Решебник по истории России 8 класс Захаров | Страница 50

Авторы:
Тип:учебник
Серия:история России

Страница 50

Документ №1

1. Определите круг вопросов, по которым даются наставления юношеству в цитируемом сочинении. Какие заголовки вы бы включили в этот текст?

  Добавить текст Вернуть оригинал

В данном документе рассмотрены вопросы, которые касаются взаимоотношений между детьми и их родителями, нормы этикета во время приема пищи, а также нормы этикета во время разговора. Эти группы можно назвать такими заголовками «Родители и дети», «Правила поведения за столом», «Основные правила общения».

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какими качествами должен был обладать благовоспитанный молодой человек Петровской эпохи?

Благовоспитанный молодой человек в указанное время должен был почитать своих родителей, прилично вести себя за столом, учтиво говорить с людьми, не хвалить себя, и наряду с этим не позорить себя и свою семью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3*. Можно ли заметить в тексте элементы сословного подхода? Если да, то какие? На какую группу юношества ориентированы приводимые правила?

  Добавить текст Вернуть оригинал

В тексте четко видно, что все указанные требования могут относиться только к детям из зажиточных семей. Соответственно, приводимые правила ориентированы только на юношей из числа дворян, и возможно – из богатых купцов. К посадским людям и крестьянам «Юности честное зерцало» применяться просто не могло.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Выскажите суждение, в какой мере содержащиеся в данном сочинении советы полезны для современных молодых людей. Объясните, почему вы так считаете.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В целом, практически все указанные в данном сочинении советы могут использоваться и в наши дни. С небольшими оговорками, конечно. Это объясняется тем, что советы молодежи являются универсальными, независимо от исторической эпохи. И сегодня молодым людям нужно уважать своих отца и мать, учтиво вести себя за столом, культурно общаться с другими людьми, не позорить себя и своих близких.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 50

Вопросы в конце параграфа

1. Продолжите заполнение таблицы о преобразованиях Петра I (см. задание 1, параграф 4).

Государственное управление Армия, военное дело Сословная политика Экономика Духовная жизнь, культура

Введение летоисчисления от Рождества Христова.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Основание учебных заведений и Академии наук.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Начало выпуска в России газет.

Разработка гражданского шрифта.

Внедрение светской живописи и архитектуры в стиле барокко.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Запрет для российской элиты на ношение бород и традиционной русской одежды.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Охарактеризуйте достижения в образовании и общественном просвещении в Петровскую эпоху.

По инициативе Петра І было основано много учебных заведений, в основном военного профиля: Артиллерийская и Инженерная школа, а также Медицинское училище. Ранее созданную в Москве, Навигацкую школу перевели в Санкт-Петербург и переименовали в Морскую академию. Они готовили офицеров для российской армии и флота, которых так не хватало. Кроме того, для получения начального образования создавались цифирные школы (для детей провинциальных чиновников и дворян), гарнизонные школы (для детей солдат), а также школы для детей матросов, которые подчинялись Адмиралтейству. Также Петр І часто отправлял молодых дворян на учёбу за границу. Более того, был даже введен запрет на женитьбу дворянским юношам, если они не получат хотя бы начальное образование. Все эти меры привели к повышению уровня грамотности среди российской элиты.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Развитию просвещения способствовало издательское дело. В первую очередь на него повлияло введение Петром І гражданской азбуки в 1708 – 1710 гг. Именно этот шрифт стал использоваться для печати нецерковных книг. Поэтому очень быстро начали издаваться различные справочники, учебники, пособия на русском языке. Также на уровень грамотности положительно влияло открытие первой публичной библиотеки (1714 г.) и начало печати первой газеты в России (1703 г.).

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Как создавался первый российский музей? Разъясните, чем отличается музей от коллекции.

