Вопросы и задания для работы с текстом материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
1. В чём выразилась унификация управления на окраинах империи во второй половине ХVIII в.? Были ликвидированы оставшиеся элементы вольностей и привилегий национальных территорий, вошедших в состав России. Были унифицированы и приведены в соответствие с российскими законами органы управления и административно-территориальное деление Новгородской земли, Смоленска, Прибалтики.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Назовите основные этапы формирования кубанского казачества.
1) Формирование Войска верных черноморских казаков (1787-1788 гг.)
Добавить текст Вернуть оригинал2) Получение черноморскими казаками земель на Кубани после окончания Русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Каким образом российское правительство привлекало иностранцев для заселения малонаселённых территорий?
В 1762-1764 гг. Екатериной II были изданы два манифеста. Первый – «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им права» - призывал иностранных подданных переселяться в Россию, второй определял перечень льгот и привилегий для переселенцев. Переселенцам предоставлялись кредиты на обзаведение хозяйством, большие земельные наделы и налоговые льготы, обеспечена свобода вероисповедания. В Новороссии поселенцам отводились в вечное и потомственное владение удобные земли, назначалось денежное жалованье и предоставлялись права на беспошлинную торговлю.
Добавить текст Вернуть оригиналГреческим и армянским переселенцам из Крыма в Азовскую губернию предоставлялись на новом месте земли и дома, а также освобождение на 10 лет от всех государственных податей и повинностей.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Каковы были основные направления религиозной политики Екатерины II? В чём она отличалась от политики предшествующего периода?
Добавить текст Вернуть оригинал1) Распространение православия.
2) Предоставление прав старообрядцам.
3) Установление религиозной толерантности.
Добавить текст Вернуть оригиналГлавное отличие заключается в веротерпимости и проведении политики религиозной толерантности.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Какую функцию в реализации религиозной политики государства выполняла «Новокрещенская контора»? Узнайте, существовал ли её аналог до правления Екатерины II.
Добавить текст Вернуть оригинал«Новокрещенская контора» занималась распространением православия и русификацией нерусских народов Поволжья и Приуралья. «Новокрещенская контора» была основана еще при Анне Иоанновне в 1740 году.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Какие цели преследовало правительство, разрешив деятельность ордена иезуитов в России? Были ли они достигнуты?
Российское правительство надеялось, что иезуиты, недовольные акты папы римского о запрете их ордена, развернут антипапскую пропаганду. Это должно было способствовать ослаблению позиций в западных областях империи Греко-католической (униатской) церкви. Но этого не произошло, и правительство предприняло собственные шаги по укреплению авторитета православия на западных территориях.
Добавить текст Вернуть оригинал7. В чём проявлялась «политика сотрудничества» с мусульманским населением России, провозглашённая Екатериной II?
«Политика сотрудничества» с мусульманским населением заключалась в том, что российское правительство проводило толерантную политику взамен на подчинение мусульманского населения. Мусульманам было разрешено строительство мечетей, в школах преподавались восточные языки и изучался Коран. Мусульманам был разрешен прием на военную службу и присвоение офицерских званий, что давало возможность получить дворянство.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Каким образом практика введения «черт оседлости» для иудеев характеризует политику Екатерины II по отношению к этой группе населения?
Добавить текст Вернуть оригиналВведение «черты оседлости» для еврейского населения говорило о пренебрежительном отношении Екатерины II в отношении данной группы населения.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 37
Работаем с картой
1. Покажите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи при Екатерине II. Оцените (примерно), насколько это увеличило территорию России.
Добавить текст Вернуть оригиналПрисоединенные территории закрашены желтым цветом, указаны годы присоединения. Территория Российской империи увеличилась примерно на четверть.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Покажите на карте территорию расселения казачества.
Территория расселения казаков закрашена зеленым цветом, зеленая штриховка – место расселения кубанских казаков.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Покажите территории Российской империи, на которых значительное влияние имела униатская церковь
Территории, где значительное влияние имела униатская церковь, закрашены синим цветом.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 37
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя Интернет, соберите информацию об ордене иезуитов и его деятельности в России в ХVIII – ХIХ вв. Оцените цели иезуитов и способы их достижения.
