Итоговые вопросы
№ 1. Объясните, как владение колониями способствовало развитию метрополий, а в чем его тормозило.
Метрополии рассматривали владение колониями как залог успешного развития. Благодаря продаже товаров в колониях и импорта в Европу дешёвого сырья и сельскохозяйственной колониальной продукции росло благосостояние населения метрополий. Предприниматели получили возможность повышать зарплату наёмным работникам. Рабочий класс считал, что колониальные рынки обеспечивают новые рабочие места и низкие цены на продовольственные товары.
Добавить текст Вернуть оригиналОдновременно с этим обладание колониальными рынками лишало стимулов к росту производительности труда. В колонии и полуколонии направлялся капитал, который мог быть использован для развития метрополий.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 2. Проведите обсуждение на тему «Место и значение традиций в странах Востока в XIX-начале XX в. (государство, община, религия, этические нормы)». Выскажитесь от имени жителей Индии, Китая. Что давало обществу сохранение традиций?
Добавить текст Вернуть оригиналИндия
«В нашей стране традиционный уклад строится на кастовой системе, общинном землевладении и индуизме. Но все это тормозит развитие Индии.
Добавить текст Вернуть оригиналКасты ограничивали проявление личной инициативы. Ремесленник не мог реализовывать свою продукцию, а торговцы – заниматься производственной деятельностью, потому что это не считалось занятием их каст.
Добавить текст Вернуть оригиналОбщины обеспечивают себя сельскохозяйственной и ремесленной продукцией, но товарно-денежные отношения у нас развиты слабо. Те, кто не являются общинниками, не могут покупать землю. Общинники должны выплачивать государству 1/6 часть урожая.
Добавить текст Вернуть оригиналНе поощрял стремлений к переменам и индуизм. Согласно взглядам этой религии, жизнь – это лишь часть вечного цикла перевоплощений. Существование человека, подверженного желаниям, считалось страданием и испытанием. Смирение перед невзгодами и несправедливостью – показатель силы духа.
Добавить текст Вернуть оригиналИменно кастовая система, изолированность общин и непротивление злу облегчили европейцам завоевание нашей страны».
Добавить текст Вернуть оригиналКитай
«Наша религия и традиции являются полной противоположностью индийским. Мы придерживаемся учения Конфуция, а это больше философия, чем религия. В нашем представлении государство – это большая семья во главе с императором, Сыном Неба. Он заботится о благополучии подданных, которые также почитают его как отца. Императору принадлежит как вся земля, так и ее недра. Помогают в управлении чиновники, которыми могут быть представители всех слоев общества. Это все потому, что у нас нет деления на касты, как у индусов. Сдав экзамен, любой житель Китая может получить пост. Конечно, преимущество все же дается богатым сословиям. Крестьянин пользовался землей в качестве арендатора, выплачивая налоги. Такое положение длилось не одно столетие, поэтому у крестьян не было стимула к внедрению новых приемов обработки земли.
Добавить текст Вернуть оригиналВ Китае тоже отсутствует личная инициатива, но связана она не с кастовой системой, а с контролем чиновников и регламентацией торговли и цен.
Добавить текст Вернуть оригиналКоррупция среди чиновников и стремление провинциальной знати к независимости, а также сила европейского оружия облегчали превращение Китая в полуколонию».
Добавить текст Вернуть оригинал№ 3. Как жители колоний и зависимых стран относились к политике метрополий? Приведите примеры.
Многие духовные лидеры стран Востока, в первую очередь Китая и Японии считали европейских колонизаторов варварами, сила которых – в мощном вооружении. Местами такое отношение к европейцам в ряде стран Азии и Африки продолжает сохраняться и сейчас.
Добавить текст Вернуть оригиналЧиновники и специалисты из колоний, обучившиеся в европейских университетах, могли быть назначены метрополией на руководящую должность в колониальной администрации. Однако местное население считало их изменниками, предавшими традиционные ценности.
Добавить текст Вернуть оригиналПротесты против колонизаторов выливались в восстания, во главе которых становились религиозные лидеры и представители знати. Однако, восстания успешно подавлялись.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 4. Составьте характеристику процессов модернизации в странах Азии по примерному плану: предпосылки; источники (ресурсы); ключевые направления, сферы; результаты. Определите общие черты и различия модернизации в сопоставлении с европейскими странами.
Добавить текст Вернуть оригиналПредпосылки:
- рост числа чиновников получивших европейское образование;
Добавить текст Вернуть оригинал- появление местной буржуазии, заинтересованной в контактах с метрополией;
Добавить текст Вернуть оригинал- разорение крестьян и как следствие – рост числа свободных рук;
Добавить текст Вернуть оригинал- приток капитала и технологий из Европы;
Добавить текст Вернуть оригинал- строительство железных дорог и промышленных предприятий;
Добавить текст Вернуть оригинал- внедрение достижений науки, образования, медицины.
Добавить текст Вернуть оригиналОбразованные слои населения колоний понимали необходимость создания собственной промышленности и сильной армии. Приверженцы традиционного уклада утрачивали свое влияние. Для азиатских стран примером успешного развития служила Япония, вставшая на путь модернизации и колониальных захватов.
Добавить текст Вернуть оригиналОбщим в модернизации стран Востока и Запада было создание промышленных предприятий, транспортной сети, образования. Но, в отличие от западных стран, восточным государствам сначала пришлось пройти процесс изменений в обществе, связанных с искоренением традиционного уклада жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 5. Опираясь на схему на с. 181, раскройте предпосылки модернизации в странах Азии.
