Решебник по истории России 8 класс Черникова §31-32

Авторы:
Год:2021-2022-2023
Тип:учебник
Серия:история России

§31-32

Архитектура, скульптура, живопись и музыка

Стр. 274

Главный вопрос параграфа

Можно ли утверждать, что российские власти в ХVIII в. целенаправленно развивали архитектуру, скульптуру, живопись, музыку? К каким результатам это привело?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Поскольку в ХVIII в. русская архитектура, скульптура, живопись и музыка являлись частью европейской культуры, то развитие происходило без прямого вмешательства со стороны властей. Однако российские монархи неоднократно оказывали поддержку определенным проектам или деятелям искусства. В результате это привело к появлению многочисленных шедевров (например, Петергоф, Екатерининский дворец, Зимний дворец).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 275

Вопросы и задания к пункту параграфа

Каких впечатлений у зрителя и какими средствами добивались творцы в стиле барокко?

Творцы в стиле барокко пытались добиться от зрителей чувства восхищения и преклонения. Средствами достижения этой цели были повсеместная позолота, декоративные детали и общая помпезность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 276

Вопросы и задания к пункту параграфа

Вспомните, когда появился стиль барокко в Европе. Каким целям он служил? Можно ли сказать, что он выполнял похожую функцию в России?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стиль барокко появился в Европе во второй половине XVII в. Его целью была демонстрация величия и могущества государства или отдельных монархов (например, короля Франции Людовика XIV). Ту же функцию барокко выполнял и в России, поскольку своей торжественностью и помпезностью показывал силу власти и слабость простых подданных.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 279

Вопросы и задания к пункту параграфа

Как вы думаете, почему во второй половине ХVIII в. на смену барокко и рококо постепенно приходит классицизм?

Смена барокко классицизмом непосредственно связана с распространением во второй половине ХVIII в. идей Просвещения, которые во многом использовали достижения античности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 282

Вопросы и задания к иллюстрациям, схемам, картам

Как вы думаете, почему Дидро понравился его портрет кисти Левицкого?

Думаю, что Дидро понравился данный портрет, потому что Левицкому удалось передать его настроение, мечты и внутренний мир в целом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 283

Вопросы и задания к пункту параграфа

Почему главным жанром российской живописи ХVIII в. был портрет? Сформулируйте два-три объяснения.

Портрет был главным жанром российской живописи, потому что на него был стабильный спрос со стороны монархов и представителей знати, а также из-за существенного влияния со стороны Западной Европы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 284

Вопросы и задания к пункту параграфа

Как вы можете объяснить появление в России в ХVIII в. исторической живописи?

Появление в России исторической живописи, на мой взгляд, связано с развитием исторической науки в целом, и роста интереса образованных россиян к прошлому собственной страны.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 286

Вопросы и задания к пункту параграфа

Почему во второй половине ХVIII в. на смену иностранным композиторам, музыкантам и певцам в России приходят российские композиторы, музыканты и певцы? Сформулируйте три-четыре объяснения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Появление во второй половине ХVIII в. большого количества российских композиторов, музыкантов и певцов объясняется массовым изучением музыки в учебных заведениях (даже в военных), использованием традиционных народных мотивов и распространением практики учебы за границей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 286

Вопросы и задания в конце параграфа

1. Установите верную последовательность событий: постановка в Петербурге первой оперы на русском языке «Цефал и Прокрис», строительство В. В. Растрелли Зимнего дворца в Петербурге, открытие в Петербурге памятника Э. Фальконе Петру І («Медный всадник»), учреждение «Комиссии строительства столичных городов».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Правильный ответ: строительство В. В. Растрелли Зимнего дворца в Петербурге, постановка в Петербурге первой оперы на русском языке «Цефал и Прокрис», учреждение «Комиссии строительства столичных городов», открытие в Петербурге памятника Э. Фальконе Петру І («Медный всадник»).

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Как вы понимаете значение понятий и терминов: барокко, рококо, классицизм, «Комиссия строительства столичных городов», канты?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Барокко – художественный стиль, получивший популярность в XVII – XVIІI вв. и который отличался помпезностью и вычурностью архитектурных сооружений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Рококо – художественный стиль, распространенный во второй половине XVIІI в., который отличался декоративностью, лёгкостью и утончённостью архитектурных сооружений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Классицизм – художественный стиль, который был популярный в XVIІI в., и отличался использованием наследия античности (симметричности, прямых линий, колонн).

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Комиссия строительства столичных городов» – это специальная государственная комиссия, созданная в 1762 г. для разработки планов строительства российских городов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Канты – хвалебные песни, которые обычно сочинялись учениками духовных учреждений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Какие произведения русской архитектуры, скульптуры, живописи и музыки вы считаете наиболее значимыми и почему?

На мой взгляд, наиболее значимым произведением русской архитектуры является Зимний дворец в Петербурге, поскольку его можно назвать идеальным произведением, выполненным в стиле барокко.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4*. Как вы думаете, почему самым популярным жанром российской музыки в ХVIII в. была комическая опера?

Популярность комической оперы объясняется желанием российских зрителей высмеять традиционные для того времени пороки: взяточничество, лень, алчность, подхалимство.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 287

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа

Можно ли утверждать, что российские власти в ХVIII в. целенаправленно развивали архитектуру, скульптуру, живопись, музыку? К каким результатам это привело?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Поскольку в ХVIII в. русская архитектура, скульптура, живопись и музыка являлись частью европейской культуры, то развитие происходило без прямого вмешательства со стороны властей. Однако российские монархи неоднократно оказывали поддержку определенным проектам или деятелям искусства. В результате это привело к появлению многочисленных шедевров (например, Петергоф, Екатерининский дворец, Зимний дворец).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 287

Вопросы и задания к главе

1. Составьте хронологическую таблицу важнейших, по вашему мнению, достижений российской культуры ХVIII в. Свой выбор обоснуйте в таблице.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Дата Достижение Значение события
1728 г. Начало издания первого российского журнала Привело к популярности такого вида периодических изданий, как журналы.
1756 г.

Начало работы театра

Ф. Волкова

Появление в России профессионального театра.
1762 г. Завершение строительства В. Растрелли Зимнего дворца Данный шедевр стал образцом для дальнейших архитектурных сооружений в стиле барокко.
1792 г. Публикация Н. Карамзиным повести «Бедная Лиза» Появление в российской литературе сентиментализма.

2. Найдите на карте Российской империи центры развития образования, науки, искусства, литературы в ХVIII в.

Центрами развития образования, науки, искусства, литературы в ХVIII в. были Санкт-Петербург и Москва.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Найдите на карте маршруты важнейших российских географических экспедиций ХVIII в. В чём их значение?

Благодаря российским географическим экспедициям ХVIII в. стало многое известно об отдалённых и труднодоступных уголках Российской империи (например, о побережье Северного Ледовитого океана).

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Выберите любого деятеля российской культуры второй половины ХVIII в. и напишите от его имени речь (мини-сочинение) на тему «Я памятник воздвиг себе...». Отметьте, что ваш герой хотел сделать (и почему), что ему удалось (и почему), а что не удалось (и почему), чем его деятельность ценна для потомков.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Я – Герхард Фридрих Миллер, хоть и являюсь по рождению немцем, однако большую часть жизни провел именно в России и поэтому считаю её своей второй родиной. Меня всегда привлекала эта страна, её народ и территория. Поэтому устремился описать её историю и географию, а также систематизировать имеющиеся знания.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мне удалось многое. В течении 10 лет обследовал Сибирь, собрал множество информации по истории и этнографии коренных жителей Сибири, местной археологии и современному состоянию края. Также мною была начата важнейшая научная дискуссия по поводу скандинавского происхождения варягов-основателей Российского государства, которую сегодня все называют норманнской. Именно поэтому моя деятельность является особенно ценной для потомков.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Одну из них можно сформулировать так: «Развитие образования в России в ХVIII в. отвечало потребностям развития страны».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Используя свои исторические знания, приведите три аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и три аргумента, которыми можно её опровергнуть. При изложении каждого аргумента обязательно используйте исторические факты.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Аргументами в пользу данной точки зрения являются:

  Добавить текст Вернуть оригинал

а) Государство определяло те сферы, в которых развитие образования было особенно важным (например, в военной сфере);

