Вопросы в конце параграфа
1. Как вы объясните то, что Екатерина II содействовала изданию первых российских журналов, в том числе сатирических? Что заставило её изменить своё отношение к подобным журналам?
Добавить текст Вернуть оригиналЕкатерина II, будучи сторонницей «просвещённого абсолютизма», считала, что благодаря изданию в России журналов, в т.ч. и сатирических, на образованных людей повлияет критика нездоровых пороков (зависти, лени, жадности), и тем самым способствует человеческому самосовершенствованию и искоренению данных явлений. Такой подход императрицы полностью соответствовало идеям европейского Просвещения
Добавить текст Вернуть оригинал2. Дайте оценку значения публицистической и издательской деятельности Н.И. Новикова.
Значение публицистической и издательской деятельности Н. Новикова состоит в том, что он одним из первых в России начал активно освещать тяжёлое положение крепостных крестьян и отношения к ним помещиков. Критика крепостнических порядков способствовала началу журнальной полемики (с самой Екатериной ІІ), но в итоге привела к тому, что Н. Новиков был подвергнут репрессиям и сослан в Сибирь.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Какой характер носило обсуждение вопроса о положении крепостных крестьян в России во второй половине XVIII в.?
Обсуждение вопроса о положении крепостных крестьян в России во второй половине XVIII века скорее носило характер критики недостатков крепостнической системы (в первую очередь, всевластия помещиков). Н. Новиков, Г. Коробьин и А. Поленов, при всех своих прогрессивных взглядах, не пошли на радикальный шаг и не выступали за полную и безоговорочную отмену крепостного права и наделения крестьян землёй. На такой шаг пошел лишь А. Радищев в своём сочинении «Путешествие из Петербурга в Москву».
Добавить текст Вернуть оригинал4. Почему Екатерина II назвала А.Н. Радищева «бунтовщиком хуже Пугачёва»? Какое место заняла книга «Путешествие из Петербурга в Москву» в истории русской общественной мысли?
Добавить текст Вернуть оригиналЕкатерина II назвала А.Н. Радищева «бунтовщиком хуже Пугачёва», поскольку он выступал не только против крепостнических порядков (с ними боролись и сами восставшие), но и против самодержавия, что для того времени было вообще немыслимым. Ведь даже Емельян Пугачёв ничего не имел против такой формы правления, стремясь лишь занять престол под именем «чудом спасшегося» Петра III. Поэтому и неудивительно, что такая книга, как «Путешествие из Петербурга в Москву» заняла центральное место в истории русской общественной мысли второй половины XVIII века. Именно в ней излагались те идеи европейского Просвещения, на которые не отважились другие прогрессивные деятели России.
Добавить текст Вернуть оригинал