Европейское искусство в XVIII в.
Ключевые вопросы
Какие художественные стили получили распространение в европейском искусстве в XVIII в.?
В европейских странах в указанный период наиболее распространёнными в архитектуре и изобразительном искусстве были два художественных стиля: барокко и классицизм. Также, к концу XVIII в. появились стили, которые были своеобразными продолжениями уже существующих – рококо и неоклассицизм.
Добавить текст Вернуть оригиналВ чём состоит вклад искусства того времени в культурное достояние человечества?
Искусство XVIII в. качественно отличается от предыдущих столетий не только разнообразием стилей и жанров, а в его постепенном отходе от контроля со стороны церкви. Искусство стало более «светским», религиозные сюжеты постепенно вытеснялось бытовыми. Также следует отметить большую доступность произведений искусства для широких народных масс. Искусство становилось не только достоянием элиты, но и просто обеспеченных людей (например буржуазии).
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 153
Вопросы и задания после параграфа
1. Расскажите об основных жанрах европейской литературы XVIII в. (приключения; «роман воспитания»; сентиментальный роман и др.). Приведите примеры известных произведений, созданных в этих жанрах. Предположите, кто были их основными читателями в XVIII в.
Добавить текст Вернуть оригиналПриключенческие романы. Их сюжет традиционно заключался в том, что обычный человек в силу определенных неблагоприятных обстоятельств (чаще всего из-за кораблекрушения или стихийных бедствий), проходит через множество трудностей, но и при этом не теряет силы духа и веры в свои силы, и в итоге успешно преодолевает все испытания. Наиболее яркие примеры – романы английских писателей Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» и Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». Данные произведения литературы были прежде всего рассчитанные на широкие круги образованной публики, независимо от их социального происхождения.
Добавить текст Вернуть оригинал«Романы воспитания». В подобных книгах повествовалось о формировании человеческой личности, об особенностях становления характера и событиях, которые его сопровождали. Классическим примером такого произведения является роман немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте «Страдания молодого Вертера». Данный тип произведения прежде всего был популярен среди подрастающего поколения, которому для правильного воспитания были необходимы положительные примеры для подражания.
Добавить текст Вернуть оригиналСентиментальные романы. Их сюжет был довольно прост. Чаще всего речь шла о любовной истории молодых людей, которые не взирая на социальное и материальное неравенство, боролись за свое счастье. Яркий пример сентиментального романа – «Бедная Лиза» русского писателя и историка Николая Карамзина. Основными читателями таких книг, вне всякого сомнения, были женщины зажиточных сословий.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Используя иллюстрации учебника и интернет-ресурсы, покажите, в чём заключались основные художественные особенности классицизма и барокко. Какие идеи, ценности утверждались в произведениях одного и другого стилей?
Добавить текст Вернуть оригиналКлассицизм прежде всего ориентировался на образцы античного искусства. Поэтому он отличался величием, строгостью и простотой. Реализовывал такие идеи и ценности как патриотизм, гражданственность, а также ценность человеческой личности. Выдающиеся примеры классицизма в архитектуре – здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, дом Пашкова в Москве, Триумфальная арка в Париже, здание Капитолия в Вашингтоне.
Добавить текст Вернуть оригиналВ свою очередь барокко во многом был противоположным классицизму. Сооружения, выполненные в стиле барокко, характеризовались излишней пышностью, торжественностью и сложностью форм. Отстаивал такие идеи и ценности как изящество, этикет, вежливость и аристократичность. Наиболее известные памятники барокко – Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Петергоф, Версальский дворец под Парижем, Андреевская церковь в Киеве.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Объясните, кто выступал заказчиком произведений живописи в XVIII в. Как это влияло на выбор сюжетов картин, росписей и т.д. Покажите на примерах.
Добавить текст Вернуть оригиналБольшинство произведений живописи XVIII в. создавалось по заказу элитных слоев населения, прежде всего дворянства. Естественно, что это влияло на выбор художником сюжета картины. Поэтому наиболее распространёнными были сцены из повседневной дворянской жизни, а также сюжеты на военную или историческую тематику. В качестве примера можно привести полотно Ж. Л. Давида «Клятва Горациев», в которой автор использовал тему из истории Древнего Рима.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Подготовьте сообщение об одном из известных композиторов XVIII в. (по выбору). Чем вы объясните популярность его произведений в наши дни?
Добавить текст Вернуть оригиналНа мой взгляд наиболее выдающимся композитором XVIII в. был Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791). По национальности – австриец. Выдающиеся музыкальные способности начали проявляться еще в раннем возрасте (первые музыкальные произведения начал сочинять еще в возрасте 5 лет). Моцарт обладал феноменальным слухом, музыкальной памятью и способностью к импровизации. Поэтому прославился не только как композитор, но и как музыкант-виртуоз. Умел играть почти на всех существующих на то время инструментах.
Добавить текст Вернуть оригиналНесмотря на свою короткую жизнь, Моцарт сумел создать 626 музыкальных произведений. Из них – 22 оперы, более 50 симфоний, 55 концертов, 23 произведения для театра, около 70 сонат, 32 струнных квартета и 68 духовных произведений (мессы, гимны и пр.). Наиболее известными творениями Моцарта являются «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» и «Реквием».
Добавить текст Вернуть оригиналНа мой взгляд, произведения Моцарта популярны сегодня благодаря своей простоте и в тоже время – гениальности. Это классика, без которой невозможно представить музыку. Кроме того популярности Моцарта способствуют огромное количество легенд, слухов и мифов о его жизни и смерти, наиболее скандальной из которых является недоказанная версия об отравлении другим композитором – Антонио Сальери (автором этой теории является А.С. Пушкин).
Добавить текст Вернуть оригинал5*. Рассмотрите проблему. Современные историки искусства отмечают, что в XVIII в. «активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской». В чём это выразилось? Какие новые жанры произведений литературы, живописи, музыки появились в названное время?
Добавить текст Вернуть оригиналДействительно XVIII в. стал периодом господства именно светской культуры. При этом влияние церкви на искусство существенно уменьшается. Теперь в центре внимания авторов становится не Бог, а человек. Собственно религиозные сюжеты вытесняются изображением повседневной жизни людей. В литературе, например, становятся популярными произведения, посвященные сильным и независимым личностям, готовым противостоять любым вызовам судьбы (т.н. приключенческие романы). В живописи также все чаще изображаются различные сцены быта (преимущественно дворянского сословия). Музыка, которая раньше прежде всего была связанна с богослужением, становится все более независимой (особой популярностью пользовались оперы).
Добавить текст Вернуть оригиналV раздел.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ XVIII В.
Стр. 154