Вопросы в конце параграфа
1. Систематизируйте в таблице материал о художественных стилях, распространённых в российской архитектуре XVIII в.
Характеристика | Барокко | Рококо | Классицизм |
---|---|---|---|
Основные художественные идеи, принципы | Придание зданиям торжественного и величественного облика. | Стремление к изяществу и изысканности зданий. | Повторение облика античных (греко-римских) построек: симметрия, пропорциональность и простота. |
Типичные архитектурные формы, элементы | Сложность форм, наличие большого количества украшений и деталей. | Изображения растений и цветов, под влиянием китайского и японского искусства. | Использование таких элементов как портик (состоял из колонн и фронтона) и карниз. |
Известные памятники, их создатели | Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Ф. Растрелли), Екатерининский дворец в Царском Селе (Ф. Растрелли). | Павильоны Катальная горка и Китайский дворец в резиденции Ораниенбаум под Санкт-Петербургом (А. Ринальди). | Александровский дворец в Царском Селе (Дж. Кваренги), Здание Смольного института (Дж. Кваренги), Дом Пашкова в Москве (В. Баженов). |
2. Подготовьте сообщение об архитекторе Ф.Б. Растрелли. Объясните, в чём состоит его вклад в развитие российской архитектуры.
Добавить текст Вернуть оригиналБартоломео Франческо Растрелли (1697 – 1771) – один из наиболее выдающихся архитекторов XVIII века. Он был итальянцем по происхождению, однако большая часть его жизни неразрывно связана с Россией. Поэтому его с уверенностью можно назвать отечественным зодчим. Его отец, довольно известный в Европе скульптор Карло Растрелли, по приглашению Петра І, вместе с семьёй в 1715 г. переехал Россию. Так судьба будущего архитектора стала неотделимо связана с этой страной. Позже его даже назовут на русский манер: Варфоломеем Варфоломеевичем.
Добавить текст Вернуть оригиналВ отличие от отца, предпочитающего работать с гипсом и глиной, юному Бартоломео (Варфоломею) всегда нравилось строительство. Став профессиональным зодчим, он начал свою карьеру проектируя и строя дома для столичной знати. Среди ранних его творений следует назвать дворцы князя Л.Д. Кантемира и императорского фаворита Э. Бирона. При этом важно отметить, что Растрелли с большим уважением относился к традиционной русской архитектуре, чем резко отличался от других иностранных специалистов, работающих в России (к примеру, от Доменико Трезини). Он считал, что многие достижения старинных мастеров можно использовать при постройке новых, европейских зданий. Для более досконального изучения данного вопроса он специально ездил в Москву и общался со многими именитыми архитекторами того времени. При этом, специально для приобретения дополнительных знаний, Растрелли ездил во Францию и Италию.
Добавить текст Вернуть оригиналЗвёздным часом для архитектора стал период правления Елизаветы Петровны. Императрица быстро обратила внимание на молодого и талантливого мастера и начала поручать ему важнейшие заказы в разных уголках империи. Большой дворец в Петергофе (1745 – 1755 гг.), Андреевская церковь в Киеве (1749 – 1754 гг.), Смольный собор (1748 – 1764 гг.), Большой Гостиный двор на Невском проспекте (1761 – 1765 гг.) – вот неполный перечень его творений. Однако наибольшую славу Растрелли принесло строительство главных дворцов российских монархов – столичного и загородного: Зимнего дворца (1754 – 1762 гг.) и Екатерининского дворца в Царском Селе (1743 – 1756 гг.). На многие годы эти прекраснейшие сооружения стали официальными резиденциями практически всех российских монархов.
Добавить текст Вернуть оригиналПосле прихода к власти Екатерины II, которая предпочитала набирающий популярность стиль рококо, Растрелли был фактически отправлен в почётную отставку. Следует отметить, что до последних дней жизни он предпочитал творить: составлял чертежи проектов многих дворянских усадеб, большинство из которых так и остались нереализованными. Однако Растрелли успел сделать колоссальный вклад в развитие российской архитектуры. Именно благодаря ему в России возникло отдельное, оригинальное направление в архитектуре барокко: елизаветинское барокко (елизаветинский стиль), которое отличалось обилием лепных декоративных украшений и многообразием композиций фасадов. Недаром этот тип русского барокко иногда даже называют «растреллиевский стиль», в память о гениальном архитекторе, который, будучи итальянцем по рождению, стал истинным русским по духу.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://peterburg.guide/arhitektory/franchesko-bartolomeo-rastrelli-biografija/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://realty.rbc.ru/amp/news/6087dcd99a7947e97febf5e0
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://hrono.ru/biograf/bio_r/rastrelli.php
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.bankgorodov.ru/famous-person/rastrelli-bartolomeo-franchesko
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.culture.ru/persons/8329/franchesko-bartolomeo-rastrelli
Добавить текст Вернуть оригинал3. Используя иллюстрации учебника, дайте описание одного из известных сооружений XVIII в. в стиле классицизма. Чем оно привлекало людей своего времени, чем интересно для современного зрителя?
