Общественное движение при Николае I
Стр. 75
Вопрос в начале параграфа
Какие направления общественного движения получили распространение
в период правления Николая I? Какие из них были новыми для России?
В общественном движении второй четверти XIX в. можно выделить три направления: консервативное, либеральное и радикальное. Новым для России стало зарождение в радикальном направлении социалистических идей. На основе теории утопического социализма появляется теория русского социализма.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 79
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какие особенности общественного движения 1830 – 1850-х гг. вы считаете главными? Свой ответ аргументируйте.
Развитие общественного движения происходило в условиях проведения запретительной политики правительством, наличия цензуры. Основными формами общественного движения была полемика в научной среде, на страницах журналов и газет, в литературных и частных салонах. В консервативном движении зародилась теория официальной народности, в либеральном – разделение на славянофильство и западничество, в радикальном направлении – зарождение социалистических идей. Эти особенности говорят о развитии общественного движения, в котором стали проявляться новые черты.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Объясните суть теории официальной народности.
Теория официальной народности основывалась на трех принципах: «православие, самодержавие, народность». Православие рассматривалось как духовная основа народа и нравственный стержень государства. Самодержавие признавалось лучшей и единственно возможной формой правления для России. Крепостное право расценивалось как благо и для народа, и для государства. Под словом «народность» подразумевалось отсутствие социальных противоречий в России, единство народа и царя. Таким образом, социальные и политические изменения в России не нужны и только нанесут вред основам русской жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Перечислите важнейшие идеи западников, славянофилов.
Главные идеи славянофилов:
1) Самобытность пути развития России.
2) Крестьянская община – основа социальной системы.
Добавить текст Вернуть оригинал3) Православие – единственно верная религия.
Добавить текст Вернуть оригинал4) Западные ценности и образцы европейской жизни не приживутся, нанесут вред исконным русским традициям.
Добавить текст Вернуть оригинал5) Петровские преобразования установили деспотичную власть и крепостное право.
Добавить текст Вернуть оригинал6) Залог успеха России в сохранении исконных ценностей: общины, православия, в возрождении Земских соборов и отмене крепостного права.
Добавить текст Вернуть оригиналГлавные идеи западников:
1) Развитие России и Западной Европы должно происходить по единому пути.
Добавить текст Вернуть оригинал2) Необходимы отмена крепостного права, установление конституционной монархии, введение парламента, гражданских прав и свобод, развитие рыночной экономики.
Добавить текст Вернуть оригинал3) Идеализация европейского общественного устройства и реформ Петра I.
Добавить текст Вернуть оригинал4. В чём заключались принципиальные различия позиций западников и славянофилов?
Линии сравнения | Славянофилы | Западники |
---|---|---|
Путь развития | Самобытность пути | Единый путь с Западной Европой |
Политическая система | Царь и Земские соборы | Конституционная монархия |
Права и свободы | Крестьянская община – основа социальной системы | Гражданские права и свободы |
Отношение к реформам Петра I | Насаждение чужеродных порядков, сбивших Россию с «истинного пути» | Апологеты реформ Петра I |
5. Каковы были главные идеи социалистов-утопистов? Каким образом они планировали претворить их в жизнь?
Идеи:
1) В России есть благодатная почва для создания социализма: крестьянская община, равное право людей на землю, крестьянское самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина.
Добавить текст Вернуть оригинал2) Существование общины и крепкие общинные традиции в деревне отличают Россию от стран Западной Европы и именно это может быть залогом успешного развития России в сторону идеального устройства общества и социализма.
Добавить текст Вернуть оригиналСредство:
Создание революционного центра и организация крестьянского восстания в Сибири, на Урале, на Дону.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Представьте, что вам поручено подготовить материалы к уроку и изложить содержание параграфа в виде схемы. Перечислите критерии, на основании которых будет составляться структура этой схемы.
Добавить текст Вернуть оригиналСтруктура этой схемы должна составляться на основании следующих критериев: чёткое и ясное изложение особенностей каждого направления общественной мысли и общественного движения второй четверти XIX в., а также предельно короткая характеристика взглядов и деятельности наиболее видных историков, философов и общественных деятелей.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 80
Изучаем документ
1. Определите в тексте статьи основную и дополнительную информацию.
Основная информация – кто такие славянофилы.
Добавить текст Вернуть оригиналДополнительная информация – отношение автора к критике славянофильства.
Добавить текст Вернуть оригинал2. На основании документа и текста параграфа подготовьте сообщение о том, какие черты идеологии славянофилов способствовали духовному прогрессу российского общества, а какие, наоборот, тормозили его.
Добавить текст Вернуть оригиналСлавянофилы внесли огромный вклад в изучение истории, культуры, традиций русского народа, а также ограничивали настроения поклонения перед всем европейским, которые господствовали в общественном сознании XIX в. Славянофилы были сторонниками самобытности пути развития России, они выступали против слепого копирования западных ценностей и образцов европейской жизни, так как считали, что это нанесет вред исконным русским традициям.
Добавить текст Вернуть оригиналОднако излишняя идеализация самобытности России тормозило прогресс страны, так как они выступали против принятия любых европейских ценностей. Славянофилы, выступая за отмену крепостного права, однако считали, что крестьянская община является основой социальной системы, что на практике тормозило развитие государства.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 80
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Объясните слова А. И. Герцена: западники и славянофилы «смотрели в разные стороны», а «сердце билось одно».
И западники, и славянофилы осознавали необходимость перемен в социально-политической системе России, прежде всего понимали пагубность крепостного права. Они верили в возможность мирных, реформистских преобразований с согласия и при участии верховной власти. Под фразой «смотрели в разные стороны» подразумевается, что западники и славянофилы по-разному видели пути изменения к лучшему.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Составьте биографический портрет одного из представителей консервативного, либерального или радикального движения России второй половины XIX в.
Добавить текст Вернуть оригиналКонстантин Дмитриевич Кавелин (1818-1885) – русский историк, государствовед, психолог, социолог и публицист, был теоретиком либерализма.
Добавить текст Вернуть оригиналОтец Константина Дмитриевича, Дмитрий Александрович, был директором Главного Педагогического института, переименованного в 1818 году в Санкт-Петербургский университет, приятелем В. Жуковского, А. Тургенева, С. Уварова, был заметной персоной великосветских салонов и уважаемым участником влиятельного литературного кружка «Арзамас».
Добавить текст Вернуть оригиналПервоначальное образование Константин Дмитриевич получил дома; в 1833-1834 гг. к поступлению в Московский университет его готовили К. А. Коссович и В. Г. Белинский. В 1835 г. он начал учиться на историко-филологическом отделении философского факультета университета, но уже в ноябре перевелся на юридический факультет. В студенческие годы сблизился с братьями Киреевскими. В мае 1839 г. Кавелин окончил курс Московского университета кандидатом прав, получив золотую медаль за сочинение «О римском владении».
Добавить текст Вернуть оригиналВ начале 1840-х гг. Кавелин примкнул к западникам, стал близок Т. Н. Грановскому. В 1842 г. он поступил в Петербург на службу в Министерство юстиции помощником столоначальника. В это время он стал участником кружка Белинского. Активно сотрудничал с другими западниками – Н. А. Некрасовым, И. И. Панаевым, И. С. Тургеневым, авторитет которых серьезно повлиял на умонастроения самого Кавелина. В феврале 1844 г., защитив в Москве магистерскую диссертацию «Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства в период времени от Уложения до Учреждения о губерниях», Константин Дмитриевич стал магистром гражданского права и был определен в Московский университет «исправляющим должность адъюнкта для преподавания на 1-м курсе юридического факультета истории русского законодательства». В этот период сблизился с А. И. Герценом, войдя в его московский кружок. Летом 1848 г. Кавелин покинул Московский университет из-за конфликта с Н. И. Крыловым. Константин Дмитриевич являлся преподавателем русской истории и гражданского права наследника престола, старшего сына Александра II, цесаревича Николая Александровича. С конца 1850-х гг. сблизился со славянофилами. Умер Константин Дмитриевич Кавелин в 1885 году.
Добавить текст Вернуть оригиналКонстантин Дмитриевич Кавелин – известный общественный деятель, который относится к лагерю западников. Он автор «Записки об освобождении крестьян» (1855 г.), которая имела революционный фурор в общественном сознании России, она стремительно сделала Кавелину политическое имя11.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Чем радикальные кружки 1830–1840-х гг. отличались от тайных обществ декабристов?
