Список исторических деятелей
Жан Юбер (1721-1786) – швейцарский художник и силуэтист, известный серией работ, изображающих Вольтера.
Добавить текст Вернуть оригиналФрансиско Гойя (1746-1828) – испанский художник и гравер, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 96
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Перечислите сюжеты, особенно популярные среди российских живописцев ХVIII в.
Художественная культура этого времени отличалась разнообразием жанров: художники писали портреты и исторические картины, пейзажи и натюрморты; появился бытовой жанр (сцены из народной жизни). В конце XVIII в. популярными становятся сцены из крестьянской жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какие атрибуты обязательно присутствовали на парадном портрете ХVIII в.? Что отличало их от камерных портретов?
Основной задачей парадного портрета является прославление, возвеличивание, выражение признания заслуг портретируемого. Парадный портрет, как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим, сидящим) в интерьере, пейзаже или на фоне драпировки; особенностью является акцент на общественном и социальном положении модели, изображаемой в официальной обстановке, с наградами, предметами профессиональной деятельности или атрибутами власти. На камерном портрете фигура изображаемого создается погрудно или по пояс. Фигура изображается на нейтральном фоне.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Какие культурные традиции были характерны для русской скульптуры ХVIII в.?
Русские скульпторы проникали во внутренний мир персонажей и умели создавать из мрамора тончайшие черты их образов. Скульпторы стремились показать роль человека в обществе и истории, создавая монументальные произведения.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Как в произведениях, написанных в стиле сентиментализма, отражалась жизнь крестьян России? При ответе используйте иллюстрации.
Добавить текст Вернуть оригиналЖизнь крестьян России в произведениях, созданных в стиле сентиментализма, романтизировалась. В картинах С.Ф. Щедрина «Пейзаж в окрестностях Петербурга» и А.Г. Венецианова «Спящий пастушок» художники утверждают самоценность человеческой личности, ее внутреннего мира.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Какую пользу для историков могут принести исследования иллюстраций полотен художников ХVIII в. на с. 93 – 94?
Полотна Ф.С. Рокотова и В.Л. Боровиковского отображают моду того времени, показывают особенности одежды и внешнего вида представителей разных сословий.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Определите сословное происхождение и чин персонажа, изображённого на портрете на с. 93. Объясните свой вывод.
На портрете изображен представитель дворянства – князь И.И. Барятинский. Ему мог быть присущ чин тайного советника. Вывод основывается на титуле Барятинского – князь. Его принадлежность к дворянству подчеркнуто его внешним видом, наличием парика.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Что было общим в судьбе большинства российских художников ХVIII в.?
Практически все российские художники XVIII в. происходили из низших сословий, зачастую, из крепостных крестьян.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Кого из российских живописцев ХVIII в. можно назвать мастером женского портрета?
Особенно яркими женские портреты получались в В.Л. Боровиковского. Он старался передать идеал красоты своей эпохи. Наиболее известными его работами являются двойной портрет горничных «Лизонька и Дашенька» и портрет М.И. Лопухиной.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 96
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя Интернет, составьте электронный словарь важнейших терминов и понятий, которые использовались в ХVIII в. в живописи и скульптуре.
Добавить текст Вернуть оригиналКлассицизм – стиль и направление в искусстве и литературе XVII – начала XIX вв., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Добавить текст Вернуть оригиналСентиментализм – художественное направление в западноевропейской и русской культуре второй половины ХVIII века. Оно отводило первостепенное место субъективным излияниям и психологическому анализу, противопоставляло величественному и возвышенному трогательное и стремилось пробудить гуманное отношение к человеку, понимание природы и любовь к ней.
Добавить текст Вернуть оригиналПлакальщица – в мемориальной скульптуре эпохи классицизма устанавливалась на месте захоронения, как символ тоскующей души, в виде женской фигуры в длинном облачении, с покрытой головой, склоненной к урне и держащей в руке венок или опущенный факел.
Добавить текст Вернуть оригиналАвтопортрет – портрет художника, выполненный им самим.
Алебастр – гипсовый камень, употребляемый для различных поделок.
Сфумато – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Так называемый «рокотовским сфумато» - золотистой своеобразной дымкой, дающей иллюзорное впечатление, что лицо окутано слоем воздуха, характерны камерные портреты живописца.
Добавить текст Вернуть оригиналШпалера – вид экспозиционной развески живописи, при котором полотна развешиваются встык, будучи разделены лишь рамками картин.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Разработайте (в альбоме) проект обложки дневника с коллажем из картин и скульптур ХVIII в.
Картины – Прощание Гектора с Андромахой (А.П. Лосенко), Коронационный портрет Екатерины II (Ф.С. Рокотов).
Добавить текст Вернуть оригиналСкульптуры – Бюст М.В. Ломоносова (Ф.И. Шубин), «Медный всадник» (Э. Фальконе).
Добавить текст Вернуть оригинал3. Используя дополнительные материалы, соберите данные об одной из технологий создания скульптуры в ХVIII в.
Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчёт произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции); затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Иногда, особенно в том случае, когда задуманное изваяние должно быть велико и сложно, художнику приходится изготовить другую, более крупную и детальную модель. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Если предстоит исполнить статую, то берётся для её подножия доска и на ней утверждается стальной каркас, изогнутый и пригнанный таким образом, чтобы ни одна его часть не выходила за пределы будущей фигуры и сам он служил для неё как бы остовом; кроме того, в тех местах, где тело фигуры должно иметь значительную толщину, прикрепляются к каркасу стальной проволокою деревянные кресты; в таких же частях фигуры, которые выдаются на воздух, например в пальцах рук, волосах, свесившихся складках одежды, деревянные кресты заменяются кручёною проволокой или пенькой, напитанной маслом и свёрнутой в виде жгутов. Поместив такой остов статуи на треножном, неподвижном или горизонтально вращающемся станке, называемом кобылкою, художник начинает обкладывать каркас лепною глиной так, чтобы получалась фигура, в общих чертах сходная с моделью; затем, удаляя в одном месте излишне наложенную глину, добавляя в другом её недостаток и отделывая в фигуре часть за частью, он постепенно доводит её до желаемого сходства с натурой. Для этой работы ему служат пальмовые или стальные инструменты различной формы, называемые стеками, но ещё больше пальцы его собственных рук. Во всё продолжение лепки необходимо, во избежание появления трещин в высыхающей глине, постоянно поддерживать её влажность и для этого, от времени до времени, смачивать или сбрызгивать фигуру водой, а, прерывая работу до следующего дня, окутывать её мокрым холстом. Подобные приёмы употребляются и при производстве рельефов значительного размера — с той только разницей, что для укрепления глины пользуются вместо каркаса большими стальными гвоздями и болтами, вбитыми в дощатый щит или неглубокий ящик, служащий основанием рельефа. Вполне окончив лепку, ваятель заботится об изготовлении точного снимка со своего произведения из материала, более прочного, чем глина, и с этою целью прибегает к помощи формовщика. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму (á creux perdu) из алебастра, и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме (à bon creux), изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей.
Добавить текст Вернуть оригиналБез предварительной лепки глиняного оригинала и отливки его гипсового слепка не обходится создание ни одного более или менее крупного произведения скульптуры — будет ли оно каменное или металлическое. Правда, бывали ваятели, как, например, Микеланджело, работавшие прямо из мрамора; но подражание их примеру требует от художника необычайной технической опытности, и всё-таки он рискует при таком смелом труде впасть на каждом шагу в неисправимые ошибки.
Добавить текст Вернуть оригиналС получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остаётся только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе и т. п.) или в металле (бронзе, цинке, сталь и т. п.), что составляет уже полуремесленную работу. При изготовлении мраморного и вообще каменного изваяния поверхность гипсового оригинала покрывается целою сетью точек, которые, с помощью циркуля, отвеса и линейки, повторяются на глыбе, подлежащей отделке. Руководствуясь этою пунктировкой, помощники художника под его надзором удаляют ненужные части глыбы посредством резца, долота и молота; в некоторых случаях они пользуются при этом так называемой пунктирною рамой, в которой взаимно пересекающиеся нити указывают на те части, какие должны быть отбиты. Таким образом, из необделанной глыбы мало-помалу возникает общая форма изваяния; она всё тоньше и тоньше отделывается под руками опытных рабочих, пока, наконец, сам художник не придаёт ей последней отделки, а полировка пемзой не сообщает различным частям поверхности произведения возможное сходство с тем, что представляет в этом отношении сама натура. Для большего приближения к ней в оптическом отношении, древние греки и римляне натирали свои мраморные изваяния воском и даже слегка раскрашивали их и золотили36.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Составьте описание скульптуры «Медный всадник» для человека, который никогда не видел данного памятника. Постарайтесь написать так, чтобы читателю было интересно.
Добавить текст Вернуть оригиналНа Сенатской площади, ближе к Неве, установлен первый памятник Санкт-Петербурга – основателю города, Петру I. Монумент был открыт в 1782 г. Этот памятник принадлежит к числу высших достижений европейского искусства XVIII в. Он поражает редким сочетанием динамики и величавости. Конная скульптура Петра неразрывно связана с постаментом, имеющим форму взметнувшейся волны. Вес колоссального монолита, названного «гром-камнем», около 1600 т. Памятник создан французским скульптором Э.-М. Фальконе, специально приехавшим в Россию для работы над ним.
Добавить текст Вернуть оригиналИдейное содержание и образный строй памятника нашли гениальное отражение в поэзии А.С. Пушкина. Само название памятника – «Медный всадник» - укоренилось благодаря «петербургской повести» Пушкина.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Сравните представленные образцы российской скульптуры ХVIII в. с образцами западноевропейской скульптуры.
Русская скульптура XVIII в. имело много общих черт с западноевропейской скульптурой. Это связано с тем, что в России работали многие европейские скульпторы. Распространение идей Просвещения также отобразилось на русской скульптуре. Однако русская скульптура имеет много национальных черт. Крупнейшим скульптором Российской империи был Федот Шубин. Крупнейшим французским скульптором XVIII в. был Жан-Батист Лемуан, учеником которого был Этьен Фальконе. Огромную роль на европейскую скульптуру оказывало античное искусство, в духе которого работали многие мастера.
Добавить текст Вернуть оригинал