Добавить текст Вернуть оригиналОдним из наиболее известных сооружений в XVIII веке в России, построенных в стиле классицизм, был Дом Пашкова в Москве. Его спроектировал талантливый русский зодчий Василий Баженов. Здание было построено в 1784 – 1786 гг. в очень живописном месте – в самом центре Москвы, на холме напротив Кремля. Фасад строения отличается симметричностью и гармоничностью. В этом доме сочетаются все элементы, характерные для данного стиля архитектуры: роскошный портик коринфского ордера с возвышающейся небольшой башенкой (бельведером).
Добавить текст Вернуть оригиналДумаю, что дом Пашкова привлекал жителей конца XVIII века своей величиной, и одновременно с этим – простотой и изысканностью. Для современного зрителя, помимо перечисленных достоинств, данное сооружение может быть интересно тем, что очень гармонично вписывается в исторический облик Москвы, находясь рядом с её сердцем – Кремлём.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Охарактеризуйте достижения скульптурного искусства в России во второй половине XVIII в. (обратите внимание на скульптурные портреты, образцы дворцовой и парковой скульптуры, памятники). Какие произведения вы назовёте наиболее значительными по художественным достоинствам, производимому ими впечатлению? Аргументируйте свою точку зрения.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая половина XVIII века стала периодом выдающихся достижений скульптурного искусства в России. В отличие от предыдущих лет, когда были распространены разве что изваяния святых из дерева, теперь получила развитие именно светская скульптура. Теперь популярным стало изображение античных богов и героев, а также – портреты реальных людей. Такие статуи теперь украшали интерьеры дворцов или парков. Более того, на городских площадях начали возводить памятники выдающимся деятелям, чего раньше в России никогда не делали.
Добавить текст Вернуть оригиналНаиболее значительными произведениями следует назвать конный памятник Петра І в Санкт-Петербурге (более известный как Медный всадник) авторства Э. Фальконе, а также памятник гениальному российскому военачальнику А. Суворову работы скульптора М. Козловского. Эти скульптуры выполнены в античном стиле и вызывают у современного человека чувства восхищения и даже некоторого преклонения перед силой и могуществом.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Подготовьте сообщения (презентации) о российской живописи второй половины XVIII в. по жанрам: а) портрет; б) историческая живопись; в) бытовой жанр. Какие достоинства вы отметите в работах разных жанров?
Добавить текст Вернуть оригинала) Портрет
Этот жанр русской живописи на протяжении всего XVIII века являлся доминирующим. При этом особое распространение получил парадный портрет (монархов и выдающихся государственных деятелей). Достоинствами таких произведений можно назвать стремление художников передать чувства, состояние души, настроения, а также индивидуальные особенности изображаемого человека. Наиболее выдающимися мастерами в этом деле были: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.
Добавить текст Вернуть оригиналб) Историческая живопись
Этот жанр живописи начал набирать популярность не сразу, а ближе к концу XVIII века. Художники начали изображать определённые исторические сюжеты в своих картинах. К примеру, полотно А.П. Лосенко «Владимир перед Рогнедой» или работа Г.И. Угрюмова «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года». Достоинством таких произведений является то, что живописцы старались вызвать у зрителей интерес к богатому прошлому России.
Добавить текст Вернуть оригиналв) Бытовой жанр
К концу XVIII века некоторые российские художники начинают интересоваться проблемой изображения жизни простых людей. Особенно их занимала крестьянская тематика. Основоположником этого направления в русской живописи был М. Шибанов, который в прошлом был крепостным крестьянином и не понаслышке имел представление о суровой жизни простонародья. Его самой знаменитой работой была картина «Празднество свадебного договора». Достоинством данного полотна можно считать максимально реалистичное изображение жизни и быта крестьянского сословия, которое составляло большинство населения России.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Используя дополнительные источники информации, подготовьте презентацию о культуре одного из народов России в XVIII в.
Добавить текст Вернуть оригиналОдним из многочисленных народов Севера являются ненцы, или как их ещё называют – самоеды. Они проживали и проживают в одном из наиболее суровых мест России – на побережье Северного Ледовитого океана, занимая огромную территорию от Кольского полуострова до Таймыра. Невероятно суровый климат и нехватка природных ресурсов полностью определили ненецкую культуру.