Тайные общества декабристов имели четкие программные документы – «Конституция» Н. М. Муравьева (Северное общество) и «Русская Правда» П. И. Пестеля (Южное общество). Радикальные кружки 1830-1840-х гг. не имели программных документов, главная идея их заключалась в свержении самодержавия и отмене крепостного права. Однако деятельность сводилась лишь к пропаганде своих идей и не имела реальных действий.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Соберите информацию о деятельности кружка петрашевцев. Узнайте, какое участие принимал в деятельности кружка писатель Ф. М. Достоевский.
Добавить текст Вернуть оригиналПетрашевцы – принятое в литературе наименование членов нескольких кружков в Санкт-Петербурге, увлекавшихся идеями утопического социализма.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1845-1849 гг. группировались вокруг М. В. Петрашевского. Первые собрания («пятницы») у него начались осенью 1845 г. Их посещали преимущественно молодые люди – офицеры, чиновники, студенты, люди без определенных занятий, литераторы (А.П. Баласогло, Н. Я. Данилевский, Ф. М. Достоевский, В. Н. Майков, А. Н. Плещеев, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.).
Добавить текст Вернуть оригиналПетрашевцы изучали экономические и политические теории (прежде всего, Ш. Фурье), критиковали общественно-политический строй Российской империи, обсуждали пути его изменения, предприняли попытку составить библиотеку, в основном из запрещенных в России книг иностранных авторов. Федор Михайлович Достоевский неоднократно во время «пятниц» читал запрещенное письмо Белинского Гоголю.
Добавить текст Вернуть оригиналВесной 1849 г. члены кружка петрашевцев были арестованы, в том числе и Ф. М. Достоевский. Конкретно Достоевский обвинялся в участии в заговоре, недоносительстве (в том числе, за чтение на одном из собраний письма Белинского Гоголю – запрещенного к распространению и последними словами ругавшего духовенство, церковь как институт, крепостничество)12.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Используя дополнительные источники информации, дайте определение понятия «социализм». Почему, по мнению А. И. Герцена, именно в России существовали предпосылки для становления социалистического общества? Согласны ли вы с точкой зрения А. И. Герцена? Своё мнение аргументируйте.
Добавить текст Вернуть оригиналСоциализм – политический строй, в основе которого лежит принцип всеобщего равенства и социальной спарвделивости.
Добавить текст Вернуть оригиналНа рубеже 40—50-х годов XIX в. формируется теория "русского социализма", основоположником которой был А. И. Герцен. Основные свои идеи он изложил в работах, написанных в 1849—1853 гг: "Русский народ и социализм", "Старый мир и Россия", "Россия", "О развитии революционных идей в России" и в др.
Добавить текст Вернуть оригиналРубеж 40—50-х годов явился переломным в общественных взглядах Герцена. Поражение революций 1848—1849 гг. в Западной. Европе произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Герцен мучительно искал выход из идейного тупика. Сопоставляя судьбы России и Запада, он пришел к выводу, что в будущем социализм должен утвердиться в России, и основной "ячейкой" его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник "русский" социализм Герцена.
Добавить текст Вернуть оригинал"Русский социализм" исходил из идеи "самобытного" пути развития России, которая, минуя капитализм, придет через крестьянскую общину к социализму. Объективными условиями возникновения идеи русского социализма в России явились слабое развитие капитализма, отсутствие пролетариата и наличие сельской поземельной общины. Имело значение и стремление Герцена избежать "язв капитализма", которые он видел в странах Западной Европы. "Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос революции", — писал Герцен.
Добавить текст Вернуть оригиналЭти положения Герцена впоследствии будут восприняты народниками. По существу, "русский социализм" — лишь мечтания о социализме, ибо осуществление его предначертаний привело бы на практике не к социализму, а к наиболее последовательному решению задач буржуазно-демократического преобразования России — в этом и заключалось реальное значение "русского социализма". Он был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название "крестьянского социализма". Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьей власти и помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. Вместе с тем "русский социализм" боролся как бы "на два фронта": не только против устаревших феодально-крепостнических порядков, но и против капитализма, противопоставляя ему специфически русский "социалистический" путь развития13.
Добавить текст Вернуть оригинал