Решебник по истории нового времени 8 класс Юдовская ФГОС | Страница 32

Авторы:
Год:2020-2021-2022-2023
Тип:учебник
Серия:Всеобщая история

Страница 32

Выбери издание
История Нового времени 8 класс Юдовская ФГОС, Баранов Просвещение
 
фгос История Нового времени 8 класс Юдовская ФГОС, Баранов Просвещение
Издание 1
История Нового времени 8 класс Юдовская ФГОС, Баранов Просвещение

Вопросы в конце параграфа

1. Как можно определить, что такое Просвещение?

Просвещение – особая культурная эпоха, проходившая под знаком свободы и всевластия разума, которая занимает период конца XVII – конца XVIII в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Почему для просветителей оказался столь важным разум?

Просветители считали, что, только поняв законы управления обществом, можно будет просветить людей, как они должны жить, чтобы в мире царили гармония и счастье. Необходимо все подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Таким образом, разум были единственным инструментов для поиска ответов на вопрос, как лучше управлять обществом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Какие проблемы волновали философов больше всего?

В эпоху Просвещения ученые искали ответы на вопросы о том, по каким законам живет общество и что нужно сделать, чтобы оно достигло процветания. Проблема переустройства общества, государства, церкви становится центральной у философов эпохи Просвещения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Как с точки зрения просветителей возникли общество и государство?

Томас Гоббс и Джон Локк высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы. Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому-то власть над собой, заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государство. Локк же считал, что ради безопасности и сохранения собственности человек передает ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Согласно идеям Жан-Жака Руссо люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Что нового появилось в науке в век Просвещения?

Астрономия перестала восприниматься как наука, задача которой – решать глобальные вопросы познания и сотворения мира. Возникает палеонтология (наука об ископаемых организмах и растениях), исследователи начинают интересоваться доисторическими временами, ставить вопросы о том, что представляла собой Земля до появления человека. Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и ученых. Собирать материал для исследований становится модным. Возникают крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов. Появляются новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 32

Подумайте

1. Почему, с вашей точки зрения, просветители считали себя частью единой республики, в то время как большинство стран той эпохи были монархиями?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Просветителей объединяла идея критики разумом общества, государства, морали, церкви, религии, которые неправильно существуют и управляются. Таким образом, несмотря на разность в религии и национальности, общая идея заключалась в борьбе против существующих порядков, которые ассоциировались с монархическим строем.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Используя дополнительные материалы, составьте в тетради таблицу с указанием особенностей Просвещения в различных странах.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Страна Особенности Просвещения
Англия В Англии зародились идеи Просвещения в сочинениях Дж. Локка, который сформулировал основные учения: учение о естественных, прирожденных правах человека: на жизнь, свободу и собственность. Особенностью Просвещения в Англии можно назвать развитие идей эпохи в экономике, которые формировались в работах Адама Смита, где за основу была взята идея свободы – свободы конкуренции, свободы обмена товарами, свободы торговли землей
Франция Франция была центром Просвещения. Основные идеи заключались в необходимости переустройства государства. Монтескье продолжил теорию Локка о правовом государстве, предложив разделение ветвей власти. Вольтер был сторонником идей просвещенного абсолютизма, его идеи распространялись по Европе и заложили основы для будущей Великой Французской революции
США Идеи просветителей легли в основу государства, в котором были провозглашены свободы, равенство. Конституция США закрепила основные идеи просветителей
Священная Римская империя Императоры Священной Римской империи активно пользовались идеями просвещенного абсолютизма, проводя активные реформы
Пруссия Пример государства, где активно проводились реформы в духе просвещенного абсолютизма

3. Как вы полагаете, почему в XVIII в. прозвучал призыв к веротерпимости?

Призыв к веротерпимости прозвучал в связи с распространением идей Просвещения, которые заключались в свободе людей во всех сферах жизни общества. Просветители отстаивали идею о том, что вера – личное дело каждого. Поэтому веротерпимость становилась одним из необходимых условий для развития прогрессивного общества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Почему в век национальных государств стал столь популярным космополитизм?

Космополитизм стал реакцией на возведение в XVII в. новых национальных, языковых и религиозных преград между государствами. Просветители считали, что выявленные ими законы действуют повсеместно. Развитие торговли, научных, культурных связей закрепляли идею единства народов, которые могут существовать по единым законам. Поэтому создание национальных государств воспринималось, как искусственные рамки, что вызывало неприятие у просветителей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение об оном из упомянутых в параграфе просветителей.

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 г. в городе Кенигсберге в семье шорника, т.е. ремесленника, который занимался изготовлением седел. При крещении он получил имя “Emanuel”, которое можно было найти в «Старом прусском альманахе» на эту дату. Однако впоследствии он сам поменял его на “Immanuel”. Всю свою жизнь Кант гордился данным ему именем, считая его наиболее подходящим для себя. Дом, в котором родился Кант, находился в пригороде Кенигсберга, называвшемся Фордере Форштадт. Там его родители жили в доме, который, похоже, принадлежал предыдущему поколению семьи матери Эмануила. Отца Канта звали Иоганн Георг Кант (1683-1746), мать - Анна Регина (в девичестве Рейтер - 1697-1737).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Семья Кантов имела девять детей, хотя некоторые прожили совсем недолго. Иммануил был четвертым ребенком в семье, однако первый ребенок у Регины родился мертвым, а другой умер еще на первом году жизни. Так что Иммануил был вторым по возрасту ребенком в семье. Он имел трех сестер и одного брата (Иоганна Генриха).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Семья была скромной и религиозной. Мать, которая, несмотря на свою раннюю смерть в 1737 г., оказала наибольшее духовное влияние на Иммануила, принадлежала к тому направлению протестантизма, которое называется пиетизмом. Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека. Из этого следовало, в частности, внутреннее приятие и строжайшее соблюдение нравственных правил.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Образование маленького Иммануила началось в начальной школе, расположенной неподалеку от родительского дома при госпитале Святого Георга. Там будущий философ начал учиться читать, писать, считать и получил первые уроки по христианству. Говоря об образовании Иммануила Канта, нельзя не упомянуть человека, сыгравшего значительную роль в его жизни - доктора теологии Франца Альберта Шульца (1692-1763). Шульц прошел школу пиетизма в Галле, но одновременно учился в тамошнем университете у самого известного тогда немецкого философа Вольфа, который говорил: «Если кто меня понял, так это Шульц в Кенигсберге». Мать Канта вместе со старшими детьми посещала занятия Шульца по Библии и его проповеди. Доктор Шульц часто бывал дома у своей ревностной слушательницы и заметил маленького Иммануила. Ранняя одаренность мальчика позволила ему рекомендовать отцу Иммануила отправить сына в гимназию, чтобы он мог получить соответствующее образование. В восемь лет Кант был определен в одну из лучших школ Кенигсберга, в латинскую школу “Фридрихс-Коллегиум” – Collegium Fridericianum - или, иначе говоря, гимназию имени Фридриха, названную так в 1703 г. в честь прусского короля Фридриха I. Далее Шульц будет сопровождать Канта в течение всей его молодости. Сначала он в 1733 г. становится директором “Фридрихс-коллегиум”, а затем профессором Кенигсбергского университета, как раз в те годы, когда в нем начал учиться Иммануил Кант.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В гимназии Кант учился с весны 1732 г. по 1740 г. Главными предметами преподавания на всех четырех ступенях были религия (лютеранский катехизис, Библия) и латынь, изучали также древнееврейский и греческий с целью освоения на языке оригинала текстов Ветхого и Нового заветов. Также к числу обязательных предметов относились география, история, немецкий язык, в старших классах - логика и философия, которые, по мнению Канта, преподавались в гимназии неудачно. Из области математики в обязательные занятия входил только счет. Остальная математика была, как бы мы сейчас сказали, факультативна, и преподавалась за отдельную плату. Занятия в гимназии начинались в семь часов и оканчивались в четыре пополудни. По свидетельству современников, особый интерес Кант испытывал к латыни и классической латинской литературе. Уже в зрелом возрасте сам Кант отрицательно отзывался о преподавании философии и математики в гимназии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В 1740 году, Иммануил Кант, которому тогда исполнилось всего лишь 16 с половиной лет, был принят в студенты Кенигсбергского университета. Эта дата символически совпала с восхождением на прусский престол Фридриха II, о котором Кант потом скажет, что «наш век есть век просвещения, или век Фридриха» (6, 33). В этом отношении Кант и Пруссия одновременно вступали в эпоху Просвещения. 24 сентября 1740 г. ректор университета добавил к реестру университетских студентов имя „Emanuel Kandt“. Для будущего философа это означало не только начало академических занятий, но и переход из одной корпорации в другую – из гильдии ремесленников в «академическую гильдию», что означало пользование академическими привилегиями и продвижение в более высокий общественный слой. После жестокой дисциплины Фридрихс-Коллегиум университет с его выбором предметов и преподавателей и другими вольностями, наверняка, показался юному Канту царством свободы. К тому же Кант как студент снимает квартиру и переезжает в нее из родительского дома.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Не существует точных данных, на каком высшем факультете учился Кант. Большинство исследователей его биографии сходятся на том, что он должен был учиться на теологическом факультете. Однако, судя по списку предметов, которые он изучал, будущий философ отдавал предпочтение математике, естественным наукам и философии. За весь период обучения он прослушал всего один теологический курс, правда, у того самого Шульца, который покровительствовал ему с самых младых ногтей.

На Канта повлияли занятия по экспериментальной физике профессора Иоганна Готфрида Теске (1704-1772), особенно его изложение теории электричества.

Однако главным событием студенческой жизни Канта была встреча с молодым экстраординарным профессором Мартином Кнутценом (1713-1751), физиком и философом вольфианской школы, также уроженцем Кенигсберга и выпускником «Альбертины». Молодой профессор привил начинающему философу любовь к ньютоновской физике, познакомив его с главным трудом Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», Эту любовь Кант пронес через всю свою жизнь. Многое в философском творчестве Канта объясняется этим его увлечением. Ньютоновская механика навсегда стала для Канта идеалом науки. Можно сказать, что целью Канта стало дать метафизике столь же прочные научные основания, какие Ньютон создал для точного естествознания.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Не вызывает удивления, что первая научная работа Канта – «Мысли к истинной оценке живых сил» - была посвящена физическому вопросу – формуле количества движения. Кант пытался разрешить спор Декарта и Лейбница, не принимая строну ни того, ни другого, а декларируя позицию независимости исследователя физических и философских вопросов от авторитетов. Работа была представлена философскому факультету в летнем семестре 1746 г. и издана в 1747 г. на деньги дяди Канта сапожника Рихтера.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В 1746 г. умирает отец Канта, и семья попадает в трудное материальное положение. Скорее всего, по этой причине Кант вынужден оставить университет, не сдав выпускных экзаменов и не защитив диссертацию на степень магистра. С целью заработать деньги для своей дальнейшей карьеры, Кант становится домашним учителем. Почти десять лет провел он в этом состоянии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первым местом его работы был дом реформистского священника Адерша в деревне Юдтшен. В Юдтшене Кант пробыл, по-видимому, до 1750 г., а затем становится домашним учителем в доме майора Бернхарда Фридриха фон Хюльзена в Гросс-Арнсдорфе между Ельбингом (Эльблонгом) и Остерроде (Оструде). В качестве третьего места пребывания Канта как домашнего учителя называют обычно имение графов Кайзерлингов Раутенбург в округе Тильзит-Нидерунг, однако некоторые исследователи, например, Карл Форлендер, подвергают это сомнению. Фактом остается то, что в августе 1754 г. Иммануил Кант возвращается в Кенигсберг. Период домашнего учительства не прошел бесследно для Канта. С одной стороны он прошел школу общественных условностей и приличий, а с другой, много времени посвятил улучшению своего образования и самостоятельным размышлениям на различные философские и естественнонаучные темы. Именно это обстоятельство объясняет, каким образом в течение одного года Канта смог защитить две диссертации и опубликовать свою главную естественнонаучную работу «Всеобщую естественную историю и теорию неба» (1755).

  Добавить текст Вернуть оригинал

В апреле 1755 г. Кант защищает латинскую диссертацию “Об огне” и получает степень магистра, а в июне он получает докторскую степень за латинскую диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания», которое стало его первой чисто философской работой, и получает звание приват-доцента философии, что дает ему право преподавать в университете, правда не получая за это от университета денег. Вся дальнейшая жизнь Канта связана с университетом, самым известным выпускником и профессором которого он постепенно стал. С этого момента начинается период в жизни Канта, который получил у его биографов название годов «элегантного магистра» (1755-1764).

Зимой 1755/1756 г. начинается лекционная деятельность Канта. Уже в первом своем семестре он читает курс логики, математики и метафизики, а в следующем семестре к этим курсам он добавляет курсы лекций по физической географии и по общему естествознанию. Постепенно он начинает читать лекции по этике, а также по механике и теоретической физике, арифметике, геометрии и тригонометрии. Подгоняемый необходимостью привлекать студентов, которые платили за свое обучение, он доводит объем лекционных часов до 34-36 часов в неделю. Еще долгое время ему придется заботиться о средствах к существованию. И это неудивительно, поскольку в университете бытовала шутка, согласно которой тот, кто решит посвятить себя Кенигсбергскому университету, должен принести обет бедности. Удивительно то, что при такой педагогической нагрузке Кант публикует в эти годы ряд небольших работ, каждая из которых содержит какую-либо оригинальную идею. В 1756 г. Кант защищает еще одну диссертацию по теме «Физическая монадология» и получает на занятие должности ординарного профессора. В том же году он подает прошение королю о занятии должности профессора логики и метафизики, освободившейся после смерти одного из его учителей Мартина Кнутцена. Однако получает отказ.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Определенное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими войсками, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета принёс присягу и Кант. Русское присутствие принесло в жизнь Кенигсберга некоторую роскошь и оживление светских форм общения. Это не прошло бесследно и для Канта, который именно в это время формирует свой образ элегантного магистра. В эти годы улучшилось даже материальное положение Канта, поскольку русские офицеры не только посещали его лекции, особенно, по математике, но он давал им частные уроки, которые хорошо оплачивались. В эти же годы Кант входит в круг общения графов фон Кайзерлинг, игравших важную роль в культуре тогдашнего Кенигсберга. Особенно теплые отношения у него установились с графиней фон Кайзерлинг, в которой он видел «идеал женщины». Отношения с графиней он поддерживал около 30 лет. После ее смерти в 1791 г. он назовет ее «украшением своего пола».

  Добавить текст Вернуть оригинал

В декабре 1758 г. в университете вновь освободилось место профессора логики и метафизики. Кант выставил свою кандидатуру по настоянию давнего благожелателя - пастора Шульца, который стал к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пяти кандидатов Академический совет выбрал двух - математика Бока и Канта. Однако окончательно вопрос о вакансии был решён не в пользу философа. Профессуру получил Бок, который был старше по возрасту и по преподавательскому стажу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Из дальнейших внешних событий в жизни Канта отмечу только то, что он довольно поздно, в 46 лет (в 1770 г.) получил постоянное место профессора логики и метафизики. Дважды, в 1786 и 1788 г. он был ректором Кенигсбергского университета. В 1783 г. Кант купил свой дом на Принцессин-штрассе возле Замка. Именно в этом доме жизнь его приняла окончательные очертания. В нем проходили знаменитые обеды, оттуда он выходил на свои не менее знаменитые прогулки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Кант не был женат, хотя по свидетельствам биографов дважды имел такое намерение.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Летом 1796 г. Кант прочитал свои последние лекции в университете, однако свое место в штате университета Кант оставил только в 1801 г. С 1802 г. началось медленное угасание философа. По его собственному признанию, его силы постоянно слабели, хотя никакой определенной болезнью он не страдал. Последние месяцы его жизни были только медленной смертью. Уже в декабре 1803 г. он не мог отчетливо написать свое имя. Он более не находил вкуса в пище, голос уже почти нельзя было различить. 6 февраля наступило резкое ухудшение, с 7 февраля он оставался в кровати, и 12 февраля умер в своем доме. Последним его словом был «Gut». Город воспринял смерть Канта как печальное, но важное событие в своей жизни16.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 32

Из работы И. Канта «Что такое просвещение?» (1784)

Вопросы к тексту.

1. Как Кант определяет Просвещение?

Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Что, по мнению Канта, препятствует, а что способствует Просвещению?

Просвещению препятствует леность, трусость, революции. Способствует Просвещению только безобидная свобода, а именно свобода во всех случаях публично пользоваться собственным разумом.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Издание 2
фгос История Нового времени 8 класс Юдовская ФГОС, Баранов Просвещение

Вопрос к иллюстрации

Три сословия. Карикатура. Раскрашенная гравюра неизвестного автора

Проанализируйте изображение: представители каких сословий изображены на карикатуре? По каким признакам вы это определили? Что, по вашему мнению, вызывает критику автора карикатуры?

  Добавить текст Вернуть оригинал

На данной карикатуре изображены представители дворянства, духовенства и крестьянства. Их принадлежность видно по характерной одежде. Критику автора карикатуры вызывает то, что дворянство и духовенство занимают привилегированное положение (на карикатуре они изображены стоящими на камне, т.е. возвышающимися над крестьянином) и смотрят на крестьянина с откровенным презрением (т.е. фактически считают его человеком низшего сорта).

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам