Думаем, сравниваем, размышляем
1. Объясните слова А. И. Герцена: западники и славянофилы «смотрели в разные стороны», а «сердце билось одно».
И западники, и славянофилы осознавали необходимость перемен в социально-политической системе России, прежде всего понимали пагубность крепостного права. Они верили в возможность мирных, реформистских преобразований с согласия и при участии верховной власти. Под фразой «смотрели в разные стороны» подразумевается, что западники и славянофилы по-разному видели пути изменения к лучшему.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Составьте биографический портрет одного из представителей консервативного, либерального или радикального движения России второй половины XIX в.
Добавить текст Вернуть оригиналКонстантин Дмитриевич Кавелин (1818-1885) – русский историк, государствовед, психолог, социолог и публицист, был теоретиком либерализма.
Добавить текст Вернуть оригиналОтец Константина Дмитриевича, Дмитрий Александрович, был директором Главного Педагогического института, переименованного в 1818 году в Санкт-Петербургский университет, приятелем В. Жуковского, А. Тургенева, С. Уварова, был заметной персоной великосветских салонов и уважаемым участником влиятельного литературного кружка «Арзамас».
Добавить текст Вернуть оригиналПервоначальное образование Константин Дмитриевич получил дома; в 1833-1834 гг. к поступлению в Московский университет его готовили К. А. Коссович и В. Г. Белинский. В 1835 г. он начал учиться на историко-филологическом отделении философского факультета университета, но уже в ноябре перевелся на юридический факультет. В студенческие годы сблизился с братьями Киреевскими. В мае 1839 г. Кавелин окончил курс Московского университета кандидатом прав, получив золотую медаль за сочинение «О римском владении».
Добавить текст Вернуть оригиналВ начале 1840-х гг. Кавелин примкнул к западникам, стал близок Т. Н. Грановскому. В 1842 г. он поступил в Петербург на службу в Министерство юстиции помощником столоначальника. В это время он стал участником кружка Белинского. Активно сотрудничал с другими западниками – Н. А. Некрасовым, И. И. Панаевым, И. С. Тургеневым, авторитет которых серьезно повлиял на умонастроения самого Кавелина. В феврале 1844 г., защитив в Москве магистерскую диссертацию «Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства в период времени от Уложения до Учреждения о губерниях», Константин Дмитриевич стал магистром гражданского права и был определен в Московский университет «исправляющим должность адъюнкта для преподавания на 1-м курсе юридического факультета истории русского законодательства». В этот период сблизился с А. И. Герценом, войдя в его московский кружок. Летом 1848 г. Кавелин покинул Московский университет из-за конфликта с Н. И. Крыловым. Константин Дмитриевич являлся преподавателем русской истории и гражданского права наследника престола, старшего сына Александра II, цесаревича Николая Александровича. С конца 1850-х гг. сблизился со славянофилами. Умер Константин Дмитриевич Кавелин в 1885 году.
Добавить текст Вернуть оригиналКонстантин Дмитриевич Кавелин – известный общественный деятель, который относится к лагерю западников. Он автор «Записки об освобождении крестьян» (1855 г.), которая имела революционный фурор в общественном сознании России, она стремительно сделала Кавелину политическое имя11.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Чем радикальные кружки 1830–1840-х гг. отличались от тайных обществ декабристов?
Тайные общества декабристов имели четкие программные документы – «Конституция» Н. М. Муравьева (Северное общество) и «Русская Правда» П. И. Пестеля (Южное общество). Радикальные кружки 1830-1840-х гг. не имели программных документов, главная идея их заключалась в свержении самодержавия и отмене крепостного права. Однако деятельность сводилась лишь к пропаганде своих идей и не имела реальных действий.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Соберите информацию о деятельности кружка петрашевцев. Узнайте, какое участие принимал в деятельности кружка писатель Ф. М. Достоевский.
Добавить текст Вернуть оригиналПетрашевцы – принятое в литературе наименование членов нескольких кружков в Санкт-Петербурге, увлекавшихся идеями утопического социализма.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1845-1849 гг. группировались вокруг М. В. Петрашевского. Первые собрания («пятницы») у него начались осенью 1845 г. Их посещали преимущественно молодые люди – офицеры, чиновники, студенты, люди без определенных занятий, литераторы (А.П. Баласогло, Н. Я. Данилевский, Ф. М. Достоевский, В. Н. Майков, А. Н. Плещеев, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.).
