Решебник по истории 8 класс Загладин §4

Авторы:
Тип:учебник
Серия:история Нового времени

§4

Европейские государства XVIII столетия: общее и особенное

Ключевые вопросы

Как сочетались традиции и новые веяния в жизни европейских стран в XVIII столетии?

XVIII в. стал эпохой столкновения традиционных устоев и попыткой различных нововведений. С одной стороны, в большинстве стран Европы сохранялось феодальное деление на сословия, существовавшее со времен средневековья, а также такая форма правления как абсолютная монархия. С другой стороны – постоянный рост армий и государственно-бюрократического аппарата требовали дополнительных расходов. Эта проблема решалась попытками обложить налогами привилегированную касту – дворян и духовенство, а также различными реформами в сфере государственного управления и судопроизводства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Что заставляло правителей, обладавших абсолютной властью, проводить преобразования?

Европейские монархи проводили преобразования в силу различных причин и обстоятельств. Но чаще всего их к этому подталкивала необходимость более рационального управления государством и эффективного сбора налогов. Поэтому большинство реформ, по своей сути, были административными или финансовыми.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 29

Вопросы и задания после параграфа

1. Охарактеризуйте основные формы правления в европейских государствах XVIII в. Вспомните, когда и при каких обстоятельствах в отдельных государствах утвердилась республиканская форма правления.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В XVIII в. в большинстве стран Европы доминировала абсолютная монархия. Абсолютизм существовал во Франции, Испании, Португалии, Пруссии, Австрии. Для них была характерна ничем не ограниченная (абсолютная) власть главы государства – монарха (короля или императора), чья власть передавалась по наследству. Представительные органы (Генеральные штаты, кортесы и т.д.) созывались крайне редко и не влияли на решения монарха. В свою очередь в парламентской (конституционной) монархии ведущую роль играл парламент, который представлял интересы различных слоев общества. К таким странам относились, прежде всего, Англия и Речь Посполитая. В Швеции и Дании на протяжении столетия форма правления менялась: от абсолютной к парламентской, а потом – наоборот.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Республиканская форма правления, в отличие от монархической, была малораспространённой. Среди них можно назвать разве что Голландию (полное название – Республика Соединённых провинций Северных Нидерландов), Швейцарию, а также Венецианскую и Генуэзскую республики. В них власть формировалась не наследственным, а выборным путем. Следует отметить, что республики чаще всего формировались среди тех народов, которые добились государственности вследствие длительной национально-освободительной борьбы. К примеру, Голландия получила независимость от Испании в результате Нидерландской революции (1566 – 1609 гг.), а Швейцария – в результате борьбы в XIV – XV вв. с немецкими княжествами, входившими в состав Священной Римской империи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Что представлял собой в XVIII в. сословный строй, унаследованный от Средневековья? Кто и почему поддерживал его? Кто считал его не соответствующим времени? Выскажите суждения от имени представителей разных слоёв, групп населения европейских стран.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Со времен Средних веков, население почти всех европейских государств делилось на три основных сословия: дворян (тех, кто воюет), духовенство (тех, кто молится) и крестьян (тех, кто работает). Именно такая схема является классической для феодального общества. При этом дворяне и духовенство считались господствующими сословиями. Важнейшей чертой такого порядка было то, что человек не мог сменить свое сословие, а принадлежал к нему по факту своего рождения (например, с рождения до самой смерти крестьянин оставался в своем сословии).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Естественно, что этот общественный строй поддерживали представители дворянства и духовенства, поскольку они не платили налогов, имели ряд прав и привилегий, были материально более обеспеченными, а также имели возможность принять участие в управлении государством. В свою очередь, такие порядки не устраивали крестьянство, которое было прикреплено к земле и находились в личной зависимости от помещиков (т.н. крепостное право), а также новое сословие – буржуазию, которое начало формироваться с развитием капиталистических отношений (в Англии – в XVII в., во Франции – в XVIII в.).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Представитель дворянства:

