Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение на тему «Культура и традиции малых народов», в котором расскажите об одном из малых народов Севера, Сибири или Дальнего Востока России.
Добавить текст Вернуть оригиналШорцы.
Еще в первой четверти прошлого века всех шорцев - абинцев, каларцев, каргинцев и некоторые другие этнические группы - называли тадар-кижи (или татар-кижи). В переводе на русский это означает «человек-татарин». Российские власти в свое время не захотели глубоко вдаваться в этнические нюансы этой народности, поэтому одним махом во всех официальных документах многие тюркоязычные народности Южного Кузбасса «зачислили» «шорцами» - так было проще вести отчеты. В шорцы попали даже мрасские и кондомские татары.
Добавить текст Вернуть оригиналШорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи — у алтайцев и хакасов он примерно такой же. А вот по культуре шорцы все же ближе к чулымцам.
Добавить текст Вернуть оригиналОсновные поселения шорцев расположены в бассейне реки Томь, в среднем ее течении. К началу XX века все эти люди официально считались православными, хотя на самом деле информация не соответствовала действительности, так как многие шорцы даже не скрывали, что сохраняют свои традиционные верования и обычаи, унаследованные от предков. Они почитали верховных божеств Ульгеня и Эрлика, верили в личных и родовых духов-покровителей. Посредниками между мирами духов и людей выступали шаманы.
Добавить текст Вернуть оригиналНа землях, которые сегодня являются российскими, шорцы появились давно - их эпос сформировался примерно в VI-IX веках. Тогда на тех территориях полностью господствовали тюркские племена. Угорские и самодийские — их непосредственные предки, когда-то смешавшиеся с тюркоязычными кочевниками. Русские называли шорцев кузнецкими татарами, поскольку ценили их как искусных мастеров кузнечного дела.
Добавить текст Вернуть оригиналЮжные шорцы, в основном, занимались охотой и рыболовством, также собирали в лесу кедровые орехи — постепенно собирательство превратили в промысел. А вот северные шорцы предпочитали кочевое скотоводство. Проживающие в горных районах освоили подсечно-огневое земледелие — сеяли ячмень, обрабатывая поля мотыгами. В начале XVIII века шорцы стали засевать и пшеницу, а скотоводы-кочевники постепенно переходили к оседлому образу жизни, предпочитая больше заниматься разведением крупного рогатого скота.
Добавить текст Вернуть оригиналТрадиционная одежда шорцев не отличалась особым разнообразием — все поголовно носили широкие штаны и холщовые рубахи, поверх которых надевался халат с вышитыми воротом, обшлагами и подолом. Что примечательно, зимой одежда также практически не менялась — вместо одного халата надевалось несколько, один на другой. Мужчины, как правило, надевали шапки, а женщины повязывали голову платком. Самая распространенная обувь - высокие кожаные сапоги, их носили и мужчины, и женщины. Северные шорцы проживали в так называемых улусах, южные — в аилах. Обычно каждая этническая группа образовывала небольшие поселения, состоявшие из нескольких юрт или срубленных изб с берестяной крышей. Отапливались жилища с помощью глинобитного очага, который назывался чувалом. Летом шорцы строили также и жилища-времянки — конической формы сооружения из бревен, жердей и досок. Эти «стройматериалы» прислоняли чаще всего к большому дереву, а затем крыли берестой.
Добавить текст Вернуть оригиналАгысом называлось зимнее жилище. Это уже была каркасная постройка из бревен, жердей и досок. Она представляла собой усеченную пирамиду, которую также крыли берестой или ветвями. В центре устанавливался очаг — дым выходил через крышное отверстие. Современные шорцы проживают в рубленых деревянных избах, к которым их приучили русские. Юрты используются как летняя кухня.
Добавить текст Вернуть оригиналСегодня шорцы, по большому счету так и не принявшие христианство, с удовольствием отмечают свои языческие праздники. До наших дней, например, дошел Мылтык-Пайрам — главное праздничное событие для всей народности. В этот день принято объедаться пельменями. Но смысл состоит не в том, чтобы наесться до отвала так, что дышать трудно, а в том, чтобы найти внутри пельменя некий знаковый предмет (их туда, само собой, закладывают повара), символизирующий то или иное событие, которое непременно случится в ближайшей перспективе.
Добавить текст Вернуть оригиналВесной же, 20-21 марта, отмечается день весеннего равноденствия - Чыл пазы. Это шорский Новый год. Также из глубины веков пришел праздник в честь Ольгудека — мифологического героя, прародителя всего шорского народа. К слову, шаманы до сих пор играют важную роль в повседневной жизни; никуда не делись и культы медведя, огня и гор.
Добавить текст Вернуть оригиналКак принято питаться в дни праздников? Да также, как это делали предки. Считается, что одним из самых известных национальных продуктов этого этноса является кровяная колбаса кан. Если вместо крови используется ливер, то это уже ыста — домашняя «ливерная». Шорские женщины любят и умеют готовить выпечку — пирожки с различными начинками, хворост, лепешки с мясом. Пекут они и большие пироги с начинкой — кюрмек. Но пельмени пелбен — все равно самое любимое блюдо. Лепятся они по-особенному — непременно большими, и варятся в молоке. В мясо (свинина исключена) очень часто добавляются измельченные кедровые орешки. В целом шорская кухня довольно калорийная — чуть ли не в каждом блюде используется мясо, его шорцы едят много. Есть у этого народа и свои любимые алкогольные напитки - из ячменной муки приготавливается водка аргы, также в некоторых поселениях до сих пор большой популярностью пользуется бражка абыртка38.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Используя Интернет и дополнительные материалы, подготовьте слайд-экскурсию по столице одной из республик современной Российской Федерации по объектам, связанным с национальной культурой республики.
Добавить текст Вернуть оригиналКазань – столица Татарстана.
Казанский Кремль.
Башня Сююмбике.
Мечеть Кул-Шариф
Мечеть аль-Марджани
Центр семьи «Казан»
Татарский государственный театр кукол «Экият»
Добавить текст Вернуть оригиналХрам всех религий
Параграф 32. Перемены в повседневной жизни российских сословий
Стр. 105
Вопрос в начале параграфа
Какие перемены произошли в быте основных сословий России в ХVIII в.? Что в нём оставалось традиционным?
В жилищном строительстве XVIII в. наиболее наглядно проявляются сословные различия. Высшие сословия строили себе дворцы, тогда как простые горожане и крестьяне строили дома по-прежнему деревянными. Однако именно в XVIII в. начался переход от курных изб к печам с трубами. К середине XVIII в. мода на иностранные наряды вошла в привычку, однако крестьяне продолжали носить одежду, как и раньше. Питание основной части населения оставалось традиционным. У богатого и «среднего» городского населения на столе появились завезенные из Европы новшества: сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Был нарушен главный принцип допетровской «раздельной» системы питания. Досуг высшей знати, богатых промышленников и купцов получил разнообразие в виде театров, коллекционирования произведений искусства.
Добавить текст Вернуть оригиналПопулярными стали книги, интерес к которым распространился среди мещан, мелких городских чиновников, купцов, ремесленников. Среди высших слоев общества появился интерес к путешествиям как для обучения, так и для отдыха на курортах.
Добавить текст Вернуть оригинал