Добавить текст Вернуть оригиналПетрашевцы изучали экономические и политические теории (прежде всего, Ш. Фурье), критиковали общественно-политический строй Российской империи, обсуждали пути его изменения, предприняли попытку составить библиотеку, в основном из запрещенных в России книг иностранных авторов. Федор Михайлович Достоевский неоднократно во время «пятниц» читал запрещенное письмо Белинского Гоголю.
Добавить текст Вернуть оригиналВесной 1849 г. члены кружка петрашевцев были арестованы, в том числе и Ф. М. Достоевский. Конкретно Достоевский обвинялся в участии в заговоре, недоносительстве (в том числе, за чтение на одном из собраний письма Белинского Гоголю – запрещенного к распространению и последними словами ругавшего духовенство, церковь как институт, крепостничество)12.
Добавить текст Вернуть оригинал5.
Социализм – политический строй, в основе которого лежит принцип всеобщего равенства и социальной спарвделивости.
Добавить текст Вернуть оригиналНа рубеже 40—50-х годов XIX в. формируется теория "русского социализма", основоположником которой был А. И. Герцен. Основные свои идеи он изложил в работах, написанных в 1849—1853 гг: "Русский народ и социализм", "Старый мир и Россия", "Россия", "О развитии революционных идей в России" и в др.
Добавить текст Вернуть оригиналРубеж 40—50-х годов явился переломным в общественных взглядах Герцена. Поражение революций 1848—1849 гг. в Западной. Европе произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Герцен мучительно искал выход из идейного тупика. Сопоставляя судьбы России и Запада, он пришел к выводу, что в будущем социализм должен утвердиться в России, и основной "ячейкой" его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник "русский" социализм Герцена.
Добавить текст Вернуть оригинал"Русский социализм" исходил из идеи "самобытного" пути развития России, которая, минуя капитализм, придет через крестьянскую общину к социализму. Объективными условиями возникновения идеи русского социализма в России явились слабое развитие капитализма, отсутствие пролетариата и наличие сельской поземельной общины. Имело значение и стремление Герцена избежать "язв капитализма", которые он видел в странах Западной Европы. "Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос революции", — писал Герцен.
Добавить текст Вернуть оригиналЭти положения Герцена впоследствии будут восприняты народниками. По существу, "русский социализм" — лишь мечтания о социализме, ибо осуществление его предначертаний привело бы на практике не к социализму, а к наиболее последовательному решению задач буржуазно-демократического преобразования России — в этом и заключалось реальное значение "русского социализма". Он был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название "крестьянского социализма". Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьей власти и помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. Вместе с тем "русский социализм" боролся как бы "на два фронта": не только против устаревших феодально-крепостнических порядков, но и против капитализма, противопоставляя ему специфически русский "социалистический" путь развития13.
Добавить текст Вернуть оригиналПараграф 13. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны
Стр. 80
Вопрос в начале параграфа
Каково было положение разных народов и конфессий в Российской империи в период правления Николая I?
В период правления Николая I поменялось положение польского народа. Восстание в Царстве Польском в 1830-1831 гг. привело к отмене в 1832 г. конституции 1815 г. Царство Польское было провозглашено частью Российской империи, однако сохранялась административная автономия. Однако поляки лишились своих сейма и армии. Положение народов Финляндии не изменилось, она пользовалась значительной автономией. Особое управление было введено в пограничном Западном крае, на территории которого проживали в основном белорусы, литовцы и украинцы. На положение евреев влияло Положение 1835 г., которое регулировало вопросы быта и управления еврейского населения. Так правительство проводило политику ассимиляции евреев. В первой половине XIX в. продолжалась борьба церковных иерархов и государственных органов со старообрядцами. Движение старообрядцев переживало внутренний раскол. Николай I запретил им принимать беглых священников, подверг разгрому старообрядческие монастыри в Поволжье. Однако в 1846 г. старообрядцы получили собственного митрополита. Продолжалась политика государства, направленная на воссоединение униатов с православной церковью. По указу 1839 г. униаты Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины объявлялись воссоединенными с Русской православной церковью, что было встречено упорным сопротивлением униатских священников и их паствы.
Добавить текст Вернуть оригинал