Решебник по истории России 9 класс Арсентьев ФГОС Часть 1, 2 §25

Авторы:
Год:2023
Тип:учебник
Часть:1, 2
Нужно другое издание?

§25

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и в России

Стр. 146

Вопрос в начале параграфа

В чём состояли особенности национальной политики при Александре II?

В Царстве Польском по итогам восстания в 1863-1864 гг. были ликвидированы последние следы автономии, а термин Царство Польское был заменен термином Привислинский край. Правительство назначало на административные, педагогические, церковные должности русские кадры, польские дворяне были лишены права избирать предводителей дворянства. В Великом княжестве Финляндском расширялась автономия, вводилось обучение на финском языке, была создана собственная денежная система. На Кавказе проводилась политика неприкосновенности религии, обычаем и образа жизни народов Кавказа. Пот отношению к белорусам и малороссам послаблений не последовало. По отношению к евреям был взят курс на «просвещение», т.е. внедрение в еврейскую среду русского языка, отказ от традиционного образа жизни, получение светского образования.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 148

Вопрос к пункту 4

Вспомните, когда и при каких обстоятельствах началась Кавказская война.

Кавказская война началась в 1817 г. и продлилась до 1864 г. После присоединения Грузии к России набеги горцев ослабли, но не прекратились. Россия столкнулась с постоянной необходимостью обороняться. В 1816 г. военное и гражданское управление на Кавказе возглавил генерал А. П. Ермолов, командир отдельного Грузинского (позже Кавказского) корпуса. Войска Ермолова предпринимали военные походы в горы. В ответ на эти экспедиции царских войск горцы совершали набеги на крепости, устраивали засады.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 149

Работаем с картой

Используя карту, расскажите о значении присоединения к России территорий Кавказа.

Присоединение территорий Кавказа к России имело огромное значение. Это обеспечило безопасность южных границ Российской империи, прежде всего, перед угрозой продвижения Османской империи или Персии к южными рубежам России. К тому же регион имел большие этнические сложности, что могло привести к постоянным разорениям южных территорий империи со стороны горских народов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 151

Вопрос к пункту 7

Вспомните, кто такие старообрядцы.

Старообрядцы – православные верующие, которые не признали церковных реформ патриарха Никона, проведенных в середине XVII в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 151

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Что представлял собой национальный вопрос в Европе во второй половине XIX в.?

Национальный вопрос в Европе представлен борьбой наций за национальное освобождение, сохранением традиций и обычаев своего народа, родного языка и культуры. Он имел не только свою прогрессивную сторону, выразившуюся в стремлении народов к преодолению национального гнета, но и привел к формированию идеологии национализма, в которой нация признает за собой исключительные права и способности, превосходство над другими народами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Подход к решению национального вопроса в европейских странах был разный. В одних странах – предоставлялись широкие права и автономии, в других – как в Австро-Венгрии, права национальных меньшинств притеснялись, что приводило к глубокому внутриполитическому кризису.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Каковы были цели Польского восстания 1863 – 1864 гг.? Удалось ли их достичь? Чем завершилось восстание?

В Царстве Польском сложились два типа тайных организаций – «красные» и «белые». «Красные» ставили перед собой задачу связать борьбу за освобождение Польши с борьбой за интересы крестьянства, предлагая отменить оброк и барщину и наделить крестьян землей без выкупа. Партия «белых» выступала за восстановление Польши в границах 1772 г. Национальный комитет «красных» объявил себя временным правительством и издал законы, провозглашавшие крестьян собственниками своих наделов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Борьба сторонников «белых» и «красных» в новом правительстве, отсутствие единой четкой цели и слаженных действий привели к поражению восстания.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Правительство Александра II для отвлечения крестьян от восстания узаконила реформы, разработанные повстанцами. Земля, находившаяся в пользовании крестьян, становилась их собственностью. Часть безземельных крестьян получала небольшие наделы за выкуп. Однако были ликвидированы последние следы автономии Польши, польские дворяне были лишены права избирать предводителей дворянства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Для чего на кавказских приграничных землях были образованы казачьи войска?

Казачьи войска создавались для охраны региона и освоения новых земель на Кавказе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Что такое западные губернии? Назовите их основные центры. Какие особенности имела политика правительства в этом регионе в 1860 – 1870-е гг.?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Западные губернии – особые административные единицы, созданные из земель, вошедших в состав Российской империи в конце XVIII в. по результатам разделов Речи Посполитой. Основные центры – Вильно, Киев, Минск.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Политика правительства в западных губерниях была направлена на русификацию населения. Правительство не допускало национальных послаблений по отношению к белорусам и малороссам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 152

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как восстание поляков в Российской империи повлияло на политику центральной власти на территории бывшего Царства Польского?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Были ликвидированы последние следы автономии Польши, а название Царство Польское было заменено термином Привислинский край. Для укрепления своих позиций правительство стало назначать на административные, педагогические, церковные должности русские кадры, польские дворяне были лишены права избирать предводителей дворянства, теперь их назначали в Петербурге. Полякам-католикам было запрещено покупать и арендовать земли в девяти западных губерниях.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Подготовьте презентацию на тему «Национальности в России во второй половине ХIХ в.» с использованием фотографий ХIХ в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

[CHART]

3. В чём состояла сложность при управлении кавказскими землями?

В правление Александра II на Кавказе продолжалась затяжная и кровопролитная Кавказская война. Кавказские народы имели свою религию, обычаи, образ жизни народов. Материальные и нравственные интересы горцев приходилось учитывать при проведении государственной политики.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Чем окончилась Кавказская война?

Кавказская война закончилась поражением горцев и присоединением их земель к России. Победа в войне утвердила власть России на Кавказе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Что такое Синодальный перевод Библии? Какое значение имел перевод Библии на общедоступный язык?

В 1876 г. был издан Синодальный перевод Библии, в издании которого было указанно, что оно печатается по «благословению Святейшего Синода», и поэтому перевод получил название Синодального. Был подготовлен общедоступный текст, понятный широким слоям общества, не знакомым с церковнославянским языком.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Привлекая дополнительную литературу и Интернет, соберите информацию об одном из исторических деятелей, упомянутых в параграфе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Михаил Осипович Коялович (1828-1891) – белорусско-русский историк, политический публицист и издатель. Ведущий представитель «западнорусской» исторической школы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Михаил Осипович родился в местечке Кузница Гродненской губернии в семье униатского (греко-католического) священника. Его отец был одноклассником митрополита Иосифа (Семашко) по Главной семинарии при Виленском университете, стал униатским священником, а затем воссоединился с православной церковью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Образование Михаил Осипович получил получал в Супрасльском духовном училище, которое окончил в 1845 г., а затем в Литовской духовной семинарии до 1851 г. В 1851 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1855 г.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В 1855 г. преподавал в Рижской и Петербургской духовной семинариях, затем перешел в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1856-1862 гг. работал на кафедре сравнительного богословия и русского раскола, в 1862-1868 гг. – на кафедре русской гражданской и церковной истории, с 1868 г. до смерти – на кафедре русской гражданской истории. 5 февраля 1857 г. был утвержден в звании магистра богословия. С 1865 г. – член Комиссии по разбору и описанию архива Святейшего Синода. В 1873 г. стал доктором богословия (диссертация «История воссоединения западнорусских униатов старых времен (до 1800)») и ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии, а в 1881 г. стал заслуженным ординарным профессором. С 23 мая 1868 г. – член Славянского Общества. С 25 ноября 1890 г. – почетный член Общества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Коялович знаменит своим вкладом в изучение истории исторической науки в России. Его «История русского самопознания» стала одним из краеугольных камней изучения истории исторической науки (т.е. историографии историографии). На его трактовке истории истории в России в полной мере сказались политические убеждения и религиозные взгляды. Уроженец того региона, который в «дореволюционную пору» назывался «Западной Русью», он с юности проникся патриотическими идеями и православной религией. В своем историографическом труде он сознательно и даже провокационно отказывается от объективного подхода, ратуя за субъективизм. Еще одна сфера исторического знания, в которую Михаил Осипович Коялович внес весомый вклад – история той самой Западной Руси, т.е. нынешних Белоруссии и Украины. Исследования Кояловича посвящены истории униатства, церковной и общей истории Западного края, истории русского самосознания. Он был приверженцем и одним из идеологов западнорусизма, отстаивал точку зрения, что белорусы являются самобытной частью русского народа наравне с великороссами и малороссами, развивал национально-монархические идеи, идеи единства русского народа. Он опубликовал массу статей в таких периодических изданиях, как «Церковный Вестник», «Христианское чтение», «Журнале Министерства народного просвещения», газете «День» и других изданиях И. С. Аксакова24.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам