Подумайте
1. Как были связаны рост грамотности и политическая демократизация? Каким образом они могли влиять друг на друга?
Повышение уровня грамотности привело к распространению идей Просвещения среди разных слоев населения. Это привело к укреплению идей, связанных с личными правами. Отстаивание своих прав позволило развиваться политической демократизации. В свою очередь, политическая демократизация привело к втягиванию всех слоев общества в политическую жизнь, что заставляло людей повышать свою грамотность.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Девизом научной революции XVI–XVII вв. были слова Ф. Бэкона «знание – сила». Подумайте, какие новые стороны знания как силы проявились в XIX в.
Добавить текст Вернуть оригиналОткрытия, сделанные в XIX в., чаще использовались на практике. Они позволяли улучшать показатели в разных сферах экономики, способствовали развитию медицины и пищевой промышленности. Новые открытия изменили прежнюю механистическую научную картину мира. Полученные новые знания естественными науками привели к осмыслению и пониманию их последствий для человека и общества. Эту задачу взяли на себя гуманитарные науки.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Повлияло ли изменение представлений о человеке на идею прогресса? Если да, то каким образом? Ответ аргументируйте.
Изменение представлений о человеке повлияли на идею прогресса. Полученные новые знания естественными науками привели к осмыслению и пониманию их последствий для человека и общества. История объясняла прошлое и указывала цели в будущем, служа одной из основ той веры в прогресс, в постоянные изменения к лучшему, которая пронизывала сознание людей той эпохи. Несмотря на то, человек низводился до размера безликой статистической величины, вера в прогресс только усилилась в связи с развитием различных представлений и теорий о развитии общества.
Добавить текст Вернуть оригинал
Стр. 48
Параграф 6. XIX век в зеркале художественных изысканий
Вопрос в начале параграфа
Какие исторические события, по вашему мнению, в первую очередь отражались в зеркале художественных произведений?
Художественная культура XIX в. отражала процесс переоценки традиций и старого миропонимания. Искусство стало показывать те перемены, которые возникали в обществе, перемены в обществе и самих людях.
Добавить текст Вернуть оригиналВопросы в конце параграфа
№ 1. Что повлияло на распространение грамотности в XIX – начале XX в.? Почему среднее и высшее образование получала лишь небольшая доля населения?
Добавить текст Вернуть оригиналВ XIX в. грамотность приобрела массовый характер. Причиной этому стали перемены в жизни общества и в экономике. Грамотность приносила очевидную практическую пользу. Главным средством распространения грамотности являлись школы. В большинстве стран решающие перемены произошли в последней трети XIX в.: начальное школьное образование повсеместно становилось светским, обязательным и бесплатным.
Добавить текст Вернуть оригиналСреднее и тем более высшее образование оставалось платным. Его могли себе позволить только дети из буржуазных семей.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 2. Благодаря каким факторам люди стали больше читать?
Благодаря распространению грамотности в XIX в. произошла вторая в европейской истории «читательская революция». В результате чтение приобрело массовый характер, распространилось на все слои общества. Этому способствовало увеличивавшееся предложение печатной продукции, связанное с новыми технологиями в производстве бумаги и типографском деле. Большинство новых романов печаталось в виде приложений к газетам и журналам. Такие приложения стоили дешево, а интригующая надпись «продолжение следует» в конце каждого выпуска разжигали читательский интерес. Бесплатными, а значит, более доступными для низов стали многие библиотеки.
Добавить текст Вернуть оригиналПечатное слово являлось главным источником информации и образования. Чтение было и важным видом развлечения.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 3. Как складывалась новая научная картина мира?
В XIX в. наука стала более профессиональной. Активно шел процесс ее дифференциации. Важнейшими исследовательскими учреждениями в XIX в. становились университеты. Настоящий переворот не только в биологии, но и в общественном сознании произвело эволюционное учение Ч. Дарвина. Новые открытия изменили прежнюю механистическую научную картину мира. Материя отныне состояла из бесконечно сложных атомов. Свет распространялся не «эфиром», а электромагнитными волнами. Квантовая теория М. Планка разрушила прежние представления о непрерывности природных процессов. Время и пространство были по-новому осмыслены теорией относительности А. Эйнштейна.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 4. Какие выдающиеся открытия русских учёных в области химии и биологии вы знаете?
Д.И. Менделеев – периодический закон химических элементов.
Добавить текст Вернуть оригиналИ.П. Павлов – создатель науки о высшей нервной деятельности; разделил физиологические рефлексы на условные и безусловные рефлексы.
Добавить текст Вернуть оригиналИ.М. Сеченов – открытия в изучении рефлексов головного мозга.
Добавить текст Вернуть оригиналИ.И. Мечников – защитные свойства организма; один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 5. Почему история считалась «наукой века» и какие с ней происходили изменения?
История объясняла прошлое и указывала цели в будущем, служа одной из основ той веры в прогресс, в постоянные изменения к лучшему, которая пронизывала сознание людей той эпохи. Историческая наука также укрепляла национальное самосознание, прослеживая путь того или иного народа от его истоков до современности. Постепенно история становилась более четко и строго очерченной областью научного знания.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 6. Как развитие науки повлияло на отношение к человеку?
Биология подчеркнула животное начало в человеке, а психология все больше отказывала ему в праве считаться в полной мере разумным существом. Обнаружилось, что рациональное сосуществует в человеке наряду с иррациональным и эмоциональным. В психоанализе австрийца З. Фрейда разум и вовсе был оттеснен так называемым подсознанием. Социология рассматривала человека не столько самого по себе, сколько в качестве члена какой-либо социальной группы. На протяжении XIX в. образ человека изменился разительно. Прежний «венец творения», наделенный разумом и нравственным чувством, часто низводился до размеров безликой статистической величины либо изображался движимым страстями и инстинктами.
Добавить текст Вернуть оригинал