Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Каких успехов в проведении политики «просвещённого абсолютизма» добились Карл III и маркиз де Помбал в Испании и Португалии?
Добавить текст Вернуть оригиналБлагодаря проведению политики «просвещённого абсолютизма» в Испании и Португалии существенно ослабело влияние церкви, запрещена деятельность ордена иезуитов, получило широкое распространение светское образование.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Почему «просвещённый абсолютизм» не получил широкого распространения на территории Италии?
«Просвещённый абсолютизм» не получил широкого распространения на территории Италии из-за её политической раздробленности. Во многих итальянских государствах (например, в Венеции) вообще существовал республиканский строй.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 61
Вопросы и задания в конце параграфа
1. Чем вы можете объяснить выбор иллюстрации в начале параграфа?
Данная иллюстрация демонстрирует, что Фридрих ІІ проявлял глубокий интерес к искусству и даже умел играть на музыкальных инструментах.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Сравните реформы «просвещённого абсолютизма» в нескольких странах (по своему выбору). Результат оформите в виде таблицы.
Добавить текст Вернуть оригиналСтрана | Сходства | Различия |
---|---|---|
Пруссия |
Развитие светского образования, культуры и искусства. Добавить текст Вернуть оригиналСтимулирование развития отечественной промышленности. Добавить текст Вернуть оригинал |
Упорядочивание законодательства, отделение судопроизводства от исполнительной власти |
Австрия | Отмена крепостной зависимости крестьян | |
Испания | Изгнание ордена иезуитов |
3. В каких сферах просвещённые монархи проводили реформы? Где, по вашему мнению, они добились наибольших успехов, а где — наименьших? Своё мнение обоснуйте.
Добавить текст Вернуть оригиналПросвещённые монархи проводили реформы преимущественно в сфере культуры, образования и искусства. Также они ограничивали влияние церкви и усиливали светскую власть. На мой взгляд, наибольших успехов они добились как раз в культуре и образовании. Наименьших успехов просвещенные монархи добились в реформировании общественного строя и в экономике. К примеру, беспрецедентный поступок австрийского императора Иосифа ІІ, который рискнул отменить крепостное право, столкнулся с сопротивлением знати и вскоре после смерти монарха, эта прогрессивная инициатива была отменена.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Какие слои населения были недовольны политикой «просвещённого абсолютизма»?
Недовольство политикой «просвещённого абсолютизма» высказывали привилегированные слои населения: дворянство и духовенство.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Почему правители Испании и Португалии изгнали из своих земель орден иезуитов, считавшийся опорой власти папы римского?
Добавить текст Вернуть оригиналПравители Испании и Португалии изгнали из своих земель орден иезуитов, потому что видели в католической церкви серьёзного конкурента своей власти, а также препятствие для проведения любых реформ.
Добавить текст Вернуть оригинал6*. Откуда взялось выражение: «Есть ещё судьи в Берлине» и почему его часто цитируют по-французски? Докажите, что оно актуально и сегодня, подготовьте краткое сообщение на эту тему с использованием сообщений СМИ.
Добавить текст Вернуть оригиналКрылатая фраза «Есть ещё судьи в Берлине» связана с легендой о том, как простой немецкий мельник выиграл в суде дело против короля. Согласно некоторым свидетельствам, Фридрих II Великий задумал снести мельницу на территории своей загородной резиденции Сан-Суси. Однако владелец мельницы возмутился и решил обратиться в суд. Уникальность данного дела состоит в том, что мельник сумел отстоять своё право и выиграл дело. «Просвещённый монарх», уважающий правовые нормы, был вынужден подчиниться решению суда, и сохранил мельницу.
Добавить текст Вернуть оригиналВообще-то неоспоримого документального подтверждения подлинности данной истории не существовало, и в последней четверти XVIII в. её рассказывали как своебразный политический анекдот. Однако малоизвестный французский писатель Франсуа Андрие (1759 – 1833) использовал данный сюжет для написания рассказа «Мельник из Сан-Суси» (1797 г.), в котором главный герой, узнав о справедливом решении судьи, воскликнул «Есть ещё судьи в Берлине» (по-французски – «II y a des juges a Berlin»).
Добавить текст Вернуть оригиналСегодня данное выражение используют в более широком смысле, подразумевая при этом, что закон должен быть важнее, чем сила. И это неудивительно, поскольку даже в наши дни, когда справедливое правосудие является основой цивилизованного государства, нередко судьи становятся на сторону богатых и влиятельных людей, игнорируя при этом нормы права.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://citaty.su/est-eshhe-sudi-v-berline
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://cyberleninka.ru/article/n/est-sudi-v-berline-ili-legenda-o-melnitse-san-susi-nemetskie-legendy-o-tsennosti-very-v-pravosudie/viewer
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.diagram.com.ua/idioms/idioms798.shtml
Добавить текст Вернуть оригинал7*. Фридриху II после смерти «не было покоя» — его завещание о месте захоронения выполнили лишь через 205 лет, в 1991 г. Почему?
Добавить текст Вернуть оригиналНезадолго до своей смерти в 1786 г., Фридрих II завещал похоронить себя на холме, в загородной резиденции Сан-Суси (неподалеку от Берлина). Однако его племянник Фридрих Вильгельм II, который унаследовал престол, не очень почитал своего дядю, и поэтому распорядился похоронить его в Потсдамской гарнизонной церкви, где традиционно хоронили всех прусских королей. Там и покоился прах «короля-философа» до 1943 г, когда в ходе Второй мировой войны церковь была разрушена бомбёжками. Однако гробы с телами Фридриха II и его отца Фридриха Вильгельма I сохранились и их тайно спрятали в соляных шахтах. После окончания войны Германия была разделена на два отдельных государства: ФРГ и ГДР. При этом тело Фридриха Великого оказалось в ФРГ, а Потсдам вошел в состав ГДР. Поэтому прах «просвещённого монарха» временно захоронили в замке Гогенцоллерн (родовая резиденция прусских королей). Лишь после объединения Германии в единое государство, появилась реальная возможность выполнить условия завещания. 17 августа 1991 г. останки Фридриха II окончательно обрели покой на верхней террасе виноградника в Сан-Суси. В знак признательности на могильной плите постоянно лежат картофелины (король целенаправленно внедрял эту культуру в Пруссии).
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://www.prostoturist.com.ua/spravochniki/dostoprimechatelnosti/id/22703
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://catherine-catty.livejournal.com/639461.html
Добавить текст Вернуть оригинал8*. Что такое «кофейный эксперимент» Густава III?
К середине XVIII в. как кофе, так и чай уже обрели большую популярность в Европе. Однако в Швеции многие врачи считали эти тонизирующие напитки очень опасными для здоровья и поэтому требовали их запрета. Тогда «просвещённый» король Густав III (1771 – 1792) решил организовать научный эксперимент, чтобы выяснить какой напиток и насколько вреднее. Для этих целей два брата-близнеца, приговорённые к смертной казни, были помилованы и помещены в тюрьму для отбытия пожизненного заключения. Одного из них ежедневно поили тремя чашками чая, а второго – тремя чашками кофе. Каждый из братьев проходил регулярный медицинский осмотр для выявлений патологий в организме.
Добавить текст Вернуть оригиналШли года… Густав III был убит в 1792 г., так и не дождавшись результатов данного эксперимента. А близнецы продолжали жить. Первым из них умер тот, кто ежедневно пил чай, в возрасте 83 лет. Через несколько лет умер другой. Таким образом, непосредственно было доказано, что употребление кофе и чая в разумных дозах не представляет никакой опасности для здоровья.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://coftime.ru/blog/vreden-li-kofe
https://pikabu.ru/story/kofeynyiy_yeksperiment_gustava_iii_istorii_iz_istorii_8263254?view=amp
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.orator.ru/pr_kofejnyi_eksperiment_gustava3.html
Добавить текст Вернуть оригинал9*. Кто такой «чернокожий швед» Густав Бадин? Как на нём решили проверить теории Ж. Ж. Руссо и К. Линнея (знаменитого шведского естествоиспытателя) и каковы результаты?
Добавить текст Вернуть оригиналГустав Бадин (между 1747 и 1750 – 1822) изначально был простым чернокожим рабом, привезённым из Африки в Данию, а потом – в Швецию. В 1757 г. он был подарен королеве Швеции Луизе Ульрике, которая была большой поклонницей идей Просвещения и даже в одно время состояла в переписке с Вольтером. Поэтому она решила непосредственным путём проверить теории Ж.-Ж. Руссо и К. Линнея о воспитании «благородного дикаря» и о том, что ребёнка нельзя ни в чём ограничивать. Негритёнка крестили, дали шведское имя и оставили жить при дворе. При этом образовательный и воспитательный процесс происходил под контролем самой королевы. Бывший раб стал для неё чем-то вроде приемного сына.
