Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какую роль играла литература во второй половине XIX в. в процессе формирования общественного мнения? Приведите примеры из текста параграфа.
Добавить текст Вернуть оригиналЛитература второй половины XIX в. привлекала читателей своей актуальностью. М. Е. Салтыков-Щедрин изображал общественные пороки, высмеивая их. Г. И. Успенский в своих произведениях раскрывал «сущую правду» народной жизни, жизни крестьян, показывал, как под влиянием происходивших перемен «власть земли» заменялась «властью капитала». В романах И. А. Гончарова судьбы героев связаны с судьбой России, с происходившими переменами. Критический реализм Ф. М. Достоевского призывали к доброте и душевной чуткостью. Литература пыталась дать обобщенный портрет героя своего времени, человека действия, не желающего мириться с существующей действительностью. В литературе затрагивались идеи социализма, революционного обновления существующих порядков.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Перечислите социальные проблемы, ставшие основой сюжетов для произведений литературы второй половины XIX в.
Общественные пороки, жизнь крестьян и влияние перемен, «быстро изменяющаяся физиономия русских людей культурного слоя», реальная жизнь на основе критического восприятия, трагедия бесправной и униженной личности; нравы и устои, царящие в высшем обществе; нигилизм, вопросы о Боге, о душе, о смысле жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Какие качества отличают героев произведений второй половины XIX в. от героев литературы первой половины XIX в.? С чем это связано?
Добавить текст Вернуть оригиналПисатели второй половины XIX в. стали все чаще обращаться к жизни простых людей и влияния на их жизнь происходящих изменений. Литература этого периода пыталась дать обобщенный портрет героя своего времени, человека действия, не желающего мириться с существующей действительностью. Все чаще в героях произведений проявляется совесть, обращение к Богу. Критический реализм стал показывать героев с неподдельной добротой и душевной чуткостью.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Назовите имена наиболее ярких представителей литературы народов России второй половины XIX в.
И. Я. Франко, Шолом-Алейхем, Ф. К. Богушевич, М. Акмулла, З. Бигеев, Г. Ильяси, Ф. Халиди, Каюм Насыри.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 46
Изучаем документ
1. Можно ли сделать из этого текста вывод, что человеку нужно прощать все грехи? Подтвердите свой ответ анализом цитаты.
Добавить текст Вернуть оригиналДа, из текста можно сделать такой вывод. «…любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие Божеской любви и есть верх любви на земле» - тот, кто прощает грехи, обладает высшей любовью, которая идет от Бога.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Объясните смысл слов: «Будешь любить всякую вещь, и тайну Божию постигнешь в вещах»
Так как любовь идет от Бога, то полюбив всякую вещь, можно будет понять, что Бог вложил в нее.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 46
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Согласны ли вы с утверждением, что именно литературное творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина стало основной причиной его преследования со стороны властей? Докажите свою позицию, используя цитаты из параграфа.
Добавить текст Вернуть оригиналЯ согласен с этим утверждением, так как М. Е. Салтыков-Щедрин создал целую галерею зловещих образов, представляющих как старый мир помещиков и чиновников, так и нарождающийся мир «чумазых» хищников. В своих произведениях он доводит до крайности изображение общественных пороков.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Почему темы о Боге, о душе, о смысле жизни стали популярны у некоторых авторов второй половины XIX в.? Какие идеалы православия находили отражение в литературе этого периода? На какие общественные процессы может указывать этот факт?
Добавить текст Вернуть оригиналВ условиях обмирщения культуры, отказа на Западе от многих традиционных ценностей и идеалов русская литература глубоко пронизана православной традицией. В пореформенной России часть интеллигенции отходит от православной веры, что отдаляло ее от простого народа. Поэтому у писателей и поэтов идея веры была важнейшей. В центре повествований была личность человека, противоречивая, как сама жизнь. Писатели поднимали «вечные вопросы»: о Боге, о душе, о смысле жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал