Вопросы в конце параграфа
№ 1. Сравните политику императоров Канси, Юнчжэна и Цяньлуна. Выделите черты сходства и различия.
Сходным в политике указанных императоров является то, что все они всячески старались укрепить власть и централизовать государство. Различие состояло лишь в методах достижения данной цели, а также в особенностях внешней политики. Если Канси и Цяньлунь были «просвещёнными» монархами и поэтому старались править при помощи прогрессивных реформ, то Юнчжэн – делал ставку на репрессии и усилении аппарата управления. Что касается внешней политики, то Канси и Юнчжэн старались поддерживать с соседними странами относительно мирные связи, а Цяньлунь инициировал множество захватнических войн, благодаря которым территория Китая существенно расширилась.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 2. Охарактеризуйте политическое устройство Китая.
Во главе государства стоял неограниченный монарх – богдыхан. Функции кабинета министров осуществляли «шесть приказов»: чинов, налогов, церемоний, военный, уголовный, общественных работ. Китай состоял из провинций, которые, в свою очередь, разделялись на области, округа и уезды. Во главе провинций находились назначаемые богдыханом военный и гражданский губернаторы, над которыми стоял наместник, возглавлявший военную и гражданскую власть нескольких провинций. Высшие должности на местах по большей части занимали представители маньчжурской династии. Значительную роль в государстве играли «восьмизнаменные» войска – восемь основных маньчжурских соединений.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 3. Каковы были цели и направления внешней политики маньчжуро-китайского государства в XVIII в.?
После захвата Цинами Северной Монголии встал вопрос о размежевании владений России и Китая в этом районе. В результате была определена граница между государствами. Проводились попытки завоевать Ойратское (Джунгарское) ханство, но безуспешно. Маньчжуро-китайская агрессия была направлена против Тибета, в результате была оккупирована его восточная часть.
Добавить текст Вернуть оригиналЦяньлун стремился расширить территорию империи Цин. Ему удалось подчинить Тибет, завоевать Джунгарию, государство уйгуров – Кашгарию. Во второй половине XVIII в. Цяньлун обратил свое внимание на южноазиатское направление. Здесь были приняты попытки захватить Бирму (Мьянму) и Вьетнам.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 4. Назовите причины «закрытия» Китая. Когда началась самоизоляция Цинской империи? С каким событием это было связано?
Цяньлун опасался, что внешняя угроза может совпасть с массовым движением китайцев против власти завоевателей – маньчжуров. В памяти маньчжуров сохранилось представление о том, что пришельцы из далеких европейских государств вмешивались в свое время в борьбу между династиями Мин и Цин. Кроме того, до цинского двора дошли сведения о колонизаторской политике европейцев в соседних странах. К тому же контакты китайских торговцев с иностранцами казались властям опасными, подрывающими традиционные устои общества. Все это, включая ощущение всесилия внутри и вовне империи Цин, привело к «закрытию» Китая от «заморских варваров».
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1757 г. указом императора Цяньлуна все порты, кроме Гуанчжоу, были объявлены закрытыми для внешней торговли.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 5. Какие группы составляли социальную систему японского общества? Кратко охарактеризуйте каждую из них.
Японское общество было сословным и состояло из четырех больших групп: военных – самураев, крестьян, ремесленников и купцов.
Добавить текст Вернуть оригиналСамураи как опора токугавского режима занимали высшую ступень общественной лестницы. Государственный и военный аппарат, а также интеллигенция формировались из числа этого сословия.
Добавить текст Вернуть оригиналКрестьяне составляли 80 % от общей численности населения. Основной повинностью крестьян являлся натуральный оброк, их привлекали к ремонту дорог, мостов, каналов.
Добавить текст Вернуть оригиналБолее низким сословием, чем крестьяне, считались горожане – ремесленники и купцы. Они объединялись в союзы типа цехов и гильдий. Допускалось возведение богатых купцов в ранг самураев.
Добавить текст Вернуть оригиналСословная система позволяла поддерживать стабильность японского общества. Вне сословий находились парии – «неприкасаемые», или «нелюди», - которые занимались непрестижными работами: утилизацией отходов, уборкой, выделкой кожи, тюремной службой.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 6. Как осуществлялось государственное управление в Японии?
Правительство сёгуна возглавлялось советом старейшин, состоявшим из пяти назначенных сёгуном наиболее приближенных князей во главе с регентом. При этом совете существовало коллегия «молодых старшин», руководивших отдельными отраслями управления и выполнявших функции министров.
Добавить текст Вернуть оригиналБольшим влиянием и властью пользовались специальные чиновники, которые вели явную и тайную слежку за всеми должностными лицами. Особый наместник с широкими полномочиями находился в городе Киото, неотступно наблюдая за императорским двором. В провинции власть принадлежала представителям правительства, которые являлись одновременно начальниками местных гарнизонов.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 7. Какие причины повлияли на изменение экономического положения японской деревни в XVIII в.? Охарактеризуйте новые явления, имеющие место в японской деревне.
Добавить текст Вернуть оригиналВ XVIII в. проникновение товарно-денежных отношений в деревню привело к краху натурального хозяйства. По мере распространения товарно-денежных отношений самураи и крестьяне нищали. В японской деревне начинает складываться прослойка так называемых «новых помещиков», вышедших из числа купцов, ростовщиков, зажиточных крестьян, даже самураев. В деревне возникал новый капиталистический уклад в основном торгово-ростовщического происхождения. Часть крестьян была вынуждена включиться в городское хозяйство с помощью системы «рассеянной мануфактуры». Бегство крестьян из деревень приняло такой размах, что появились «пустующие деревни». Крестьяне все больше втягивались в торговую деятельность. Предприимчивые крестьяне в деревне стали изготавливать удобрения. Очень выгодным занятием для крестьян стало огородничество.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 8. Какие изменения произошли в XVIII в. в идеологии японских горожан?
В XVIII в. среди японских горожан сформировалась специфическая идеология, называемая «путь горожанина». Она основывалась на убеждении, что в накоплении богатств, материальном достатке и стремлении к получению дохода нет ничего постыдного, и даже наоборот – именно на этих ценностях должна основываться жизнь горожанина.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 9. Сравните культуру Китая и Японии в XVIII в.
Культура Китая и Японии имела ряд сходств, объясняющихся территориальной близостью, тесными торговыми отношениями и общей историей. Поэтому наибольшее развитие получили живопись и театральное искусство. Разница состояла в том, что в китайской культуре значительное место уделялось архитектуре (чего стоит один только Запретный город), а в японской – внимание уделялось поэзии и скульптуре.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 213
Подумайте
№ 1. Согласны ли вы со следующей точкой зрения: «Внешний блеск деяний Цяньлуна лишь прикрыл начало упадка империи Цин»? Свою позицию обоснуйте.
Добавить текст Вернуть оригиналВ середине XVIII в. Цинская империя превратилась в самое крупное и сильное государства Восточной Азии. Цяньлун стремился захватить Бирму (Мьянму) и Вьетнам. Провал этих завоевательных войн свидетельствовал о несоответствии внешнего величия и показной мощи Цинской империи ее внутреннему состоянию. С 70-х гг. XVIII в. начинается упадок маньчжурского режима и его ослабление под ударами нараставших восстаний крестьян и национальных меньшинств. Увеличивался налоговый гнет, росла коррупция в чиновничьей среде. Таким образом, при внешнем блеске империи Цин стали особенно заметны внутренние проблемы, которые накапливались в течение долго периода времени. Нерешенность этих проблем привела к закату империи Цин.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 2. Оцените положительные и отрицательные стороны политики «закрытия» Китая. Поработайте в парах: один из вас должен выдвинуть аргументы в поддержку этой политики, а другой – против неё. Сделайте вывод.
Добавить текст Вернуть оригиналПоложительные стороны: сохранение обычаев, традиций и порядков, не были разорены колониальной политикой европейских стран; сохранение независимости.
Добавить текст Вернуть оригиналОтрицательные стороны: значительный урон торговцам, связанным с внешним рынком; закреплялось техническое отставание Китая от стран Запада.
Добавить текст Вернуть оригиналВывод: политика «закрытия» Китая привела к резкому техническому отставанию от стран Запада, что нанесло большой ущерб и создало возможности для будущей колонизации, но Китаю удалось сохранить свою независимость.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 213
Подумайте
№ 3. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение о театре Кабуки. Поразмышляйте по поводу следующего суждения: «Театр Кабуки — экстракт японского духа».
Добавить текст Вернуть оригиналТеатр Кабуки считается одной из разновидностей традиционного японского театрального искусства. Его характерной особенностью является то, что он возник не на основе придворных постановок, как большинство театров, а как прямое следствие народных песен и танцев. Т.е. изначально театр Кабуки был театром простонародья, а не знати. Его возникновение датировано 1603 г., однако широкое распространение он получил лишь в XVIII в.
Добавить текст Вернуть оригиналК этому моменту существенно изменился характер постановок: всё больше внимания уделялось именно драматическому искусству (игре актёров, декорациям, сюжету), нежели песенно-танцевальному компоненту. При этом, всё большее внимание в пьесах уделялось жизни простых японцев, а не легендарным героям древности или подвигам мужественных самураев. Также следует отметить, что подавляющее большинство ролей (в т.ч. и женских) играли мужчины. Во время представлений широко использовались маски.
Добавить текст Вернуть оригиналВ целом, театр Кабуки действительно можно назвать экстрактом японского духа, потому что в нём ставились пьесы, затрагивающие актуальные проблемы из жизни различных сословий.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://biletsofit.ru/blog/kabuki-ot-buddistskih-tancev-do-korporacii
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://jamato.ru/kultura-yaponii/47-yaponskij-teatr-kabuki
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://miuki.info/2011/02/yaponskij-tradicionnyj-teatr-kabuki/
Добавить текст Вернуть оригинал