Добавить текст Вернуть оригиналЗнакомство русских с орденом состоялось в XVI веке. При Иване Грозном Московию посетил иезуит Антонио Поссевино, преследуя откровенно прозелитические цели. Свое особое представление об ордене имело российское духовенство. В римской иезуитской школе, скажем, учился архиепископ Феофан (Прокопович), ставший позже одним из ближайших сподвижников Петра I.
Добавить текст Вернуть оригиналВо время путешествия по Европе в 1697–1698 годах общался с иезуитами и сам русский царь-реформатор. Он даже отчасти подпал под их влияние. Боярин Борис Шереметев, виднейший деятель петровского царствования, будущий фельдмаршал, был принят папой Римским Климентом XI и, согласно этикету папского престола, целовал туфлю понтифика.
Добавить текст Вернуть оригиналПолитические интересы русского монарха, надежды на поддержку папы и союзничество с Австрией, где иезуиты обладали значительным влиянием, распахнули ордену двери в Россию. В 1707 году Общество Иисуса, помимо окормления местных католиков, открыло в Москве школу для мальчиков, и никто из местных не мог соперничать с иезуитами в деле преподавания. «Их излюбленным правилом было: работать возможно больше и говорить возможно меньше; делать дело и молчать» (РС. Т. 136. 1908. С. 382). Бояре отправляли в ту школу своих сыновей. Апраксины, Лопухины, Головины – «птенцы гнезда Петрова» – набирались в юности ума под началом католических монахов. Обучались геометрии, немецкому языку и другим премудростям. Один из выпускников школы даже вступил в Риме в орден иезуитов. Для простого народа иезуиты устраивали церковно-театральные зрелища – мистерии. Авторитет католиков рос. «Многие из русских расточали им похвалы» (Там же. С. 384).
Добавить текст Вернуть оригиналНо в 1719 году, с переменами во внешней политике России, Петр приказал выслать иезуитов из страны, видя в их лице не вполне контролируемую силу. Вопрос о пастырях для российских католиков тоже разрешили: иезуитов сменили капуцины, не имевшие связей с Австрией, к которой Петр относился к этому времени уже враждебно. В Петербурге иезуитам дали на сборы 24 часа. Не церемонились с ними и в Москве. Здание, где они жили, окружили 60 вооруженных солдат. Начался обыск, завершившийся конфискацией всех бумаг. Затем, на виду безмолвных блюстителей закона, на дом напали простолюдины, разграбив его до основания. К границе их повезли окольными путями, на остановках заточали в тюремные казематы. Обращение было грубейшим. Лишь вне Руси они вздохнули свободно.
Добавить текст Вернуть оригиналЕкатерининский ренессанс
В XVIII веке обстоятельства не благоприятствовали иезуитам. В 1773 году по желанию правительств Испании, Португалии и Франции папа Климент XIV распустил орден, издав соответствующую буллу. Свой запрет он хотел распространить и на Россию, в пределах которой в связи с разделами Польши оказалось немало представителей Общества Иисуса. Но самовластная Екатерина II сочла это вмешательством в дела империи.
Добавить текст Вернуть оригиналГенерал ордена Габриэль Грубер пользовался особым расположением императора Павла I. Гравюра Душана Коцмута |
Условием пребывания иезуитов в России она назвала их гражданскую верноподданность, оставив их в стране ради развития образования в Белоруссии – «для воспитания тамошнего юношества», как писала сама императрица (Сборник Императорского русского исторического общества /СИРИО/ Т. 1. С. 489). Однако поставила их деятельность строго в рамки российских законов.
Добавить текст Вернуть оригиналСоздав в 1774 году в Белоруссии католическое епархиальное управление, монархиня подчинила иезуитов католическому архиепископу Станиславу Сестренцевичу, преданному интересам России. Это означало, что орден не станет государством в государстве. При этом, как свидетельствовали современники, иезуиты «приискивали непрестанно уклониться от зависимости архиерейской» (Русский архив /РА/. 1870. № 10. Стб. 1748). Таким образом, Общество Иисуса продолжало действовать. И новый папа Пий VI вынужден был с этим смириться, приобретя, впрочем, в лице иезуитов опасных для себя врагов, как утверждал князь Михаил Оболенский (СИРИО. Т. 1. С. 423).
Добавить текст Вернуть оригиналЦентром деятельности иезуитов в Российской империи стал Полоцк. Здесь находился их знаменитый коллегиум – закрытое среднее учебное заведение. Действовали и другие иезуитские школы. Для этого имелась хорошая материальная база. Сверх прочего иезуиты владели в России фабриками и заводами. Императрица разрешила иезуитам обосновываться в разных местах империи. Все священнические места в католических приходах в Петербурге стали принадлежать представителям этого ордена.
Добавить текст Вернуть оригиналЕдва ли не лучшей порой для иезуитов было царствование Павла I: монарх благоволил к ним, согласился на открытие их миссий едва ли не повсюду, так что иезуиты появились даже в Сибири. Ходил анекдот, что Павел желал поставить тогдашнего их российского главу Габриэля Грубера президентом Совета по делам… артиллерии. Правда, тот отказался. По свидетельству графа Федора Толстого, генерал ордена Грубер пользовался особым уважением в Петербурге. «Известный тогда во всем свете глубокой, обширной ученостью и громадным умом», он слыл знатоком физики, химии, астрономии и других наук. При этом был «большой политик», «отличался прямым характером, был справедлив и добродушен». «При обширных занятиях, сопряженных с его саном, при занятиях науками, Грубер любил художества, был хорошим миниатюристом на слоновой кости» (РС. Т. 7. 1873. С. 27, 41). Наконец, в 1801 году папа Римский разрешил своей буллой деятельность Общества в России. Казалось, оно прочно вошло в отечественную жизнь. Имена известных иезуитов стали едва ли не нарицательными. «Патером Грубером» назвал героя войны 1812 года генерала Ермолова великий князь Константин Павлович (РА. 1884. № 6. С. 279).
Добавить текст Вернуть оригиналОбвинения в прозелитизме
Образцовая организация иезуитских школ не вызывала сомнений. В Петербурге действовал иезуитский коллегиум под управлением Габриэля Грубера. Помимо прочего там преподавали политическую географию, античную литературу, гражданскую и военную архитектуру, математику, астрономию, физику, психологию, гражданское и государственное право, живопись, музыку, танцевальное искусство. Это означало, что из учебного заведения выходили блестяще образованные люди. Здесь учились представители известнейших дворянских родов: Одоевские, Ростопчины и др.
Добавить текст Вернуть оригиналБольшой авторитет приобрел также пансион, открытый в Петербурге в 1803 году. Считающийся иезуитским, он был аристократическим учебным заведением. Его содержал знаменитый аббат Шарль Николь (1758–1835). Здесь получили образование не только выходцы из католических семей, но и многие представители русской золотой молодежи: Голицыны, Нарышкины, Орловы и др. У каждого воспитанника пансиона, число которых не превышало одновременно 33 человек, была отдельная комната. Обучение шло на французском языке. «Вера не препятствует знанию» стало главным постулатом преподавателей-иезуитов, как и индивидуальный подход к учащимся.
Добавить текст Вернуть оригиналСледует заметить, что прозелитические цели подобных учебных заведений не афишировались. «Иезуиты вели себя так осторожно, что их нельзя было не только обвинить, но и заподозрить в пропаганде… хотя впоследствии некоторые из русских учеников оказались католиками… переход их к Римской церкви совершался как бы сам собою…» – вспоминал Осип Пржецлавский (РС. Т. 66. 1890. С. 160).
Добавить текст Вернуть оригиналПолоцкий коллегиум в XVIII веке был центром педагогической деятельности Общества Иисуса в империи Романовых. Рисунок Дмитрия Струкова |
Обращение в католицизм происходило и за пределами учебных заведений. Иезуиты находили подход ко многим: умели и утешить человека, и ободрить его. Тогда как Российская православная церковь «благодаря невежественным и некультурным служителям ее внешне производила отталкивающее впечатление на людей чувствительных», писал дореволюционный историк Казимир Валишевский (Цит. по: Мемуары графини Головиной… // Русские дневники, письма, воспоминания. М., 2000. С. 34).
Добавить текст Вернуть оригиналДошло до того, что католиком стал племянник синодального обер-прокурора Александра Голицына. Перешли в католичество и другие представители знати: князь Петр Голицын, княгиня Александра Голицына, княжна Елизавета Голицына, ставшая католической монахиней, граф Григорий Шувалов, тоже принявший монашество, князь Андрей Разумовский, княгиня Елизавета Гагарина, графиня Варвара Головина, Наталия Нарышкина, сын знаменитого генерала Петр Ермолов, Владимир Печерин, Михаил Лунин и др. Число перешедших в католицизм явно недооценивается, ведь от прозелитов «требовали», чтобы те «сохраняли в тайне свое отступничество» (Исторический вестник /ИВ/. 1899. Январь. С. 48).
Добавить текст Вернуть оригиналОбратно в православие прозелиты, как правило, не возвращались. Исключением стал богослов Степан Джунковский. Порвав в 1865 году с орденом иезуитов, где был активным деятелем, он неожиданно женился и, вообразив себе возможную месть иезуитов, решил спасаться в России (РС. Т. 107. 1901. С. 552).
Добавить текст Вернуть оригиналКак бы то ни было, образовательные проекты иезуитов получали широкое признание. В 1811 году упоминавшийся выше синодальный обер-прокурор Александр Голицын подал записку монарху о преобразовании Полоцкого коллегиума в академию, что вскоре и осуществилось, причем академия получила университетские права.
Добавить текст Вернуть оригиналНо иезуиты имели сильных противников – верхушку православного духовенства, решительно выступавшего против прозелитизма. Не жаловал их и Сестренцевич, утверждая, что они во все времена отличались «едиными только ухищренными намерениями и пронырствами» (РА. 1870. № 10. Стб. 1767). Архиепископ пытался удалить иезуитов из столицы, но те находили себе сильных покровителей. Иезуиты отвечали Сестренцевичу «взаимностью».
Добавить текст Вернуть оригиналНекоторые недоброжелатели готовы были вешать на иезуитов всех собак. Скажем, внимание ордена к графине Варваре Головиной объясняли большим состоянием графини. Впрочем, это свойственно не только католическим духовникам. Разве не обхаживают состоятельных верующих православные монахи?
Добавить текст Вернуть оригиналВ царствование Александра I в «разоблачении» деятельности Общества Иисуса в России участвовал и высокопоставленный синодальный чиновник Константин Сербинович, воспитанник, кстати, полоцких иезуитов. Но разоблачения были неубедительны. «При таком состоянии нашей учености можно ли вступать в полемику с иезуитами», – размышлял протоиерей Иоанн Рождественский (РС. Т. 106. 1901. С. 292).
Добавить текст Вернуть оригиналНаконец, указами от 1815 и 1820 годов иезуиты были высланы из всех городов России, с которой расстались свыше 600 членов ордена. Учебные его заведения были закрыты. Имущество, оцененное в 3 млн руб., стало казенной собственностью. На место высланных выписали других монахов – доминиканцев20.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Найдите в Интернете материалы по истории кубанского казачества ХVIII – ХIХ вв. На их основе напишите эссе (в тетради) о повседневной жизни кубанских казаков.
Добавить текст Вернуть оригиналБольшая часть современных казачьих поселений Кубани возникла в конце XVIII и в течение XIX вв. при освоении новых земель. Черноморские станицы (северная и северо-западная часть края) заселялись в основном украинским населением, а линейные станицы (восток и юго-восток края) – русским населением. Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивались прямыми и широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине. Селения окружались рвом и земляным валом. С 1809 г. курени стали называться куренными селениями, а с 1842 г. – станицами, как и в других казачьих войсках России. Линейные станицы не отличались строгой планировкой.
Добавить текст Вернуть оригиналДомостроение – важный элемент традиционной народной культуры, при закладке и строительстве жилья были специальные обряды. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение, приглашались на новоселье участники строительства. Внутреннее убранство казачьей хаты – интерьер кубанского жилища был в основном одинаков во всех районах Кубани. В хате находились две комнаты (великая и малая). В малой находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой комнате стояла мебель на заказ: шкаф для посуды, сундук, комод для белья. Центральным местом в хате был «Красный угол» – «Божница». «Божница» украшалась вышитым рушником и бумажными цветами вокруг иконы. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священные или обрядные значения. Также в станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши – четырехскатные под камышом или соломой. В линейных станицах жилища чаще всего – деревянные. На стенах висели фотографии – традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники. Фотографировались в каждой казачьей семье и старались сделать снимок на память.
Добавить текст Вернуть оригиналОдежда. Казачья одежда различалась типами костюмов казаков, сложившимися у запорожцев и в Донском войске. Сначала Черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 г. была утверждена единая форма черноморцев – шаровары и куртка из синего сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. К середине XIX в. казачья форма черноморцев и линейцев была унифицирована и утвердилась единая форма: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой – бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Во второй половине XIX – начале XX вв. стало обычным ношение мундира. Женская одежда различалась у казачек, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты – «кохточки».
Добавить текст Вернуть оригиналСемейный и общественный быт. В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX в. предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения – «вдов, девок», семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт. В силу особого социального положения казачества и специфического уклада его жизни семьи на Кубани были большими. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в течение месяца в военных лагерях. При достижении юношей 21 года он поступал на четырехлетнюю срочную службу, по завершении которой казака приписывали к полку, и до 38 лет он должен был участвовать в трехнедельных ежегодных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные смотры. Все это требовало много времени и сказывалось на состоянии хозяйства казачьих семей.
Добавить текст Вернуть оригиналСвободное время станичники проводили в «беседах», на «посиделках». Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний. Казаки широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники. Большую роль в казачьих семьях играли женщины. Так как главной обязанностью казака была военная служба, казачья семья во многом держалась на женщине-казачке, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала детей.
Добавить текст Вернуть оригиналФольклор. Своеобразие происхождения кубанского казачества (от украинского и русского) определило особенности его фольклора. У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика. В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков. В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.
Добавить текст Вернуть оригиналПрикладное искусство. Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометрическими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, лозоплетение, рушники. Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже. Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников – подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.
Добавить текст Вернуть оригиналКубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгеры. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла.
Добавить текст Вернуть оригиналГончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.
Добавить текст Вернуть оригиналОдним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки казаки изготавливали из лозы. Рушники – традиционный элемент кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали гладью или крестом21.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Используя краеведческие материалы, сделайте презентацию о жизни одной из религиозных общин на территории вашего района в ХVIII в.
Добавить текст Вернуть оригиналПоложение старообрядцев в Санкт-Петербурге при Екатерине II.
Добавить текст Вернуть оригиналПри Екатерине II положение старообрядцев улучшилось – Екатерина смотрела на них, в первую очередь, как на порядочных верноподданных, а потому на лояльность к своей власти она отвечала благосклонностью. В ее правление в столице появилось сразу несколько старообрядческих центров: с 1762 года федосеевцы стали собираться в доме купца И. Ф. Долгова за р. Фонтанкой близ Симеоновского моста; филипповская моленная была устроена в 1867 году купцом Ф. Ф. Косцовым при въезде в город у Семеновского моста; в 1877 г. федосеевцы получили землю для устроения кладбища в районе р. Волковки, где тем же Косцовым была устроена мужская богадельня, которую в 1807 году дополнила и женская; в 1792 году на уже упоминавшемся Малоохтинском кладбище поморцами была построена каменная моленная. Однако нужно сразу оговорить, что граница города в 1760-70-х годов проходила по реке Фонтанке, или, во всяком случае, городские постройки за Фонтанкой считались далекой окраиной города, т.е. все эти центры располагались практически за городом.
Добавить текст Вернуть оригиналПолитика императора Павла в отношении старообрядцев повторяла политику матери. Указом от 12 марта 1798 года старообрядцам было разрешено строить церкви во всех епархиях. Этот указ коснулся и Санкт-Петербурга – рядом с уже имевшейся богадельней на Волковом поле был выделен участок для кладбища, на котором федосеевцы сразу построили часовню. Однако на этом крупные успехи старообрядцев в столице кончились. Ибо с именем Павла связано введение единоверия22.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Напишите в тетради в виде отдельных пунктов характерные черты национальной и религиозной политики Екатерины II.
1) Унификация управления на окраинах империи.
Добавить текст Вернуть оригинал2) Ликвидация украинского гетманства.
3) Формирование кубанского казачества для охраны южных границ Российской империи.
Добавить текст Вернуть оригинал4) Привлечение иностранцев в Россию.
5) Установление религиозной толерантности при сохранении определенных политических ограничений для неправославных этнических групп.
Добавить текст Вернуть оригинал