Мы, дворяне, считаем существующие порядки вполне разумными и справедливыми. Они существовали с древнейших времен, и позволили сформировать служилое сословие профессиональных воинов. Сначала нас называли рыцарями, сейчас – дворянами. Однако суть от этого не изменилась. В случае войны мы становимся на защиту короля и церкви. Сейчас развелось много говорунов, которые рассказывают, что мы должны платить налоги и подати наравне с крестьянами. Мы и так всегда платили налог. Налог своей кровью. Так всегда было, и так всегда будет. И мы сделаем все для этого.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Представитель духовенства:

Мы – служители святой церкви – уже много столетий были наместниками Господа на нашей грешной земле. Однако, наша задача состоит не только в том, чтобы донести Божье слово каждому человеку, а еще в том, чтобы сохранять существующие традиции, культуру, просвещение, и конечно же – мораль и нравственность. Без нашей работы люди просто превратятся в малоуправляемую массу. А сейчас многие деятели, называющие себя просветителями, философами и мудрецами, распространяют различные богомерзкие идеи о ненужности церкви и о всеобщем равенстве перед законом. Запомните – если общество такое несправедливое, значит, этого захотел Бог. И мы ничего с этим сделать не можем. Поэтому мы, церковники, не допустим разрушения веками существующих устоев и сохраним наши, Богом утвержденные, порядки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Представитель крестьянства:

Мы, крестьяне, тяжко работаем на земле с малых лет, и до глубокой старости. Наши отцы, деды и прадеды тоже были крестьянами. И мы ничего не можем с этим поделать. Мы не можем изменить себе род занятий, и даже покинуть своего хозяина. Мы – являемся его полной собственностью. Он может нас продать, подарить или даже проиграть в карты другому. Все тяготы жизни падают на нас. Помимо работы, мы еще должны платить кучу податей и поборов в пользу короля и церкви. Такой порядок вещей считаем ужасно несправедливым. Почему мы не можем сами решать свою судьбу? Почему мы должны принадлежать кому-то, а не самим себе? Почему мы должны отдавать часть своих мизерных доходов, а дворяне и духовенство – нет? Разве они работают больше нас? Наш местный священник говорит, что все это – часть Божьего замысла, но многие из нас уже не верят в это. Вряд ли справедливый и мудрый Господь хотел, чтобы большинство людей были бедными и бесправными. Поэтому мы очень хотим перемен и улучшения своей жизни. Любой ценой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Представитель буржуазии:

Мы, трудолюбивые буржуа, решительно выступаем против существующих порядков. Стремимся к развитию ремесел и торговли, а различные ограничения их сдерживают. Все эти законы и запреты написаны в пользу дворян и духовенства. Они не платят налогов, имеют массу привилегий, которые, откровенно говоря, являются устаревшими и несправедливыми. К сожалению, мы не можем повлиять на сложившуюся ситуацию и изменить её. Все наши петиции и прошения королю успеха не принесли. Вот если бы у нас был парламент, как в Англии, мы бы могли через своих представителей защитить собственные интересы и добиться перемен. Кардинальных перемен.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Объясните, что изменилось в представлениях о задачах и характере королевской власти в европейских государствах в XVIII столетии. Какие исторические события и явления предшествовавшего времени повлияли на эти представления?

  Добавить текст Вернуть оригинал

На протяжении XVIII в. в общественном мнении многих европейских государствах действительно изменились взгляды на задачи и характер власти монарха. Теперь на короля или императора уже смотрели не просто как на правителя, который должен иметь ничем не ограниченную власть, а воспринимать его как защитника интересов населения страны (прежде всего привилегированного сословия) и даже как определенного гаранта соблюдения законов и традиций. Фактически речь шла о зарождении такого понятия как ответственность монарха перед народом за свои решения и действия. Естественно, на формирование подобных идей повлияли такие события как Английская революция середины XVII в., теория Т. Гоббса и Дж. Локка об «общественном договоре» и конечно же взгляды философов-просветителей (прежде всего Монтескьё и Вольтера) на необходимость реформирования государственной власти. Среди стран, в которых такие прогрессивные взгляды были наиболее распространены, следует, прежде всего, назвать Англию, в которой главенствующую роль играл парламент и Францию, в которой идеи Просвещения пользовались наибольшей популярностью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. В чём выразилось изменение отношения к религии и Церкви в ряде европейских государств в XVIII в.? Чем можно объяснить то, что политику секуляризации проводили монархи?

