Вопросы и задания к главе I
Вопросы для самопроверки
№ 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события: 1) первая железная дорога в США; 2) первая железная дорога в Англии; 3) изобретение радио; 4) изобретение телеграфа; 5) изобретение телефона.
Добавить текст Вернуть оригиналПравильный ответ: 2, 1, 4, 5, 3.
№ 2. Что из перечисленного относится к предпосылкам появления монополистического капитализма: 1) появление стандартизации промышленных изделий; 2) последствия экономических кризисов; 3) изменения в законодательстве; 4) демографический рост? Выберите верные суждения и проверьте свой ответ, обратившись к рубрике «Проверьте себя» на с. 271.
Добавить текст Вернуть оригиналПравильные ответы: 2, 3.
Вопросы для обобщения и выводов
№ 1. Какие последствия промышленной революции кажутся вам наиболее важными и почему?
Промышленная революция второй половины XVIII в. представляла собой радикальный технический переворот и привела к интенсивному экономическому росту. Важнейшим последствием становится трансформация экономической структуры: сельскохозяйственный сектор все более сдавал свои позиции промышленному, хотя производительность труда в сельском хозяйстве усилилась из-за развития капиталистических отношений в деревне. Промышленная революция дала людям новые жизненные шансы. Улучшилось положение населения, однако нарастал рабочий вопрос. Промышленная революция ускорила развитие естественных наук, которые стали тесно связаны с производством.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 2. Сравните общество раннего Нового времени и XIX в. Выделите черты сходства и различия. Ответ представьте в виде схемы.
Добавить текст Вернуть оригиналОбщество раннего Нового времени | Общество XIX в. |
---|---|
Черты сходства | |
Изменение социальной структуры общества – появление новых социальных слоев; изменения в повседневной жизни европейцев – в жилье, одежде, питании | |
Черты различия | |
Формирование единых национальностей, разрушение основ традиционного аграрного общества | Появление современного индустриального общества, исчезло сословное деление, появление новых социальных групп – промышленная буржуазия и наемные рабочие; демократизация жизни |
№ 3. Проведите сравнительный анализ национальной идеологии и других типов идеологий.
Национальная идеология была направлена на общество в целом, а не на отдельные социальные группы. Сила национальной идеологии заключалась в том, что она выступала в роли интегрирующей идеологии, обращенной ко всему обществу и дававшей каждому человеку ощущение новой связи – национальной, для которой не имела значения принадлежность к различным социальным, религиозным и другим группам и которая объявлялась естественной и вечной. Национальная идеология выполняла прогрессивную функцию, например в деле объединения страны или борьбы против захватчиков. В основе идеологии было превосходство нации, тогда как другие идеологии выделяли отдельные слои общества.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 4. Какие изменения в науке и образовании вы считаете самыми существенными? Найдите изображения вещественных источников, демонстрирующих научные изменения. Дайте описание каждому из представленных изображений.
Добавить текст Вернуть оригиналВ XIX в. был сделан огромный шаг вперед в распространении грамотности. Чтение стало превращаться в массовый феномен. Наука окончательно превратилась в особый род человеческой деятельности и достигла колоссальных успехов. Особенно важными являлись связь естественных наук с производством и влияние на сознание людей наук гуманитарных.
Добавить текст Вернуть оригиналВ качестве вещественных источников, демонстрирующих научные изменения, можно отнести паровоз и телеграф. Первый позволил в короткий срок перевозить значительное количество людей и грузов на большие расстояния, а второй – позволил обмениваться информацией на расстоянии.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 5. Какое из художественных направлений в искусстве XIX – начала XX в. вам наиболее близко? Можете ли вы объяснить, почему?
Добавить текст Вернуть оригиналНаиболее близким мне является произведение «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса. Государство и общество беспощадно относится к маленькому Оливеру, который родился в работном доме. Диккенс показывает жестокую реальность мира, не приукрашивая и не сглаживая углы.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 6. Как развитие промышленного капитализма повлияло на повседневную жизнь людей?
Благодаря развитию промышленного капитализма жизнь людей стала более комфортной (значительно улучшились бытовые условия) и мобильной (люди всё чаще и чаще передвигались на большие расстояния).
Добавить текст Вернуть оригинал№ 7. Как изменилась картина мира?
Картина мира в восприятии людей стала более сложной. На смену традиционной механистической научной картины мира пришли новые концепции (в частности, квантовая теория, теория относительности).
Добавить текст Вернуть оригиналТворческие работы и проекты
№ 1. Используя материал главы и дополнительную информацию, подготовьте проект «Достижения XIX в. в истории человечества». Если бы вы могли, что бы вы взяли из прошлого в наши дни?
Добавить текст Вернуть оригиналАвтомобиль Форда
Пароход. Эта технология была доработана, что привело к появлению теплоходов.
Добавить текст Вернуть оригиналБез телефона невозможно представить современного человека.
Добавить текст Вернуть оригиналКинематограф. Сейчас – это большая индустрия развлечений.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 2. Подготовьте проект «Символы нации». Выясните, когда они появились и как в них отражаются особенности каждого из национальных характеров. Сделайте презентацию на эту тему.
Добавить текст Вернуть оригиналДжон Булль (Великобритания).
Персонаж был создан английским публицистом Джоном Арбетнотом в произведении «История Джона Булля» в 1727 году. Персонаж произошел от простоватого фермера. «История Джона Булля» - остроумная аллегория, имевшая целью осмеять герцога Мальборо и вигов и охладить стремление англичан к войне с Францией. Джон Булль – краснолицый низкорослый толстяк с хитрой физиономией, с непременными бакенбардами, в красном сюртуке, белых брюках или лосинах (обязателен костюм цветов британского флага) и коротком цилиндре или шапокляке, иногда с подзорной трубой, через которую он в безопасности и комфорте рассматривал со своего острова через Ла-Манш происходящие на континенте события.
Добавить текст Вернуть оригиналНемецкий Михель (Германия)
По одной из версий возникновения выражения «немецкий Михель» связано с личностью Ганса Михаэля фон Обентраута, немецкого генерала времен Тридцатилетней войны, получившего от испанцев прозвище «Michael Germanicus». Впервые данное устойчивое словосочетание было зафиксировано в 1541 году Себастьяном Франком в сборнике немецких пословиц и поговорок. По другой версии – это одно из наиболее популярных имен, даваемых детям при крещении, в том числе потому, что Архангел Михаил считался своеобразным символом христианизации немецких земель и покровителем Священной Римской империи германской нации. Непременным атрибутом Михеля является колпак.
Добавить текст Вернуть оригиналМарианна (Франция)
Марианна – символ Французской республики, а также прозвище Франции с 1792 года. Изображается молодой женщиной во фригийском колпаке. Она является олицетворением национального девиза Франции «Свобода, равенство и братство».
Добавить текст Вернуть оригиналНациональное собрание Франции в сентябре 1792 года постановило, что новой печатью государства должно стать изображение стоящей женщины с копьем, на голове которой надет фригийский колпак. Этот головной убор известен со времен Римской империи, носили его освобожденные рабы-вольноотпущенники.
Добавить текст Вернуть оригиналДядя Сэм (США)
Дядя Сэм возник предположительно как олицетворение США во время британо-американской войны 1812 года. Американский фольклор утверждает, что появление выражения «Дядя Сэм» связано с мясником Сэмом Уилсоном, поставлявшим провизию на нью-йоркскую военную базу Трой. Уилсон подписывал бочки с мясом буквами U.S., имея в виду Соединенные Штаты Америки, а солдаты в шутку говорили, что мясо прибыло от Дяди Сэма (Uncle Sam).
Добавить текст Вернуть оригинал13 марта 1852 г. нью-йоркская газета опубликовала, предположительно, первое изображение дядюшки Сэма. Традиционный образ в основном создал художник Томас Наст в сериях политических карикатур, публиковавшихся во второй половине XIX в.
Добавить текст Вернуть оригиналОбраз Дяди Сэма традиционно ассоциируется с Соединенными Штатами и, в особенности, с правительством США. Когда в быту говорят «Дяде Сэму нужно…» или «Дядя Сэм хочет…», то часто стремятся создать ироничный или комический образ американского правительства, обладающего вполне человеческими потребностями и желаниями.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 3. Подготовьте проект «Культура без границ» (о взаимовлияниях культуры европейских стран и России).
Сентиментализм – в Россию данный стиль пришел с запозданием, в первом десятилетии XIX в., вместе с модой на античные камеи, которую ввела французская императрица Жозефина. Русские художники преобразовали два существовавших в то время стиля, неоклассицизм и сентиментализм, создав новый - русский классицизм в наиболее романтической его форме. В этой манере творили В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, И. П. Аргунов. Сентиментализм позволил художникам в картинах утверждать самоценность человеческой личности, ее внутреннего мира. Причем это стало возможным через показ чувств человека в интимной обстановке, когда он остается наедине сам с собой. Русские художники населяли своими героями пейзаж. Наедине с природой, оставшись один человек способен проявить свое естественное состояние души. Искусство сентиментализма в наиболее чистом виде было особенно развито в Австрии и Германии в конце XVIII-начале XIX веков. В России художники писали в своеобразной манере, в которой стиль использовался в симбиозе с другими направлениями.
Добавить текст Вернуть оригиналРомантизм - Русский романтизм характеризуется свободой от классический условностей, и для этого направления характерны романтические драматические сюжеты и длинные баллады. По сути, это новейшее представление о сущности человека, а также о значении поэзии и творчества в жизни людей. В этом плане та же поэзия приобретает более серьезное, осмысленное значение, хотя ранее написание стихов считалось обычной пустой забавой. Наиболее часто в российском романтизме создается образ главного героя, как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Для живописи характерны сказочные и фольклорные мотивы, романтичные и полные разнообразных мечтаний. Все произведения максимально эстетичны и имеют правильные, красивые построения и формы. В этом направлении нет места жестким линиям и геометрическим фигурам, а также чрезмерно ярким и контрастным оттенкам. При этом используются сложные конструкции и множество мелких, очень важных деталей на картине.
Добавить текст Вернуть оригиналРомантизм - В России развитие реализма в изобразительном искусстве тесно связано с пробуждением общественного сознания и развитием демократических идей. Передовые граждане общества обличали существующий государственный строй, проявляли глубокое сочувствие к трагической судьбе простого русского народа.
Добавить текст Вернуть оригиналСимволизм - В основе любого архитектурного сооружения лежит его символический смысл, который в него вложили его создатели. Пропорции очень многих зданий и сооружений (греческие и римские храмы, готические соборы, вавилонские зиккураты, египетские пирамиды) определяют символические значения их форм. Эти религиозные сооружения выступали в качестве земных проекций моделей космического пространства: огромное воздушное пространство, покоящееся на колоннах или пилонах, связывающее поверхность земли и «первичные воды». Основными символами в архитектуре выступают круг, символизирующий бесконечность, небо, движение или вознесение, солнце, (огромные барабаны куполов имеют в разрезе форму круга в Большом соборе Святого Мартина в Кельне, Исаакиевском соборе в Петербурге), треугольник – символ земли и её взаимодействия с небом, квадрат символизирует принцип статичности и завершенности.
Добавить текст Вернуть оригинал