Думаем, сравниваем, размышляем
1. Сравните экономическое развитие России в первой четверти XVIII в. с экономическим развитием европейских стран этого периода. Сделайте выводы.
Добавить текст Вернуть оригиналЭкономическая политика Петра I привела к созданию прочной промышленной базы, произошло развитие торговли, транспортных путей, налоговой системы. Россия стала выходить на ведущие роли в международной экономике. Таким образом, Российская империя стала мощной европейской державой с сильной экономикой, которая могла обеспечить государство.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Используя Интернет и дополнительные материалы, подготовьте слайд-экскурсию по одному из ныне действующих каналов Санкт-Петербурга, созданных в петровское время.
Добавить текст Вернуть оригиналЗимняя канавка
3. Существует легенда о том, что заводчик Никита Демидов в подвале Невьянской башни тайно чеканил серебряные монеты и позднее спрятал часть их. Используя дополнительные материалы, дайте оценку достоверности этой легенды. Подготовьте на эту тему 15-минутное сообщение для одноклассников.
Добавить текст Вернуть оригиналНа Урале прославились удачливые заводчики – Демидовы. Все предприятия, запущенные новой династией металлургов Демидовых, были построены на так называемой «сибирской стороне» Урала. Из девяти новых частных предприятий, семь принадлежали Демидовым. Будущих «императоров» металлургической промышленности даже не остановило, то, что их основные добывающие предприятия находились вне российских территорий – в районе Рудного Алтая. Так сложилось, что поисками полезных ископаемых и развитием промышленности на Рудном Алтае занимался самый предприимчивый из династии — Акинфий Демидов. Он сделал своей негласной горнодобывающей «столицей» город Невьянск.
Добавить текст Вернуть оригиналБерг-коллегия имела полные сведения обо всех найденных на Алтае рудах. Государственные чиновники особую значимость придавали образцам со свинцово содержащих рудников.
Добавить текст Вернуть оригиналДемидовы предприняли шаги приблизиться к императорскому двору. Так ими в 1726 году были преподнесены императрице Екатерине I образцы алтайских руд. Акинфий Демидов, преподнося такой подарок государыне, очень рассчитывал на ее помощь в решении многочисленных проблем, которые стояли перед ним, как новым заводчиком Сибири. Акинфий желал получить дворянство из рук правительницы, а также получить помощь в оформлении наследства, оставленного ему Никитой Демидовым.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1726 году Демидов получил от Берг-коллегии разрешение добывать медные, золотые и серебряные руды, а также любую руду, найденную на его рудниках. Единственным условием для промышленника стала необходимость сообщать в Берг-коллегию обо всех вновь найденных рудах. Демидов сразу после получения разрешения, предоставил государственному надзору сведения о найденных образцах, содержащих серебро. Но специалисты дали заключение о том, что примесь серебра слишком мала и разработка рудника малоприбыльна. Это не остановило нового промышленника Сибири, он с энтузиазмом стал искать целенаправленно руду с большим количеством серебра, одновременно организовывая медеплавильное производство.
Добавить текст Вернуть оригиналОфициально, считалось, что Демидов на Алтае занимается только выплавкой меди и продажей ее государству по установленным ценам. Только все равно у Берг-коллегии было подозрение, что Демидовы секретно добывают серебро. Многочисленные проверки не подтверждали эти предположения.
Добавить текст Вернуть оригиналСреди демидовских мастеров не было специалистов, способных работать с полиметаллическими рудами Алтая, включая и серебряную руду. По этой причине Прокофий Демидов заключил контракт с иностранным мастером Христофором Моллином. В одной из исторических книг написано, что Демидову удалось в Екатеринбурге найти специалистов, которые смогли профессионально выполнить анализ образцов руды и выяснить, что колыванские медные руды с демидовских рудников богаты серебром.
Добавить текст Вернуть оригиналНаконец-то сбылась мечта Демидовых, они приступили к выплавке алтайского серебра в промышленных масштабах. Сохранились документы, подтверждающие выплавку серебра на Невьяновском заводе. Демидов решил сделать очень продуманный шаг: он подарил императрице Елизавете серебряный слиток, в изготовлении которого использовалась алтайская руда и обратился, казалось бы, с необычной просьбой, чтобы его заводы со всеми рабочими были в ведении исключительно императрицы.
Добавить текст Вернуть оригиналЭто позволило Демидовым продолжить плавку серебра, золота, меди и свинца без надзора и под покровительством самой царицы. И императрица пошла навстречу знаменитому уральскому промышленнику, поскольку знала, что их работа представляла огромную важность для экономики всей страны.
Добавить текст Вернуть оригиналСпустя столетия, этот шаг российской императрицы превратился в обвинение Акинфия Демидова в преступлении по незаконной и неконтролируемой, со стороны государства, плавке золота и серебра из руд алтайских рудников. В настоящее время во всех изданиях указывается на выплавку Демидовым огромного количества серебра, как несомненный факт. Выплавка, якобы, происходила в башне Невьяновского завода. А поскольку сбыть такое количество серебра Демидовым было невозможно, что из слитков стали чеканить монеты, которые сами по себе являлись, как бы сегодня сказали, ликвидным товаром. Многие исследователи тайн семьи Демидовых, доказывают, что чеканка монет приносила династии уральских заводчиков огромный доход.
Добавить текст Вернуть оригиналНо Елизавета Петровна не сдержала своих обещаний в отношении Демидовых и принудительно выкупила (читайте, отняла) у наследников Акинфия Демидова Колываново-Воскресенские заводы в 1747 году. Но это официально, вроде бы выкупила, а на самом деле никаких денег за изъятые в пользу казны успешных алтайских предприятий, наследники Демидова не получили. Правомерность такого изъятия, подтвердила и Екатерина II, к которой обратились наследники знаменитой династии уральских промышленников. А причиной стало утверждение, что за двадцать лет работы предприятий Демидов выплавил тайно огромное количество золота и серебра, чем обогатил династию, поэтому ни на какую компенсацию они не могут претендовать.
Добавить текст Вернуть оригиналПри передаче завода государству, в его кладовых нашли более двух пудов неочищенного серебра, около двухсот пудов серебросвинцового полуфабриката.
Добавить текст Вернуть оригиналМенее чем за полвека на необъятных просторах уральской земли Демидовыми построено более 25 железоплавильных и доменных заводов. Предприятия стали катализатором развития горнорудного и обрабатывающего дела на всем Урале и на европейской части России.
Добавить текст Вернуть оригиналМенее чем за пол века на необъятных просторах уральской земли Демидовыми построено более 25 железоплавильных и доменных заводов. Предприятия стали катализатором развития горнорудного и обрабатывающего дела на всем Урале и на европейской части России.
Добавить текст Вернуть оригиналСамой известной личностью среди Демидовых был Акинфий. Он отличался деловой хваткой, высоким уровнем работоспособности, сильной волей и властным характером. Благодаря всем этим качествам, Акинфий сумел стать крупнейшим горнозаводчиком, землевладельцем и богатейшим человеком государства.
Добавить текст Вернуть оригиналКонечно, о баснословном богатстве Демидова ходили легенды. Так в Невьянске рассказывали, что однажды Демидов проиграл большие деньги столичному чиновнику в карточной игре. Чтобы быстро погасить долг, он сбегал в подвал башни и принес совершенно новые, даже немного теплые серебряные рубли.
Добавить текст Вернуть оригиналНижнетагильцы хранят свою легенду о демидовских богатствах. Говорят, был на Черном озере небольшой остров, на нем стоял каменный дом. В доме том работали плавильные печи. Очевидцы видели, что ночью из трубы этой таинственной избы вырывалось пламя. В доме чеканили монеты беглые каторжники. Со временем, остров исчез под водой Черноисточинского пруда.
Добавить текст Вернуть оригиналЕще одну легенду об Акинфии Демидове рассказал писатель Евгений Федоров в своем произведении «Каменный пояс». Однажды Акинфий Демидов был приглашен императрицей Анной Иоановной за карточный стол, для участия в любимой ею игре. Демидов делал вид, что не замечает, как императрица мошенничает в игре, подкладывая во время ставки все больше серебряных рублей. Проиграл знаменитый уральский заводчик много. Императрица, радуясь огромному выигрышу, лукаво спросила Демидова какими деньгами он рассчитывается: государственными или своими? На что находчивый заводчик ответил, что все, что есть у него, принадлежит государыне7.
Добавить текст Вернуть оригиналМожно предположить, что Демидовы занимались тайной чеканкой серебряных монет, так как Демидовы в короткий срок стали невероятно богаты, а также имели широкие возможности для такой деятельности.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Используя исторические факты, приведите аргументы, подтверждающие, что экономическая политика Петра была во многом обусловлена участием России в Великой Северной войне.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1719 г. была издана «Берг-привилегия», по которой любому человеку предоставлялось право искать и перерабатывать полезные ископаемые. Условием была плата «горной подати» государству (1/10 стоимости добычи) и 32-й доли владельцу земли, где были найдены залежи руды. Это позволило обеспечить военную промышленность необходимыми ресурсами.
Добавить текст Вернуть оригиналПри Петре I активно строились военные мануфактуры на Урале, в Туле, Сестрорецке, где делали пушки, ядра, гранаты, ружья, штыки, якоря, сабли. Уже в 1702 г. Россия полностью прекратила импорт оружия. При Петре было отлито более 20 тыс. пушек.
Добавить текст Вернуть оригиналЕще в конце XVII в. Петр I инициировал создание кумпанств для постройки кораблей Азовского флота. А после их упразднения был введен единый государственный налог на снаряжение и содержание кораблей.
Добавить текст Вернуть оригиналСоздавались суконные мануфактуры для пошива обмундирования.
Добавить текст Вернуть оригинал5. С помощью дополнительных источников проведите исследование и напишите краткое эссе «Роль Петра I в создании российского флота».
Добавить текст Вернуть оригиналНеудача первого азовского похода наглядно показала царю Петру, что без сколько-нибудь сильного флота приморскую крепость взять нельзя, Петра I не испугала задача построить флот на сухопутье, в Воронеже, за 1.200 верст от моря; в одну зиму достаточно сильная флотилия была готова, снаряжена и по Дону, среди бесчисленных трудностей в борьбе с мелководьем, мелями и перекатами, проведена к морю. Это гигантское предприятие одно могло бы составить славу человеку, и только позднейшие, еще более славные дела как-то заслонили в наших воспоминаниях это знаменитое возникновение морского флота на суше.
Добавить текст Вернуть оригиналКогда Петру I указывали на почти невыполнимые трудности держать флот на чуждом совершенно море, где не было ни одной своей гавани, он отвечал, что «сильный флот сам найдет себе гавань». Можно думать, что Петр, овладев Азовом и решив строить большие корабли в Таганроге, рассчитывал разговаривать с турками о мир не на Пруте, стесненный их полчищами, а на Босфоре, где его корабли грозили бы своими пушками султанскому дворцу.
Добавить текст Вернуть оригиналПравда, иностранные посланники доносили своим правительствам, что большая часть кораблей азовского флота годна лишь на дрова; корабли первой постройки, срубленные среди зимы, из мерзлого леса, в большинстве случаев неопытными и плохими кораблестроителями, действительно, были не важны, но Петр I делал все, чтобы азовский флот явился настоящей морской силой, и, надо признать, этого он достиг. Царь сам работал не покладая рук. На смену малознающих голландских корабельных мастеров для строительства флота Петром I были выписаны сведущие англичане, к ним пристали подучившиеся свои, из тех, что вместе с царем изучали кораблестроение в Голландии и Англии, как Гаврила Меншиков и Федосей Скляев, которого Петр очень ценил, как корабельного инженера.
Добавить текст Вернуть оригиналВозникали арсеналы и портовые мастерские в Воронеже, Азове и Таганроге. Турки очень обеспокоились и приложили все усилия, чтоб не дать ходу «морской затее» царя. Но ничего не могли сделать, пока случайная прутская катастрофа Петра I не погубила нашего азовского флота.
Добавить текст Вернуть оригинал1-го августа 1711 г. генерал-адмирал Апраксин, находившийся при флоте, стоявшем в Таганрогской бухте, под командой адмирала Крюйса, получил царский указ, которым повелевалось: «В силу трактата, через сиятельнейшего Магмет-пашу с его султанским величеством заключенного, город Азов с землями его области, взятыми в прошлой войне, отдать обратно туркам, а новопостроенные укрепления разорить». В начале 1712 г. это и было исполнено. Мелкие суда азовского флота отвели вверх по Дону до Черкасска, корабль «Шпага», по ветхости его, сожгли, а четыре новых хотели было провести вокруг Европы на Балтийское море, но турки отказали в пропуске; тогда Петр продал эти суда со всем их вооружением и такелажем за хорошую цену туркам. Так кончил свое существование азовский флот Петра Великого, стоивший России громадных жертв людьми и деньгами. Но если пропал он, то не пропали тот опыт, те знания, которые приобретались при постройке его, а экипаж азовских судов дал хорошие, уже готовые к своему делу кадры моряков, которым пришлось действовать и создавать новый флот России на волнах менее приветливого, но обладавшего более широкими воротами в океан Балтийского моря.
Добавить текст Вернуть оригиналРусские суда петровского флота строились по лучшим английским и голландским чертежам. Сам прекрасный знаток кораблестроительного дела, Петр умело приспособлял избранные модели при постройке своих судов к особенностям тех вод, где им предстояло плавать; в общем, суда флота Петра I были построены красиво и смело, но они не отличались крепостью; происходило это от дурного качества материала, неопытности рабочих, от дурной системы крепления, а главное – от той быстроты постройки, которая вызывалась не столько лихорадочной нетерпеливостью Петра, жаждавшего видеть свой флот на воде, сколько от необходимости иметь его для отпора шведам. Петровские суда этого времени не могли глубоко сидеть в воде, потому что на пути из верфей в море им предстояло проходить столько мелких мест, что при глубокой осадке они могли и не попасть в море.
Добавить текст Вернуть оригиналОтдаленность от моря верфей по Свири и Сяси, трудность провода оттуда судов по бурному Ладожскому озеру и через мели и пороги Невы заставили Петра позаботиться об устройстве кораблестроения в Петербурге. Уже 5-го ноября 1704 г. приступили к постройке обширного адмиралтейства русского флота, заложенного на том месте, где теперь возвышается красивая башня и шпиль с корабликом Главного Адмиралтейства. К зиме 1705 г. адмиралтейство было уже обнесено валом со рвом и палисадом, с бастионами, обращенными к Неве и вооруженными корабельными пушками. Внутри адмиралтейства были воздвигнуты 53 амбара для хранения разных флотских припасов.
Добавить текст Вернуть оригиналВся эта громада зданий, кораблей, пушек, якорей, оружия, запасов выросла по воле Петра I в какие-нибудь десять-пятнадцать лет в безлюдном и болотистом краю, во время непрерывной войны.
Добавить текст Вернуть оригиналЗаботы Петра о создании и обучении личного состава флота начались еще в 1697 г., когда были отправлены три партии стольников в Венецию и четвертая в Англию и Голландию. В 1699 г. эти стольники вернулись, и царь сделал им экзамен в Воронеже. На корабле, стоявшем на якоре, делали стольники «экзерцицию» «к великому удовольствию его величества и всех бояр»; но экзамен из морских наук, сделанный самим Петром, выдержали сколько-нибудь удовлетворительно всего четверо; вообще из этой первой посылки вышло для флота мало хороших моряков; более удачна была «посылка» в 30 человек, отправившихся вместе с царем в Голландию и Англию8. Петр создавал флот от корабля до тех, кто будет на нем.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, роль Петра I в создании российского флота бесценна, так как он и есть создатель его.
Добавить текст Вернуть оригинал