  Добавить текст Вернуть оригинал

В европейских странах XVIII в. практически повсеместно проводились мероприятия, которые имели главной задачей ослабить влияние церкви и поставить её под контроль государству. Прежде всего ликвидировались церковные суды и инквизиция или существенно ограничивались их полномочия. В некоторых государствах (например, в Пруссии и Австрии) просвещение стало управляться светской властью. Также прекращали свою деятельность большинство монастырей, а их имущество и земельные угодья конфисковались в пользу государству (в странах, где доминировал протестантизм, эти процессы совершились двумя столетиями ранее). Да и в целом, светские правители все чаще и чаще вмешивались во внутренние церковные дела, добиваясь принятия выгодного для себя решения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Основными причинами политики секуляризации, которую проводило большинство европейских монархов, были прогрессивные взгляды философов-просветителей на место и роль церкви в государстве, давнее желание подчинить церковь светской власти (еще со времен Средневековья), и конечно же банальное стремление получить материальную выгоду и пополнить доходы государственной казны за счет монастырских владений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Объясните значение понятий «меркантилизм», «протекционизм». Какие цели преследовала такая политика? Кем и как она осуществлялась?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Под меркантилизмом в XVIII в., в первую очередь, понимали такую экономическую политику, при которой главной задачей было стремление удержать и преувеличить количество драгоценных металлов (золота и серебра) на территории государства и не допустить их отток за рубеж. Тогдашние экономисты считали, что чем больше в государстве золота и серебра, тем оно богаче. В свою очередь, протекционизм – это экономическая политика, которая состояла в покровительстве государством отечественной промышленности и торговли.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Протекционизм позволял реализовать на практике идеи меркантилизма. Целью такой политики было увеличение продажи товаров отечественного производства, и уменьшение количества иностранных (продавать больше, чем покупать). Осуществлялся такой замысел путем установления государством высоких ввозных пошлин на товары, привозимые из-за рубежа. Благодаря тому, что вывоз товаров превышал ввоз, страна получала большую прибыль от внешней торговли. В XVIII в. европейские монархи часто практиковали предоставление определенных льгот и привилегий отечественным владельцам промышленных предприятий для того, чтобы за границей покупать как можно меньше товаров.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6*. Рассмотрите проблему. Во второй половине XVIII в. «просвещённые правители» ряда европейских стран проводили преобразования, направленные на ограничение угнетения крестьян (сокращение размеров барщины, отмена личной зависимости, увеличение земельных наделов и др.). Чем можно объяснить такие меры? Предположите, как они могли восприниматься разными слоями общества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Просвещённые» монархи второй половины XVIII в., проводя различные преобразования в сфере взаимоотношений крестьян и землевладельцев, прежде всего думали об экономической выгоде, а точнее – об увеличении доходности сельского хозяйства. Гуманизм и сочувствие беднейшим слоям населения для правителей играли скорее второстепенную роль. Рационально мыслящие короли и императоры той эпохи, в отличие от предшественников, начали понимать, что в основе прибыльности лежит продуктивность труда тех, кто работает, т.е. крестьянского сословия. Логика была такой: чем лучше условия жизни и быта крестьян – тем лучше они работают – тем больше продукции они производят. В таких условиях растет богатство не только самих помещиков, но и государства в целом, поскольку чем выше доход – тем больше налогов поступает в казну.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Реформы «просвещённых» монархов, прежде всего, положительно воспринимались крестьянством, потому что способствовали росту уровня их благосостояния, а в некоторых случаях даже наделяли их определенными правами (например, личной свободой). В свою очередь естественными противниками были землевладельцы, во всяком случае, их большая часть. Почти все дворяне были консерваторами по своим убеждениям, и поэтому любые преобразования воспринимали как нарушение собственных привилегий и традиционного уклада. При этом следует помнить, что владение дворян крестьянами как личной собственностью было фундаментом существовавшей феодальной системы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

ІI раздел.

ГОСУДАРСТВА ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В XVIII В.

Стр. 30

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам