Общество Просвещения: салоны и ложи
Главный вопрос параграфа
Почему идеи Просвещения получили широкое распространение?
Идеи Просвещения получили широкое распространение благодаря увеличению уровня грамотности населения, распространению газет и книг среди них, а также благодаря возникшим традициям обсуждать свои взгляды в салонах и ложах.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 48
Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Каким образом распространялись идеи просветителей?
Идеи просветителей распространялись посредством печати (через газеты и книги), а также устным путём (в кофейнях, салонах и масонских ложах).
Добавить текст Вернуть оригинал2. Соотнесите иллюстрации с текстом пункта. Какие способы распространения идей Просвещения не проиллюстрированы?
В данном пункте нет иллюстрации касательно распространения идей Просвещения путём обсуждения в салонах.
Добавить текст Вернуть оригинал3. К кому обращались просветители, на кого стремились воздействовать?
Просветители обращались к образованной части населения и стремились воздействовать на европейских монархов (правителей).
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 49
Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам
Соотнесите иллюстрацию с текстом пункта 2. Какие понятия на ней проиллюстрированы и объединены?
В данной картине проиллюстрированы и объединены следующие понятия: идеология, общественное мнение и просвещённый абсолютизм.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 50
Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Укажите особенности идеологии просветителей.
Особенностью идеологии просветителей было то, что они боролись с «неразумными» порядками и традициями, католической церковью и произволом монархов.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Чем руководствовались монархи, проводя политику «просвещённого абсолютизма»?
Проводя политику «просвещённого абсолютизма», монархи, в первую очередь, руководствовались собственными интересами – укреплением государства и отстранением своего давнего соперника – церкви.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 51
Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Какие изменения в сознании людей происходят в эпоху Просвещения?
В эпоху Просвещения люди становились более предприимчивыми и индивидуалистки настроенными, менее набожными, склонными верить исключительно в собственные силы.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какое влияние идеи Просвещения оказали на быт и семейную жизнь людей?
Благодаря идеям Просвещения в Западной Европе значительно уменьшилось количество ранних браков, поскольку люди стремились поначалу получить образование, добиться каких-то результатов, накопить денег, прежде чем заводить семью.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Соотнесите иллюстрации с фрагментами текста пункта 3. Какие последствия распространения идей Просвещения на них проиллюстрированы?
Добавить текст Вернуть оригиналНа картинах проиллюстрированы следующие последствия идей Просвещения: развитие медицины и технические изобретения.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 52
Вопросы и задания в конце параграфа
1. Сравните картины в начале параграфа и в начале главы. Какую идею они иллюстрируют?
Данные картины иллюстрируют то, что идеи Просвещения активно обсуждали в широком кругу общественности.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Как просветители формировали общественное мнение в Европе? Почему короли считались с общественным мнением?
Просветители формировали общественное мнение в Европе благодаря публикации своих идей в печатных изданиях (газетах, журналах и книгах), а также благодаря их обсуждению в широком кругу образованных людей (в салонах, ложах, кофейнях). Короли считались с общественным мнением, потому что сами нередко были воспитаны на идеях Просвещения, а многие взгляды просветителей вполне соответствовали государственным интересам (ограничение власти церкви, централизация государственного аппарата, упорядочивание существующих законов).
Добавить текст Вернуть оригинал3. Объясните, почему просветители пренебрежительно относились к народной культуре, обычаям, народной медицине, верованиям (суевериям). Согласны ли вы с таким отношением? Почему?
Добавить текст Вернуть оригиналПросветители пренебрежительно относились к народной культуре, обычаям, народной медицине, верованиям (суевериям), потому что считали их пережитком прошлого и ограничением разума человека.
Добавить текст Вернуть оригиналНа мой взгляд, такое отношение просветителей является чересчур преувеличенным. От некоторых суеверий и устарелых традиций действительно нужно было избавляться (как например, «охоты на ведьм»), однако немало обычаев имели и имеют вполне рациональное зерно и должны быть сохранены.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Современный немецкий философ и социолог Ю. Хабермас придавал огромной значение так называемой публичной сфере общества. Он понимал публичную сферу как некоторое пространство, обеспечивающее возможность ассоциациям граждан обсуждать и влиять на решение актуальных общественных и политических проблем. Докажите, что в Западной Европе XVIII в. публичная сфера достигла высокого уровня развития.
Добавить текст Вернуть оригиналПубличная сфера в Западной Европе XVIII в. достигла высокого уровня развития, потому что благодаря активному чтению печатной продукции (книг, газет или журналов), а также появившейся традиции обсуждать актуальные проблемы. Благодаря этому, идеи Просветителей смогли быстро укорениться в сознании широких народных масс.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Объясните фразу одного из просветителей, что «разум для философа — то же, что благодать для христианина». Почему некоторые мыслители считают такую установку опасной?
Добавить текст Вернуть оригиналНекоторые мыслители считают такую установку опасной, потому что считали необходимым во всём придерживаться каких-то разумных рамок. Чрезмерное увлечение определёнными философскими идеями могло привести к брожению в обществе, беспорядкам и даже – к социальному взрыву и революции.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Как связаны идеи Просвещения и перемены в сознании и образе жизни людей, произошедшие в XVIII в.?
Благодаря идеям Просвещения изменилось мировоззрение большинства образованных людей. Так, необходимость получить хорошее образование привело к уменьшению количества ранних браков, а вера в разум – привела к различным техническим открытиям и нововведением (например, изготовление карманных часов).
Добавить текст Вернуть оригинал7*. Откуда происходит название «масоны» («франкмасоны»)? Что значат их ритуалы и символы? Подготовьте иллюстрированное сообщение или презентацию на эту тему.
Добавить текст Вернуть оригиналНазвание «франкмасоны» («масоны») в переводе со старофранцузского языка означает «вольный каменщик» (или «просто каменщик»). Масоны неспроста сравнивали свою деятельность с работой каменщиков, поскольку верили, что своими идеями строят новый, более справедливый мир.
Добавить текст Вернуть оригиналРитуалы и символы масонов, несмотря на свою загадочность и обилие различных мифов, имеют вполне рациональное содержание. Например, самый известный из всех ритуалов – посвящение в масоны (более известная как «камера размышлений») подчеркивает смертную сущность человека и необходимость духовного самосовершенствования на протяжении всей жизни. А довольно распространённый в популярной культуре масонский символ циркуль и наугольник (разновидность линейки) означает необходимость контролировать свои поступки и соизмерять свои силы и способности.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://cyberleninka.ru/article/n/semantika-masonskih-simvolov/viewer
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://bigenc.ru/domestic_history/text/2190568
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://artsandculture.google.com/entity/m02qbhz1?hl=ru
Добавить текст Вернуть оригинал8*. Когда Вольтера спросили, есть ли Бог, он попросил сперва плотно закрыть дверь и затем сказал: «Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания». Почему Вольтер отреагировал таким образом?
Добавить текст Вернуть оригиналВольтер отреагировал таким образом, потому что понимал важность определённых религиозных норм и запретов для нормального функционирования государства. Он знал, что народ сам по себе представляет невежественную массу, которую нужно было постоянно контролировать. Поэтому религия была идеальной формой контроля над обществом.
Добавить текст Вернуть оригинал9*. На основе идей Т. Мальтуса возникло целое учение — мальтузианство. В чём суть этой теории? Как учёные относятся к мальтузианству в наши дни?
Добавить текст Вернуть оригиналСуть мальтузианства заключается в том, что темпы производства продуктов питания существенно отстают от темпов роста населения, что в результате приводит к голоду, эпидемиям и различным социальным потрясениям (революциям, миграциям, войнам). Современные учёные, несмотря на определённую критику (Т. Мальтус не догадывался о возможностях научно-технического прогресса увеличивать объёмы сельскохозяйственного производства), в целом согласны с той проблемой, что ресурсы и возможности нашей планеты постепенно исчерпываются, и поэтому не смогут позволить прокормить население Земли, если оно превысит 12-15 млрд. человек (по разным подсчётам).
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://ru.economy-pedia.com/11031557-malthusianism
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.cnshb.ru/AKDiL/0039/base/RM/005272.shtm
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://bigenc.ru/economics/text/2171438
Добавить текст Вернуть оригинал10*. Что такое «мальтузианская ловушка»? Как её можно обойти?
«Мальтузианская ловушка» состоит в том, что интенсивный рост населения обгоняет рост производства средств к существованию. Т.е. общий объём полученных продуктов питания, например в конкретной стране, не в состоянии прокормить её население. Выходом из этой ловушки является контроль за рождаемостью населения, особенно среди беднейших слоёв населения (крестьян и рабочих). Ключевое предложение Т. Мальтуса состояло именно в том, чтобы не позволять людям вступать в брак, пока у них не будет достаточно средств для содержания потомства.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://proza.ru/2019/12/04/885
https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/18417
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://hi-news.ru/science/chto-takoe-maltuzianskaya-lovushka-i-prichem-tut-mstiteli.html/amp
Добавить текст Вернуть оригинал11*. На иллюстрации в начале параграфа изображён салон мадам Жоффрен — один из самых знаменитых литературных салонов, куда в течение 25 лет стремилась попасть интеллигенция Парижа. Подготовьте сообщение об этом салоне и его хозяйке. Объясните, почему именно этот салон стал таким известным.
Добавить текст Вернуть оригиналСалоны или клубы по интересам как специфическая форма общения и проведения досуга была известна среди французской знати ещё с конца XVI в. Однако именно в середине XVIII в. салоны приобрели необычайно большую популярность и даже определённый политический вес, оставив существенное влияние на тогдашние культуру и искусство, и во многом способствовали быстрому распространению идей Просвещения среди образованной и интеллигентной публики.
Добавить текст Вернуть оригиналНаиболее известным из всех был салон Марии Терезы Жоффрен (1699 – 1777), более известной как мадам Жоффрен. Она была вдовой богатого фабриканта и сама происходила из буржуазной семьи, однако благодаря полученному образованию и природному интересу к литературе и философии, стала известна далеко за пределами своего круга знакомых и друзей. В 1748 г. она открыла в небольшом парижском особняке свой собственный салон, который до 1776 г. фактически превратился в своеобразный центр общественной жизни французской столицы. Здесь собирались учёные и поэты, драматурги и философы, писатели и военные, и даже некоторые представители духовенства. Основными темами для обсуждения в кругу мадам Жоффрен стали: политические и литературные новости, придворные сплетни и анекдоты, рассуждения о научных открытиях и предложения касательно лучшей организации хозяйственной жизни. Постоянными посетителями салона были Ш.-Л. Монтескьё, Д. Дидро, Ф. Кенэ, П.-А. Гольбах, Ж. д’Аламбер, аббат Ш. Сен-Пьер и даже будущий польский король Станислав-Август Понятовский.
Добавить текст Вернуть оригиналСледует отметить, что мадам Жоффрен и сама была сторонницей прогрессивных на то время взглядов на государство и общество, всячески содействовала изданию «Энциклопедии» и поэтому пожертвовала для этой цели весьма солидную сумму. Постепенно популярность салона стала настолько велика, что слава о нём ходила по всей Европе (многие иностранцы считали за честь посетить салон во время визита в Париж), а российская императрица Екатерина II в 1766 г. присылала мадам Жоффрен официальное приглашение с просьбой посетить Санкт-Петербург (от этого предложения она отказалась, сославшись на слабое здоровье).
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://dzen.ru/media/lichop/udivitelnaia-madam-joffren--hoziaika-znamenitogo-salona-i-odna-iz-sponsorov-enciklopedii-618fdc144a454951019e3e2f
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://pulse.mail.ru/article/vhod-tolko-dlya-muzhchin-literaturnyj-salon-madam-zhofren-3872437929220058593-5592923100478361126/
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/articles/hitrova-istoriya-salonov.htm
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://homsk.com/trombon/salony-frantsii-xviii-veka-khozyayki-i-uchastniki
Добавить текст Вернуть оригинал12*. Кофе, чай, шоколад — привычные для нас продукты, но, как вы теперь знаете, популярными они стали в Европе в эпоху Просвещения. Расскажите о «приключениях» этих продуктов: как европейцы познакомились с ними, кто первым пытался распространить их в Европе.
Добавить текст Вернуть оригиналРодиной чая традиционно считается Китай, однако вплоть до середины XVII в. этот напиток был неизвестен в Европе. Его появление связано с деятельностью голландских и португальских купцов, которые привозили с Восточной и Юго-Восточной Азии приправы, пряности и множество неизвестных и диковинных товаров. Сначала его презентовали как лечебный напиток, и лишь с начала XVIII в. его начали пить для удовольствия. Однако в континентальной Европе чай столкнулся с серьезной конкуренцией со стороны горячего шоколада, а позже – кофе. И лишь в туманной Англии, чай постепенно приобрёл популярность, за несколько десятилетий вытеснив другие национальные напитки: эль и джин. Во многом такая популярность чая связана с тем, что его большой поклонницей была супруга короля Карла II королева Екатерина Брагансская. Она выступила в роли популяризатора этого восточного напитка среди английской знати, а позже к нему приобщились и другие сословия. Как следствие – к середине XVIII в. чай превратился в некий символ Англии, продукт обязательного повседневного потребления, а традиционное чаепитие – в своебразный ритуал, норму этикета, и даже – в способ жизни.
Добавить текст Вернуть оригиналКорни такого всемирно популярного тонизирующего напитка как кофе уходят в Африку. Однако в Европу он попал благодаря воинственным туркам-османам. Вплоть до конца XVII в. кофе был распространен только в некоторых портовых городах (например, в Венеции, которая активно торговала со Стамбулом). Его массовое потребление чаще всего связывают с последствиями Венской битвы 1683 г. Так, открытие первой в Европе кофейни в Вене связывают с именем купцов Юрия-Франца Кульчицкого и Ованеса Аствацатура, которые ранее побывали в турецком плену и были хорошо знакомы с вкусовыми качествами данного напитка и способами его приготовления. Так, Австрия фактически стала центром европейских кофейных традиций (уже в начале XVIII в. стал знаменитым фирменный рецепт «кофе по-венски» с обязательным добавлением взбитых сливок).
Добавить текст Вернуть оригиналЧто касается шоколада, то родиной какао-бобов, как известно, является Центральная Америка. Испанские конкистадоры научились у покорённых ими ацтеков делать терпкий пряный напиток, в состав которого входили тёртые какао-бобы, кукуруза, ваниль, острый перец и соль. В таком виде он попал в Европу, где в его рецептуру были внесены важные коррективы. В отличие от индейцев, которые любили напиток из какао пить холодным, испанцы готовили его горячим, добавляли ваниль, корицу, сахар, а также молоко и сливки. Этот напиток стали называть горячий шоколад. Помимо Испании, особой популярностью данный напиток стал пользоваться во Франции. При дворе королей Людовика XIV (1643 – 1715) и Людовика XV (1715 – 1774) горячий шоколад стал любимым лакомством и неотъемлемой частью атрибута знати. В начале XVIII в. он также получил широкое распространение в Нидерландах, Швейцарии, Италии и Германии. Повсеместно открывались шоколадные кафе, а чашечка горячего шоколада на десерт стала признаком хорошего вкуса среди европейской знати и буржуазии, знаком богатства и респектабельности. А уже знакомый нам твёрдый, плиточный шоколад появился лишь в 1828 г., благодаря голландскому химику и предпринимателю Конраду ван Хаутену.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://www.konditer-club.ru/amp/articles/istorija_chaja.htm
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://drakonchai.ru/news/istoriya_chaya/istoriya-chaya-v-datakh-osnovnye-etapy-stanovleniya-chaya/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ambassador.cafe/ru/recipes/articles/detail/article_id/47
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.torrefacto.ru/blog/brief-history-of-coffee/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://kava.pro/blog/istoriya-kofe
https://pelicanrouge.by/blog/istoriya-kofe/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://world-bar.livejournal.com/88437.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.choco-love.ru/vsyo-o-shokolade/istoriya-kakao-i-shokolada
Добавить текст Вернуть оригинал13*. Когда в России появились первые масоны? Найдите информацию об основателях масонских лож XVIII в. Какую роль они играли в истории России?
Добавить текст Вернуть оригиналПоявление первых в Российской империи масонских лож датировано 1731 г., когда по поручению великого мастера Великой ложи Англии лорда Ловеля капитан Джон Филипс был назначен провинциальным великим мастером для «всей земли русской». Однако о деятельности первой российской масонской ложи известно мало. Да и вплоть до конца 1760-х гг. масонами в России были в основном иностранцы, проживающие на постоянной основе. Хотя их количество и численность участников постоянно возрастали (известны ложи под названием «Молчаливость», «Северная звезда», «Постоянство», «Счастливое согласие», «Святая Екатерина»).
Добавить текст Вернуть оригиналПереломным в русском масонстве является 1770 г., когда обер-гофмейстер (заведующий придворным штатом и финансами) Екатерины II Иван Елагин (1725 – 1794) основал Великую ложу России, в которую постепенно вошло 17 других масонских лож. Масонство стало популярным не только среди столичной знати, но и в провинциальной среде (масонские ложи появились в Москве, Полоцке, Владимире, Риге и Ревеле), а быть масоном среди дворянского сословия стало очень модной тенденцией. По разным оценкам, к концу 1780-х гг. количество масонов в России уже достигало 4 тысяч чел.
Добавить текст Вернуть оригиналМасонство сыграло довольно важную роль в истории России, принося как духовно-культурную пользу (распространение идей просветителей и английских экономистов), так и сугубо практическую (выделение средств на нужды благотворительных организаций и меценатство). Многие историки утверждают, что масонство фактически стало предтечей возникновения либеральных и революционных идей в России, в особенности после начала Великой французской революции в 1789 г.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://www.dvaveka.pp.ru/Nomer3/masons.htm
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.bbc.com/russian/features-40372727.amp
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://m.gazeta.ru/amp/politics/2017/06/24_a_10735121.shtml
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 52
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
Почему идеи Просвещения получили широкое распространение?
Идеи Просвещения стали популярными благодаря увеличению количества образованных людей, их публикаций в газетах и книгах, а также благодаря возникновению салонов и масонских лож.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 53