Добавить текст Вернуть оригиналНесмотря на первоначальные трудности, эксперимент в целом оказался успешным. Густав Бадин постепенно воспринял придворный этикет, научился читать и писать, выучил несколько иностранных языков (прекрасно говорил на французском), неплохо танцевал и даже сочинял стихи. Позже ему была пожалована придворная должность дворецкого. В реальности он несколько десятилетий выполнял роль секретаря и доверенного лица трёх шведских королей Густава III (1771 – 1792), Густава IV (1792 – 1809) и Карла XIII (1809 – 1818), служа им верой и правдой.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://warfor.me/chernokozhij-nevolnik-gustav-badin-stal-dvoreczkim-korolevy/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://hmong.ru/wiki/Gustav_Badin
10*. В 1770 – 1772 гг. внимание Европы привлекла Дания, в которой фаворит королевы Иоганн Фридрих Струэнзе осуществил смелые реформы в духе «просвещённого абсолютизма», но закончил свои дни на эшафоте. Почему эти реформы удивили всю Европу? За что казнили реформатора? Почему в последующие столетия его образ привлекал внимание писателей, художников и кинематографистов?
Добавить текст Вернуть оригиналРеформы Иоганна Фридриха Струэнзе (1737 – 1772) удивили европейцев своей чрезмерной радикальностью. Мало кто из «просвещённых монархов» мог позволить себе провести подобные преобразования, причём в столь сжатые сроки. Струэнзе полностью отменил цензуру, полностью опубликовал государственный бюджет (раньше он находился в строжайшей тайне), отменил пытки и телесные наказания, заменил натуральные повинности крестьян денежными, запретил азартные игры и даже планировал уравнять в правах все сословия, что в те времена считалось неслыханным нарушением прав и привилегий духовенства и дворянства.
Добавить текст Вернуть оригиналФормально Струэнзе был казнён за любовную связь с королевой Каролиной Матильдой – т.н. преступления против величества. На самом деле, своими прогрессивными, но не всегда обдуманными реформами он настроил против себя почти всю датскую знать. Поэтому группа придворных подготовила переворот и свергла неудобного ей реформатора.
Добавить текст Вернуть оригиналОбраз Струэнзе привлекал внимание писателей, художников и кинематографистов, во-первых, благодаря своей романтической связи с королевой, а во-вторых, из-за того, что он своими кардинальными преобразованиями бросил решительный вызов практически всем существующим порядкам, за что и поплатился, в конце концов, свой жизнью.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://zagadki-istorii.ru/lubov-51.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://biography.wikireading.ru/amp87448
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://diletant.media/articles/45022721/
Добавить текст Вернуть оригинал11*. Что просветители писали о России, как они относились к нашей стране? Реализуйте небольшой групповой проект — распределите между собой ведущих философов-просветителей, найдите их высказывания о России, презентуйте результаты поиска перед классом и затем в ходе совместного обсуждения ответьте на вопрос: можно ли говорить о какой-то общей позиции, или мнения мыслителей нельзя свести к общему знаменателю?
Добавить текст Вернуть оригиналДля большинства европейцев XVIII в. Россия оставалась своебразной загадкой, неким мостом между Европой и Азией, государством с необычной историей и ценностями. Несмотря на «прорубленное» Петром I «окно в Европу» многие продолжали воспринимать её как некую переходную страну, находящуюся по уровню развития выше Османской империи и других стран Востока, но уступающей «цивилизованным» странам Запада. Однако те философы-просветители, которые детально занимались изучением истории и культуры России, имели совершенно другое мнение. Например, Вольтер в одном из самых знаменитых своих произведений «Истории Российской империи при Петре Великом», а также отчасти в «Карле XII», восхищался Россией, считая её могучей державой, хотя и признавал, что многие преобразования проведены в спешке и не всегда отличались рациональностью (например, запрет носить бороды и традиционную русскую одежду). Схожим образом, относился к России и Дидро, отмечая, что в своём развитии она намного ближе к Европе, чем традиционно считалось в то время в Европе.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, в отличие от большинства образованной публики Западной Европы, философы-просветители XVIII в. в целом относились к России положительно, отмечая её весомую роль и значение в международной политике, а также самодостаточную и самобытную культуру, не уступающую западной.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://annuaire-fr.narod.ru/bibliotheque/Mezin-book/Glava-3.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002987277/
Добавить текст Вернуть оригинал