Создание в России музеев было частью политики Петра I касательно заимствования достижений европейской культуры (во многих странах Европы того времени уже существовали музеи). Также целью основания музея стало повышение уровня просвещенности населения. Начало этой работы положил сам Петр І, собрав коллекцию различных диковинок. Однако первым полноценным российским музеем является основанная в 1714 г. в Санкт-Петербурге Кунсткамера. Своим специальным указом царь предписал все найденные на территории России интересные и необычные находки отправлять в этот музей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Коллекция отличается от музея тем, что является инициативой конкретного человека и принадлежит только ему. Владелец коллекции может показывать её другим людям по собственному желанию. Музей – это исключительно государственное учреждение, которое существует именно для того, чтобы демонстрировать людям различные предметы и экспонаты.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Приведите исторические свидетельства о способах, которыми царь-реформатор внедрял европейскую культуру в России. Чем вы объясните такую культурную политику? Какую оценку ей дадите?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Пётр І, проводя свои преобразования, использовал крайне жесткие способы. Даже насильственные. Способы, которые ломали традиционные устои русского общества, существовавшие не одну сотню лет. Взять хотя бы запрет на ношение бороды. Дело в том, что испокон веков ношение бороды взрослыми мужчинами практически обязательной нормой, даже независимо от их сословия (например, все цари до Петра І носили бороды). Теперь, боярам, дворянам и горожанам нужно было или платить крупный штраф или подчиниться воли государя. Естественно, что у многих людей того времени этот подход вызывал шок или даже психологическую ломку.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Такая жесткая культурная политика объясняется как личными качествами Петра І (решительностью, настойчивостью, нежеланием идти на любые уступки и компромиссы), так и стремлением достичь своих целей в кратчайшие сроки. Царь хотел, чтобы европейская культура укоренилась в России ещё при его жизни. С моей точки зрения, такой подход был не совсем правильным. Проводя такие реформы, нужно было хотя бы немного учитывать интересы населения страны. Если не крестьян и горожан, то хотя бы высших сословий (бояр, дворян, духовенства). Наилучшим был бы вариант постепенного внедрения подобных новшеств, чтобы люди могли понемногу к ним адаптироваться.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Проведите обсуждение на тему «Европейское влияние и национальное своеобразие в российской живописи Петровской эпохи». Используйте иллюстрации учебника, материалы художественных изданий, интернет-ресурсы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Во время петровских преобразований произошли важнейшие изменения и в российской живописи. Во-первых, она стала более светской (нецерковной). Вместо рисования икон и изображения святых, на первое место выходят портреты исторических деятелей (царя, членов его семьи, представителей российской элиты). Во-вторых, усилилось влияние европейской культуры и её приоритетов. Этому способствовала учёба многих русских художников за рубежом (например, И. Никитин, А. Матвеев), а также приглашение многих иностранных мастеров на работу в Россию (Л. Каравак, И. Г. Таннауэр). Постепенно из Западной Европы в Россию проникли такие стили как барокко, рококо, классицизм, сентиментализм.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Основоположником русской живописи европейского типа считается Иван Никитин. Круг его интересов – портреты членов императорской семьи и придворных петровского времени. Некоторое время художник обучался в Италии. Самыми известными его работами были: «Портрет Петра Великого (круглый)», «Цесаревна Анна Петровна», «Портрет канцлера Г. Головкина», «Портрет напольного гетмана». Также следует отметить, что не смотря, на использование европейского опыта, И. Никитин в своих работах использовал традиции русских живописцев предыдущих поколений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вторым по значимости мастером живописи этого периода был Андрей Матвеев. Помимо портретов, занимался созданием настенных росписей. Образование получил в Голландии. Наиболее известные работы: «Автопортрет с женой» и «Портреты супругов Голицыных». Также, Матвеев расписывал стены многих зданий в Санкт-Петербурге (например, Петропавловского собора и здания Двенадцати коллегий). Для создания стенных росписей в церквях и соборах, он использовал традиционные православные сюжеты.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Позже, в середине XVIII в. художественные подходы И. Никитина и А. Матвеева были продолжены такими мастерами, как Иваном Вишняковым, Алексеем Антроповым, Иваном Аргуновым.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Большое значение имели работы иностранных художников, которые длительное время жили и работали в России. Среди них наиболее ярким представителем является уроженец Франции Луи Каравак. Он даже имел неофициальное прозвище «первого придворного маляра». Работал исключительно в стиле европейского барокко. Написал несколько портретов Петра І, его второй жены Екатерины, а также их дочерей – цесаревен Анны и Елизаветы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Привлекая иллюстрации учебника, расскажите об архитектуре Петербурга времён Петра I. Какие памятники той эпохи сохранились до настоящего времени? Чем они интересны для нас?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Поскольку новая столица России специально создавалась Петром І по европейскому образцу, то и его здания должны были быть построены, с учетом архитектурных стилей, популярных на тот момент в Европе. Доминирующим в Санкт-Петербурге стал стиль барокко. Из сохранившихся памятников той эпохи можно назвать: Петропавловская крепость и Петропавловский собор (архитектор Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (архитектор Д. Трезини), Летний дворец Петра І (архитектор Д. Трезини), а также дворец князя Меншикова (архитекторы Д. Фонтана и Г. Шедель). Эти сооружения интересны нам потому, что являются особенно ярким примером раннего (петровского) барокко, а также дают возможность понять нам как выглядела Северная столица России в первые десятилетия своего существования.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7*. Историческое путешествие. Подготовьте сообщение о поездке в Санкт-Петербург времён Петра Великого. Выберите своего героя, определите цель поездки, изложите впечатления от увиденного. Рекомендуемые формы сообщения — письмо, отчёт, зарисовки для альбома и др.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Дорогой отец! Прошло не так много времени, с тех пор как мы с вами виделись. Сколько всего произошло. Если говорить о главном, то я наконец-то побывал в Санкт-Петербурге, о котором столько всего слышал от однополчан. Целых две недели жил в нашей новой столице. А все началось так. Меня, простого поручика кавалерийского полка, отправили с секретными документами в Военную коллегию. Полковник сказал, что эта честь и великая миссия выпала именно мне. В сопровождение мне дали четырех драгунов. И так, из тёмных смоленских лесов я попал на побережье Балтики.

  Добавить текст Вернуть оригинал

По приезду в столицу, первое что бросилось в глаза – это огромное количество воды. Вот она, истинная стихия Санкт-Петербурга. Земли здесь почти нет. Вода здесь везде: в каналах, речках, речушках и ручейках. И главное – в море. Я никогда ранее не видел моря. Да и вы, человек редко покидающий пределы своего поместья, потеряли бы от него голову. Я прекрасно понимаю нашего государя Петра, который здесь построил этот город. Недаром, у нас в полку все говорили, что он больше всего на свете любит море. Эти бархатистые волны и солёный воздух невозможно с чем-либо сравнить. А корабли… В жизни никогда не видел такого величественного зрелища, как флотилия из десятка военных суден.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Также меня удивило огромное количество иностранцев. Кого только не встретишь здесь. Англичан, голландцев, датчан, немцев, французов и даже испанцев. Они прибыли на больших кораблях с далеких стран. Какую только не услышишь речь. Прям как в библейском рассказе о Вавилонской башне. Такое впечатление, что полмира съехалось специально для того, чтобы построить этот необычный город. А стройка идет везде. Строятся новые дома, церкви, улицы. И самое главное – всё делается из камня. Деревянных построек почти нет. Такого я не видел нигде. Помнится, в годы моего отрочества, мы с вами и страшим братом ездили в Москву. Так там всё, кроме Кремля, построено по-старинке, из дерева. А здесь – всё наоборот. Вместо кривых и узких улочек – прямые и широкие проспекты. Храмы – тоже на иноземный манер, не так, как обычно. Куполов на них не увидишь. Вместо куполов – высокие и острые шпили. Третьего дня после прибытия меня отправили в крепость Петра и Павла, и там я даже поднимался на самый верх собора. Его все называют Петропавловским. Он ещё строится, но подниматься уже можно. Ну и высота! Такое ощущение, что земля прямо уходит из-под ног.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Да и вообще всё здесь иноземное. Почти нет ничего русского, разве что речь. Одежда, порядки и даже манера разговора – тут всё иностранное. Чувство, как будто попал в центр Европы. Я за пределами России не бывал. Но вот сосед наш Дмитрий, боярский сынок, прошлой зимой вернулся с Амстердама. Учился там стрелять из пушек. Артиллерийским офицером заделался. Так он много чего рассказывал. Потому и знаю, как там, в Европе устроено. Так что, новая столица уж точно самая, что ни на есть, европейская.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Видел я также жилице нашего государя, Петра Великого. В Летнем саду. Маленькое и неказистое жилище. Какое-то не по-царски простое. Не ожидал видеть такую простоту и суровость. У его любимца, князя Меншикова, уже настоящий большой дворец, а государь до сих пор ютится в таких скромных условиях. Странно как-то…

  Добавить текст Вернуть оригинал

В общем-то две недели пронеслись как один день. Я не успел даже оглянуться, как пришло время возвращаться в полк. Меня снабдили различными письмами и инструкциями. Именно их я ждал всё это время. Но ни капельки об этом не жалею. Если бы мог – остался бы в Петербурге навсегда…

  Добавить текст Вернуть оригинал

8*. Объясните, в чём заключалось «обмирщение» культуры в Петровскую эпоху. В каких областях культуры оно проявилось особенно заметно? Приведите примеры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Обмирщение» культуры заключалось в том, что теперь приоритетом в культуре становится не церковь и библейские сюжеты, а отражение повседневной жизни (прежде всего, дворянства). Жизни, какой она есть. Этот подход уже активно практиковался в Европе, но для России был абсолютно новым. До петровских преобразований культура практически полностью была подчинена интересам и потребностям православной церкви. Теперь всё стало наоборот. Культура, в первую очередь, стала подчиняться запросам российской элиты (императора, членов его семьи, придворных и т.д.).

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Обмирщение» культуры, в основном, коснулось русской живописи и архитектуры. Именно эти две области наиболее развивались под влиянием европейской культуры, которую так стремился насаждать в России Пётр І. В живописи приоритетом становится рисование портретов. Подтверждением этого является то, что практически все художники петровской эпохи (как отечественные, так и иностранцы) занимались написанием портретов исторических лиц. Церковные росписи хоть и практиковались (например, А. Матвеевым), но все же имели второстепенное значение.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Что касается светской архитектуры, то тут достаточно взглянуть на Санкт-Петербург, а точнее на его исторический центр. Ведь этот город создавался по замыслу Петра І. И здесь приоритетом было строительство именно светских (Дворец Меншикова, Летний дворец, Здание Двенадцати коллегий) или военных (Петропавловская крепость) сооружений. Из крупных религиозных сооружений того времени можно назвать разве что Петропавловский собор. Это свидетельствовало о том, что теперь строительство церквей и соборов отошло на второй план. Да и их внешний вид мало чем напоминал традиционные русские храмы. Таким образом, «обмирщение» архитектуры, начавшееся с Северной столицы, постепенно начало проникать и в другие уголки огромной Российской империи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

І раздел

Эпоха реформ Петра I

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам