Думаем, сравниваем, размышляем
1. На основании дополнительных источников напишите рассказ для интернет-издания «Один день в российском театре ХVIII в.».
Добавить текст Вернуть оригиналРоссийский театр XVIII века – уникальное явление. Театр – искусство «сиюминутное»: спектакль живет только один вечер, и даже если он идет на сцене несколько лет – каждый раз он неповторим.
Добавить текст Вернуть оригиналВо дворце дворянина Н. сегодня будет спектакль. Интересно было смотреть на афишу – объявление, на котором нарисованы главные герои с яркой подписью. Внутри зал был переполнен. И вот – начало представления. Открываются шторы. На сцене появляются герои. Сегодня на сцене трагедия «Хорев». На сцене декорации, которые переносят в мир произведения. Игра актеров интересна, необычна. Театр – интересное занятие, буду ходить еще.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Выясните, сколько зарабатывали некрепостные актёры в России в ХVIII в. Каково было их положение и как к ним относились? Результаты своего исследования запишите в тетрадь.
Добавить текст Вернуть оригиналАктеры в XVIII в. зарабатывали крайне небольшие суммы. Положение некрепостных актеров было чуть лучше, чем у крепостных. Благодаря тому, что театру покровительствовала царская семья, актеров любили и ценили за их уникальный талант. Им могли дарить целые имения, что делало их материальное положение лучше, однако много средств уходила на создание костюмов, которые зачастую не удавалось сделать из-за отсутствия средств на ткань.
Добавить текст Вернуть оригинал3. В Москве Ф. Г. Волков организовал грандиозный красочный маскарад «Торжествующая Минерва», приуроченный к торжествам в честь коронации Екатерины II. Соберите в Интернете материалы об этом событии. Сделайте презентацию-рассказ о нём.
Добавить текст Вернуть оригиналТитульный лист либретто маскарада «Торжествующая Минерва».
Добавить текст Вернуть оригиналЕкатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств, Стефано Торелли
Добавить текст Вернуть оригиналМаскарадами именовались не только костюмированные танцевальные вечера, но и масштабные театрализованные шествия. Обычно они приурочивались к какому-нибудь важному событию и выражали сценическими средствами некую государственную идею. Именно таким был маскарад «Торжествующая Минерва», венчавший коронационные празднества Екатерины II в Москве.
Добавить текст Вернуть оригиналОн начался 30 января 1763 года, в четверг, а продолжился 1 и 2 февраля, в субботу и воскресенье. Шествие было устроено на Масленой неделе и совпало с традиционными народными гуляньями, поэтому его карнавальная сторона воспринималась публикой как должное. Заранее расклеенные по городу печатные афиши разъясняли смысл представленных во время праздника масок. «По большой Немецкой… от десяти часов утра за полудни будет ездить маскарад, названный „Торжествующая Минерва“, в котором изъявятся гнусность пороков и слава добродетели».
Добавить текст Вернуть оригиналДейство было призвано возвеличить новую императрицу как справедливую правительницу, покровительницу наук и искусств. Начинался маскарад сатирическим показом дурных человеческих качеств. Актеры изображали пьянство, лень, мздоимство, мотовство, спесь, невежество. Следовавшие за ними маски представляли высокие нравственные свойства: кротость, любовь, щедрость, разум, просвещение. Заключительная часть шествия именовалась «Златым веком», в ней участвовали античные боги Зевс, Астрея, Аполлон и, наконец, Минерва, символизировавшая Екатерину. Над ней при помощи «маскарадных машин» парили Виктория и Слава37.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Найдите в Интернете и прослушайте музыку Е. И. Фомина. Напишите эссе (в тетради) на тему «Интересна ли музыка ХVIII в. нашим современникам?»
Добавить текст Вернуть оригиналЕвстигней Ипатьевич Фомин – выдающийся русский композитор. Его творчество оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской оперы.
Добавить текст Вернуть оригиналК сожалению, наши современники мало увлекаются классической музыкой. Однако для ценителей такой музыки Е. Фомин придется по вкусу. Его музыка приятна слуху, доставляет духовное удовольствие. Особенно хочется отметить целостность композиции, ее легкие приятные нотки, которые сильно отличаются от музыки Баха и Моцарта. На мой взгляд, знакомство с классической русской оперой можно начинать именно с этого композитора.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 101
Народы России в XVIII в.
Вопрос в начале параграфа
Какие перемены в жизни народов России произошли в течение ХVIII столетия?
В конце XVIII в. была введена так называемая черта оседлости для евреев, за пределами которой им запрещалось постоянное жительство. Было ограничено переселение нерусского населения в ряд городов Центральной России. Русское население осваивало территории в Приуралье, Сибири, на Дальнем Востоке, а также земли Северного Причерноморья и Крым. Украинское дворянство было уравнено в правах с русским, а украинские крестьяне стали крепостными, как и их русские собратья. Калмыки в большинстве покинули территорию Российской империи, уйдя на восток, в Китай.
Добавить текст Вернуть оригинал