золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне. При этом заволжские мастера не используют в работе золото. Они вытачивают предметы из дерева, грунтуют их раствором глины и покрывают олифой и порошком олова. Затем выполняют растительный узор, лакируют и обжигают при высокой температуре в печи.
Добавить текст Вернуть оригиналЭтот русский народный художественный промысел возник во второй половине XVII века в деревнях, расположенных на левом берегу Волги. Готовые изделия везли для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, отчего роспись и получила свое название. Благодаря удачному расположению села на торговых путях хохломские изделия быстро обрели популярность. С Нижегородской ярмарки купцы развозили их по всей России, а также продавали в страны Азии и Западной Европы. Над становлением хохломской росписи работали целые династии мастеров, наиболее известными из которых были Лушины, Гущины и Красильниковы.
Добавить текст Вернуть оригиналВо второй половине XIX века возрос интерес к хохломе как к искусству. И в 1853 году ее представили на Всероссийской промышленной выставке в Москве, а затем в Петербурге и Нижнем Новгороде. Кроме того, в моду вошел «русский стиль», и хохломскими изделиями начали пользоваться даже члены царской семьи. Так, в 1882 году императрица Мария Федоровна наградила мастера Михаила Красильникова золотыми часами с дарственной надписью «За свое искусство и представленные государю императору вещи». В 1889 году на Всемирной выставке в Париже хохлома получила Гран-при.
Добавить текст Вернуть оригиналВ наши дни хохломская роспись развивается в двух центрах — городе Семенове, где с 1920-х годов находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», и в деревне Семино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник».
Добавить текст Вернуть оригиналПервые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках.
Добавить текст Вернуть оригиналПервое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году. Главный атрибут «Свистуньи» впечатлил столичного генерал-майора Николая Хитрова, сосланного в Вятку. Генерал так красочно описал игрушки и сам праздник, что с тех пор при упоминании Дымково вспоминаются яркие фигурки.
Добавить текст Вернуть оригиналСекрет «дымки» передавался в семье по женской линии: от матери к дочери. Игрушку лепили из глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, раскрашивали яичными красками. Сначала изображали животных, как повелось с язычества. Но символом «дымки» стала барышня.
Добавить текст Вернуть оригиналАнна Афанасьевна Мезрина. Мастерица, которая в 20-х годах ХХ века спасла промысел от вымирания. Ремесло перестало кормить, и лишь она в то время в Дымкове лепила и расписывала игрушки. Товарки перешли на более выгодную работу — с гипсовыми изделиями.
Добавить текст Вернуть оригиналИгрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.
Добавить текст Вернуть оригиналВ годы Великой Отечественной войны ремесло почти забросили. Но яркие фигурки с радостью покупали эвакуированные, и в 1942 году мастерицы снова взялись за работу. А спустя два года Всесоюзное товарищество «Художник» определило статус «дымки» как экспортный.
Добавить текст Вернуть оригиналДымковская игрушка не любит «одиночества». Художницы создают целые композиции, рассказ. Сюжеты — бытовые, например спасение грибника от медведя, праздничные — ярмарочные гулянья или с претензией на историю — к примеру, лодочная прогулка Степана Разина с княжной.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какие виды народных промыслов изображены на страницах учебника?
На страницах учебника изображены дымковская игрушка (с.6), кобальтовая сетка (с.9).
Добавить текст Вернуть оригинал