Предпосылками модернизации в азиатских странах являлись:
Добавить текст Вернуть оригинал- рост числа чиновников получивших европейское образование;
Добавить текст Вернуть оригинал- появление местной буржуазии, заинтересованной в контактах с метрополией;
Добавить текст Вернуть оригинал- разорение крестьян и как следствие – рост числа свободных рук;
Добавить текст Вернуть оригинал- приток капитала и технологий из Европы;
Добавить текст Вернуть оригинал- строительство железных дорог и промышленных предприятий;
Добавить текст Вернуть оригинал- внедрение достижений науки, образования, медицины.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 6*. Сопоставьте две точки зрения. Идеологи колониальной политики европейцев говорили об их «цивилизаторской миссии», а в ряде стран Востока европейцев называли «варварами». Чем обе стороны могли бы подтвердить свои взгляды? Какую оценку вы дадите отношениям европейцев с населением колоний?
Добавить текст Вернуть оригиналВ метрополиях, особенно в Англии, колониальный режим рассматривался как «бремя белого человека», суть которого в просвещении «отсталых» народов. Среди сторонников этой идеи был поэт и писатель Редьярд Киплинг. Европейцами была отменена полигамия, искоренен обычай самосожжения вдов в Индии, отменена работорговля, введено справедливое судопроизводство и образование, построены больницы, налажено поддержание надлежащего санитарного состояния.
Добавить текст Вернуть оригиналВ ряде стран Востока, прежде всего в Китае и Японии духовные лидеры считали европейцев «варварами», обладавшими более сильным вооружением. Европейцы заключали неравноправные договоры со странами Востока, облагали крестьян тяжелыми налогами, чем разоряли их. Попытки восстаний с целью возвращения традиционного уклада жизни подавлялись.
Добавить текст Вернуть оригиналЕвропейцы допускали к управлению колониями чиновников из числа местных жителей, прошедших обучение в европейских университетах, однако с другой стороны, не доверяли им полностью.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 7*. Подготовьте сообщение на тему «Миссионерство в странах Африки в XIX-начале XX в.».
Во второй половине XIX века происходит активизация миссионерской деятельности в Африке. Миссионеры в своей работе испытывали трудности, связанные как с негативным образом белого колониста, грабившего местное население, так и с конкуренцией со стороны протестантских и мусульманских миссионеров.
Добавить текст Вернуть оригиналВ Египте (1839) и Ливии (1914) возникают миссии францисканцев. Миссионерская работа заключалась в открытии школ, больниц и работе с местными католиками. Турецко-итальянская (1911-1912) и Первая мировая войны негативно сказались на отношении местного мусульманского населения ко всему чуждому, в том числе и к католичеству.
Добавить текст Вернуть оригиналВ Алжире и Тунисе миссионерство не развивалось из-за прочных позиций ислама. Французская администрация не только запретила католическую пропаганду, но даже выступала в поддержку ислама. Положение несколько улучшилось после голода 1868 года, когда около 1800 местных детей были помещены в сиротские приюты и могли стать началом христианских общин в Алжире. К 1906 году в Алжире было уже около 800 католиков, обращенных из ислама.
Добавить текст Вернуть оригиналПортугальцы в своих колониях Анголе и Мозамбике враждебно относились к миссионерской деятельности. С ликвидацией в 1834 году монашеских орденов в Португалии, изгнаны были и миссионеры из колоний, церкви были уничтожены. В 1873 году в колониях было создано несколько миссионерских пунктов. В Мозамбике с 1881 года работали иезуиты. Португальская революция 1910 года вынудила их оставить страну.
Добавить текст Вернуть оригиналВ Либерии проповедовать начали в 1833 году несколько негров, прибывших из США. В 1845 году свою деятельность тут начала организация «Отцы Духа Святого», но члены миссии погибли из-за тяжелого климата.
Добавить текст Вернуть оригиналУспешной, несмотря на сопротивление мусульман, была деятельность миссионеров во Французской Западной Африке. Во Французском Конго миссионеры основали две деревни, составленные исключительно из выкупленных рабов.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1888 г. король Бельгии Леопольд II отдал колонию Бельгийское Конго под опеку организации «Объединение Непорочного Сердца Марии». Путем выкупа рабов, сбора оставленных детей число туземцев-католиков достигло 200 тыс. человек. Иезуиты создавали католические поселения, изолированные от мира и устроенные патриархально.
Добавить текст Вернуть оригиналВ Южно-Африканских колониях Великобритании (Родезия, Южно-Африканский Союз, Ботсвана) миссионерская деятельность почти не начиналась. Этому препятствовали: ограниченность миссионерской деятельности главными городами, нетерпимость протестантов: англичан и голландцев, недовольство местного населения политическими условиями страны.
Добавить текст Вернуть оригиналНа Мадагаскар в 1845 году прибыли монахи-иезуиты. Однако, произошедшая на острове в 1863 году революция укрепили позиции протестантов и осложнила деятельность католических миссионеров. Когда Франция начала свою борьбу за Мадагаскар миссионеры должны были оставить свои миссии. После занятия острова французами, они вернулись на свои места.
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://via-veritas.narod.ru/books/hist_missij.htm#5
Добавить текст Вернуть оригинал