Добавить текст Вернуть оригиналДо прихода русских, ненцы по своему развитию пребывали приблизительно на уровне жителей неолита (позднего каменного века). При этом они не умели обрабатывать металлы, но уже занимались скотоводством – оленеводством. Именно олень был центром жизни ненцев, их основным кормильцем, средством передвижения и главной составляющей их культуры. Недаром они себя называли детьми оленя. Также традиционными занятиями оставались охота на пушного зверя и рыболовство. Огнестрельным оружием даже после прихода русских ненцы не пользовались, предпочитали использовать луки и стрелы, наконечники которых делались из кости. Что касается земледелия, то в таком суровом климате оно было просто невозможно. И даже на протяжении XVIII века, когда активизировались контакты между русскими первопроходцами и ненцами, хлеб и растительная пища всё равно не получили своего распространения. Соответственно рацион обычного ненца продолжал состоять из мяса и рыбы.
Добавить текст Вернуть оригиналЧто такое государство ненцы не знали. Жили родоплеменным строем. Несколько десятков семей объединялись в одно стойбище для того, чтобы было удобно выпасать большие стада оленей. Жилище ненцев называлось чум. Он строился из длинных жердей, на которых сверху натягивалось несколько слоёв оленьих шкур для лучшего сохранения тепла. Также оленьи шкуры использовались для пошива одежды и других предметов быта (например, одеял). При этом широко использовалась и оленья кость (в первую очередь, рога). В процессе расширения связей с русскими, в быту ненцев начали появляться изделия из металла. Посредством меновой торговли (одна вещь обменивалась на другую) оленьи шкуры и мясо обменивались на ножи и маленькие топорики. Однако в XVIII в. объемы торговли оставались небольшими.
Добавить текст Вернуть оригиналЧто касается религии, то ненцы продолжали верить в духов: неба, земли, огня, рек, различных явлений природы (например, бури или снегопада). Именно духи, по убеждениям местных жителей, приносили удачу и счастье, а также болезни, горе и смерть. В каждом селении обязательно был шаман, основной функцией которого было камлание («общение» с духами) и объяснение людям их требований и желаний. Также шаманы занимались врачеванием. В XVIII веке православие ещё не получило распространения на Севере.
Добавить текст Вернуть оригиналВ целом, следует отметить, что события XVIII века не внесли никаких существенных изменений в культуру, традиции и быт ненецкого народа. Он продолжал сохранять самобытность, и те особенности, которые были характерны для всех жителей Севера.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://nazaccent.ru/content/26343-starozhily-rossijskoj-arktiki.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://nazaccent.ru/nations/nenci/
http://www.visitnao.ru/nenetskiy-okrug/kultura-i-traditsii/
Добавить текст Вернуть оригинал7*. Историческое путешествие. Совершите «путешествие» в Санкт-Петербург времён Екатерины II (предварительно определите, кто ваш герой, какова цель поездки). Опишите свои впечатления от увиденного в российской столице.
Добавить текст Вернуть оригиналВот и прошёл третий день моего пребывания в граде Петра. И я никак не могу прийти в себя. Здесь можно увидеть столько всего интересного, чего никогда не найдешь. А тем более, в нашей провинциальной Рязани. И хотя я являюсь купцом первой гильдии и мне приходилось бывать в разных уголках нашей необъятной России, даже за Уралом. Однако Санкт-Петербург кардинально отличается от всего ранее виденного.
Добавить текст Вернуть оригиналВ столицу я прибыл ради выгодной сделки с английскими и французскими торговцами. Англичане должны мне привести двенадцать мешков индийского чая, а французы – восемнадцать мешков отборного кофе, выращенного на плантациях Нового Света. Со времён Петра Великого эти напитки вошли в обиход русского человека, и даже в нашем захолустье есть свои чайные и кофейни. Уверен, что смогу хорошо перепродать данный товар в Рязани и соседних городах.
Добавить текст Вернуть оригиналПервое, что бросилось в глаза – это наличие большого количества воды. Казалось, что весь город построен прямо на воде. Десятки, и даже сотни островов. Да и воздух здесь особый, свежий, морской… Также меня удивило, что улицы в Санкт-Петербурге широкие, прямые и ровные, и главное – повсеместно вымощенные камнем. У нас, в Рязани улочки кривые и узкие, каменных мостовых с днём с огнём не найдешь. Да и вообще в столице всё сделано из камня: дома, дворцы, соборы, церкви. Деревянные постройки вообще отсутствуют. Такого я не видел даже в первопрестольной Москве. Там каменным является разве что Кремль и пару десятков домов побогаче.
Поселился я в Гостином дворе, который расположен на самой главной улице Петербурга – Невском проспекте. Этот проспект – широчайшая из всех виденных мною улиц. По-моему, по нему могут проехать в ряд с десяток карет. Если пройти дальше, в сторону моря, то рано или поздно ноги принесут к жилищу императрицы Екатерины, да храни её Господь! Этот дворец называют Зимним, и здесь государыня живёт с середины осени до наступления тепла. Лето она проводит неподалеку от столицы, в Царском Селе. Говорят, там тоже построен дворец, который все называют Большим Екатерининским. О нём мне все уши прожужжал мой старый знакомый из Ярославля, который приехал в столицу покупать английское сукно и дорогой китайский шёлк. Говорил, что его построил тот же самый мастер, что и Зимний дворец, некий итальянец Растрелли. Так что, если появится свободная минутка, съезжу и посмотрю на него.
Добавить текст Вернуть оригиналВ Петербурге много чего красивого, помимо Зимнего дворца. Чего только стоят Меншиковский дворец, Таврический дворец, Смольный собор, Петропавловская крепость и возвышающийся над ней собор. Вообще собор Святых Петра и Павла отличается от всех храмов, виденных мною. Вместо округлых куполов – высокий и тонкий шпиль. Хотя кто-то из местных сказал, что так выглядят соборы во всей Европе. Да и вообще в Петербурге больше европейского, чем русского. Вот, к примеру, невдалеке от Зимнего дворца видел величественный памятник Петра Великого, верхом на коне. Однако нигде раньше я такого не видел, чтобы в городах строили памятники, отлитые из бронзы. Потом вспомнил, что писали в газетах несколько лет назад. Этот памятник – первый в России, а дальше будут возводиться подобные и в других городах.
Добавить текст Вернуть оригиналВообще, хочу подчеркнуть, что воздвигнутый на берегах Невы и Финского залива, город святого Петра – интереснейший и необычнейший из всех тех, которые я когда-либо видел. Такой себе уголок Европы на окраине древней Руси. Сюда хочется возвращаться и возвращаться ещё бесчисленное количество раз.
Добавить текст Вернуть оригинал8*. Прокомментируйте историко-культурный факт. В современном музее-заповеднике «Царицыно» (http://www.tsaritsyno-museum.ru) в Москве находится скульптурная композиция, представляющая стоящих рядом В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Что было общим в судьбе и творчестве двух великих зодчих?
Добавить текст Вернуть оригиналОбщим в судьбе и творчестве русских архитекторов В.И. Баженова и М.Ф. Казакова были две вещи. Во-первых, их деятельность, в основном, происходила в Москве, а не в Санкт-Петербурге, как у большинства именитых зодчих XVIII века. Именно в древней столице России были построены главные произведения их жизни: Дом Пашкова, въездная арка в усадьбу Царицыно, Петровский путевой дворец и Сенатский дворец в Кремле. Во-вторых, В.И. Баженов и М.Ф. Казаков творили в одинаковом стиле – классицизме. Поэтому, возведённые по их проектам здания, имели ряд общих черт – простота, строгость, симметричность и отсутствие излишних помпезных украшений.
Добавить текст Вернуть оригинал9*. Проведите обсуждение на тему «Европейские влияния и национальные традиции в российском художественном искусстве второй половины XVIII в.».
Добавить текст Вернуть оригиналЕвропейские влияния второй половины XVIII века оказали колоссальное влияние на российское художественное искусство. Это означало, что российская культура фактически стала частью общеевропейской. Начатые в петровские времена преобразования принесли свои плоды. Поэтому и неудивительно, что в России поочередно сменились все те стили, которые получили распространение и в Западной Европе: барокко, рококо и классицизм. При этом следует отметить, что львиную долю специалистов (скульпторов, архитекторов, художников) составляли иностранцы (в первую очередь, итальянцы).
Добавить текст Вернуть оригиналОднако, Россия всё же сохранила свои самобытные национальные традиции и не пошла путём бездумного копирования западноевропейских стандартов. Даже такие великие мастера, как Растрелли, использовали определённые элементы русских традиций для создания собственных шедевров. Более того, среди художников всё более актуальной становилась проблема изображения сцен из жизни простого народа (т.н. «крестьянская тематика»), что означало возврат к традиционной культуре. Таким образом, старинные и современные тенденции объединялись в единое целое.
Добавить текст Вернуть оригинал