  Добавить текст Вернуть оригинал

б) Благодаря развитию образования повышался общий культурный уровень населения России;

  Добавить текст Вернуть оригинал

в) Развитие образования в России способствовало преодолению научно-технического отставания от передовых государств Западной Европы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Аргументами для опровержения данной точки зрения являются:

  Добавить текст Вернуть оригинал

а) Образование в России имело сословный характер, т.е. большинство населения просто не имело возможности его получить;

  Добавить текст Вернуть оригинал

б) Практически отсутствовали учебные заведения для женщин;

  Добавить текст Вернуть оригинал

в) Многие российские дворяне предпочитали получать образование за границей, а не в России.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Вам поручено сделать доклад на тему «Развитие российской литературы и искусства в ХVIII в.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете его готовить.

  Добавить текст Вернуть оригинал

1) Классицизм в российской культуре.

а) Творчество А. Кантемира, В. Тредиаковского и А. Сумарокова;

  Добавить текст Вернуть оригинал

б) Особенности творчества Д. Фонвизина;

в) Творчество Г. Державина – вершина классицизма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Сентиментализм в российской культуре.

  Добавить текст Вернуть оригинал

а) Характерные черты сентиментализма;

б) Творчество Н. Карамзина.

Стр. 288

Главный вопрос главы

Как и почему развивалась российская культура в XVIII в.? Какие из её достижений актуальны для нашего времени?

В XVIII в. российская культура развивалась как составная часть общеевропейской культуры. Это связано с реформами Петра І, который всячески старался разорвать существовавшие веками русские традиции и заимствовал западные новшества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Для нашего времени актуальны архитектурные сооружения в стиле барокко, рококо и классицизма, а также литературные произведения, написанные в стиле сентиментализма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 288

Темы проектов

1. Великое — в малом: мои земляки — деятели науки, литературы, искусства, образования XVIII в.

Выдающимся земляком является Матвей Фёдорович Казаков (1738 – 1812) – талантливый архитектор, который по указанию Екатерины ІІ, фактически перестроил центр Москвы, «насытив» его крайне популярными в то время зданиями эпохи классицизма. Считается учеником и своеобразным творческим наследником другого архитектора В. Баженова. Под его началом Казаков занимался возведением Большого Кремлёвского дворца, а позже – Пречистенского дворца для Екатерины II.

  Добавить текст Вернуть оригинал

С середины 1770-х гг. Казаков уже занимался собственными проектами. С 1776 г. по 1780 г. возвел Петровский путевой дворец, который находился при въезде в Москву со стороны Санкт-Петербурга. После он взялся за сооружение здания Сената в Московском Кремле, которое сегодня является основной рабочей резиденцией Президента Российской Федерации. Также он спроектировал старое здание Московского университета (до наших дней не сохранилось).

  Добавить текст Вернуть оригинал

К числу известных произведений Казакова также можно отнести дом Дворянского собрания (ныне – Дом Союзов), отличающееся уникальной акустикой, и Голицынская больница (сегодня – Первая градская больница). К концу жизни мастер также увлекся популярной в те годы псевдоготикой. Казаков, как никто другой, умел оригинально соединять элементы древнерусской и готической архитектуры в декоре фасадов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://www.culture.ru/persons/8380/matvei-kazakov

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.architime.ru/architects/a_kazakov_m_f.htm

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://bigenc.ru/c/kazakov-matvei-fiodorovich-b16436

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Открытие страны и мира: российские путешественники XVIII в.

К неординарным и в тоже время крайне важным российским путешественникам XVIII в. относится Григорий Иванович Шелихов (1749 – 1795). По роду деятельности он был купцом и промышленником, но именно его деловая хватка и предпринимательская жилка способствовала освоению Русской Америки – Аляски. В отличие от многих сверстников и коллег, он стремился попасть в Сибирь, считая её природные богатства уникальной возможностью для собственного обогащения. Поначалу занимался скупкой и перепродажей пушнины, на чём неплохо преуспел, сколотив за короткий срок огромное состояние.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако, помимо выгоды, Шелихова с детства привлекали дальние и неизведанные земли. Его взор обратился на восток, к Тихому океану и Американскому континенту. В 1783 г. он снарядил три судна на Аляску, где была проведена основательная разведывательная работа (особенности рельефа, климат, а также настроения туземного населения). А уже 22 июля 1784 г., под руководством Шелихова, было основано первое русское поселение в Америке. Оно было основано у побережья Аляски, на острове Кадьяк.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Освоение Американского континента русскими первопроходцами происходило довольно быстро. Уже в 1786 г. количество поселений выросло до трёх. В отличие от многих чиновников из Тобольска (административного центра Сибирской губернии), Шелихов понимал колоссальное значение Русской Америки. Поэтому он всячески добивался от российской власти определенных льгот переселенцам, а также выделения материальной помощи (в Аляске чувствовалась нехватка многих инструментов, орудий труда и металлических предметов вообще). В 1788 г. его старания увенчались успехом. За заслуги перед Отечеством Шелихов был пожалован в потомственные дворяне, а также награждён золотой медалью и серебряной шпагой «за открытие островов в Восточном океане». В 1791 г. он получил право на создание «Северо-Восточной компании», которая уже после его смерти, в 1799 г. была преобразована в «Русско-Американскую торговую компанию», которой принадлежали исключительные права на колонизацию Америки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

К важным достижениям Шелихова следует отнести организацию полноценного судостроения (основал верфи в Новоархангельске и Кадьяке). Также он составил подробное описание открытых земель и островов, природы и обычаев населяющих их народов. Заботился о внедрении культуры среди индейцев и эскимосов, по его распоряжению были открыты школы для их детей. В последние годы жизни пытался установить торговые связи с Китаем и Японией. Однако реализовать эти замыслы уже попытался его зять – граф Николай Резанов, более известный по рок-опере «Юнона и Авось». Умер Шелихов в 1795 г., в Иркутске, где и был похоронен.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

http://historybiz.ru/shelihov-shelehov-grigorij-ivanovich.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://discover-history.com/explorers/Shelikov-Grigory-Ivanovich.htm

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://www.hrono.ru/biograf/bio_sh/shelihovgi.php

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.rgo.ru/ru/magadan/imya-na-karte/grigoriy-ivanovich-shelihov

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. «Во французской стороне, на чужой планете, предстоит учиться мне в университете…»: российские школьники, студенты, преподаватели, учёные на учёбе, стажировке в образовательных и научных учреждениях в XVIII в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Традиция получать образование или повышать уровень квалификации за рубежом ещё тянется со времён Петра I. В России на тот момент просто не существовало заведений, предоставляющих хорошее и качественное образование европейского уровня (Славяно-греко-латинская академия – не в счёт). И даже со временем, ближе ко второй половине XVIII в., когда появилось немало российских учебных заведений (например, Императорский Московский университет), их всё равно не хватало, чтобы охватить всех желающих. Также, вплоть до середины XIX в. среди российской знати существовал устойчивый стереотип о том, что хорошее образование можно было получить только в западноевропейских университетах.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Наибольшей популярностью среди русских студентов и тех, кто ездил на стажировку, пользовалась Германия, а в особенности – Гёттингенский и Лейденский университеты. Именно немецкие университеты на многие десятилетия вперёд считались эталоном научного знания, на основе которого шло «усовершенствование» отечественных ученых и обеспечивалось включение России в единое научное пространство Европы. Наибольшей популярностью пользовались философский и медицинский факультеты, что свидетельствовало о недостаточной базе подготовки по этим специальностям в самой Российской империи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Обучение было платным, поэтому позволить себе обучаться за границей могли только отпрыски богатых аристократических семейств, однако к концу XVIII в. начали появляться представители купеческих фамилий. Обучение происходило согласно традициям, которые уходили своими корнями в Средневековье. Сохранялись стандартные для того времени тривиум (грамматика, логика и риторика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Также большое значение предавалось изучению как классических (латыни и древнегреческого), так и европейских языков (французского и немецкого). Основной формой усвоения знаний был диспут, что способствовало проявлению инициативы среди обучающихся и формированию собственной точки зрения. Именно поэтому, со временем, российские монархи (в особенности – с начала Великой Французской революции) начали рассматривать европейские университеты не как источник знаний, а как рассадники вольнодумства, либерализма и революционности, что в целом подтолкнуло уже в начале XIX в. к созданию широкой сети собственных, российских университетов (например, Харьковского, Казанского, Дерптского), учебный процесс в которых жестко контролировался властью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://history.wikireading.ru/356117

https://studfile.net/preview/9162766/page:6/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.rulit.me/books/russkie-studenty-v-nemeckih-universitetah-xviii-pervoj-poloviny-xix-veka-read-280700-21.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Повседневная жизнь российских школьников и студентов и их преподавателей в XVIII в.

Большинство студентов указанной эпохи жили бедно. Выходцы из семей провинциального дворянства или дети ремесленников или купцов старались получить возможность учиться за средства государства. Таких называли казеннокоштными. Однако большинство все же училось за собственные средства, поэтому их называли своекоштными. Они даже одевались по-разному. Своекоштные носили по будням темно-зелёные сюртуки, а по праздникам – темно-зеленые мундиры с белым исподним платьем. Казеннокоштные одевались как попало. Позже, в конце XVIII в., была введена для всех студентов единая униформа: темно-зеленый мундир с малиновыми воротником и обшлагами и с серебряными пуговицами, украшенными гербом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Жили студенты тоже по-разному. Казеннокоштные – в общежитиях, которые тогда называли бурсами (поэтому нередко учащихся называли бурсачнёй). Своекоштные, в основном, снимали квартиры или жили у родственников. Казеннокоштные получали небольшую стипендию (2-3 серебряных рубля в месяц), которой никогда не хватало. Поэтому большинство тогдашних студентов занимались различными подработками (гешефтом). Чаще всего – репетиторством. В те годы многие дворянские семьи нанимали студентов обучать своих малолетних детей французскому и немецкому языку. Так было намного дешевле, чем платить учителям. Также некоторая часть студентов подрабатывала в театрах, исполняя различные второстепенные роли и массовку (вплоть до конца XVIII в. в российских театрах женщин-актрис не было, а женские роли исполняли мужчины, одетые в женское платье). Заниматься физической работой для студентов того времени было непринято, и даже унизительно.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Жизнь преподавателей тоже мало чем отличалась от студенческой. В отличие от преподавателей в высших учебных заведениях, учителя гимназий и народных училищ получали немного. Поэтому также нередко подрабатывали репетиторством (как говорили в то время «брали частные уроки»). Жили преподаватели, в основном, в казённых квартирах, которые находились на территории учебных заведений или неподалеку от них. В целом, учительское сообщество представляло собой закрытую корпорацию, которая представляла собой большую семью (вместе отмечали праздники, помогали друг другу, делили радости и невзгоды).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://cyberleninka.ru/article/n/universitet-i-obschestvo-studenty-moskovskogo-universiteta-xviii-nachala-xix-veka-sotsialnoe-proishozhdenie-i-byt/viewer

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.academia.edu/23980165/Повседневная_жизнь_учителей_Daily_life_of_teachers_

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.dissercat.com/content/povsednevnaya-zhizn-moskovskogo-studenchestva-1830-1890-e-gg

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://pikabu.ru/story/ot_sessii_do_sessii_kak_zhilos_studentam_do_revolyutsii_9604512

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Конкурс эскизов памятников выдающимся деятелям российской культуры (моим землякам) XVIII в.

Уроженец Костромы, Фёдор Григорьевич Волков (1729 – 1763) получил известность как основатель первого в России общедоступного профессионального театра (т.е. в нём играли не любители, а специально обученные актёры). Однако, к великому сожалению, на родине ни памятников, ни бюстов этому выдающемуся деятелю российской культуры XVIII в. поставлено так и не было.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако в Ярославле, где будущий театральный режиссер провёл свои детство и юность, есть памятник Волкову. Он расположен в Васильевском сквере на площади Волкова (более известной, как Театральная), напротив здания Российского государственного академического театра драмы имени Ф. Волкова. Он был открыт 10 августа 1973 года. Архитектором был В. Маров, а скульптором – А. Соловьёв. На нём Волков изображён в полный рост, одетым в сценический костюм. При этом его взгляд направлен на театр, а руки сложены на груди. По замыслу авторов памятника, он словно любуется своим детищем и раздумывает о его судьбе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Также Волкову посвящён отдельный барельеф на знаменитом памятнике-монументе «Тысячелетие России», который был установлен в Великом Новгороде в 1862 г. Здесь он как бы олицетворяет собой российский театр и театральное искусство в целом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://evertravel.me/ru/posts/2489-pamyatnik-fyodoru-volkovu/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://101hotels.com/recreation/russia/yaroslavl/points/monuments/pamyatnik_volkovu

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298488-d19652407-Reviews-Fyodor_Volkov_Monument-Yaroslavl_Yaroslavl_Oblast_Central_Russia.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Рисуем лирический образ: конкурс стихотворений (рэпа) о достижениях и людях российской культуры XVIII в.

Гениальному российскому учёному-энциклопедисту Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711 – 1765) посвящено множество памятников и топонимов, но мало кто знает, что ему нередко посвящали стихи и оды. Причем не только в его время, но даже в наши дни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако, наиболее красиво обобщили достижения Ломоносова Г. Державин и А. Пушкин. Первый характеризовал учёного с Цицероном и Вергилием, называя его «неподражаемым» и «бессмертным». В свою очередь, Александр Сергеевич упоминает простонародное происхождение Ломоносова (сын рыбака), упоминает о его стремлении учиться и предрекает ему судьбу «помощника царя».

  Добавить текст Вернуть оригинал

В целом, хочется лишний раз подчеркнуть выдающуюся роль Ломоносова как в отечественной, так и в мировой науке. Его вклад, воистину, является бесценным и по сей день.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-lomonosove-mixaile-vasileviche/#google_vignette

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://schoolbiblio.ucoz.ru/index/stikhi_posvjashhennye_m_v_lomonosovu/0-137

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Запечатлеть эпоху: конкурс рисунков, посвящённых достижениям российской культуры XVIII в.

Своеобразным примером изображения главных достижений российской культуры XVIII в., на мой взгляд, является картина полузабытого российского художника Антона Павловича Лосенко (1737 – 1773) под названием «Владимир и Рогнеда», работу над которой автор закончил в 1770 г. По словам искусствоведа Алексея Савинова, картина «Владимир и Рогнеда» стала «новым словом в русской живописи».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Особенность данной работы состоит в том, что она объединила в себе две ведущие тенденции в российском искусстве XVIII в. С одной стороны, ориентация на западноевропейские стандарты («Владимир и Рогнеда» является образцом популярного в то время стиля классицизма). А с другой стороны, сам сюжет картины (междоусобная борьба на Руси в 972 – 978 гг. между князем Ярополком Святославовичем и его сводным братом Владимиром Великим) свидетельствует о существенном возрастании интереса российского общества к собственной истории, в том числе и древнейшей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В целом, следует отметить, что такие тенденции (синтез западноевропейских образцов и русских национальных традиций) были характерны для культурного развития России на протяжении всего XVIII в. Именно так и формировалась самобытная светская российская культура.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://ar.culture.ru/ru/subject/vladimir-i-rogneda

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/18_19/zh_4975/index.php

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2924-vladimir-i-rogneda-anton-pavlovich-losenko-opisanie-kartiny.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Повседневная жизнь российских учёных XVIII в.

По своему социальному статусу российские учёные занимали промежуточное положение между дворянами и мещанами. Но по своему происхождению значительная часть из них принадлежали к мещанскому сословию. Научная карьера для большинства дворян выглядела непривлекательной. Жалованье профессоров и приват-доцентов было хорошим по меркам того времени и сравнимо с денежным довольствием высших офицеров (подполковников и полковников). А те, кто имели учёную степень доктора наук, получали право на потомственное дворянство.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Жили ученые, в основном, на съемных квартирах в т.н. доходных домах. Однако в случае необходимости им предоставлялась казённая жилплощадь, укомплектованная необходимой мебелью и нередко – прислугой (кухаркой, лакеем и привратником). Нередко профессора, выйдя в отставку, могли позволить себе из накопленных средств приобрести поместье с крепостными крестьянами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Неотъемлемой частью жизни российских учёных был обмен научным опытом с иностранными коллегами. Для этого российские университеты, институты и академии отправляли их в командировку в страны Европы. При этом все расходы на себя брало учебное заведение. Также практиковалось приглашение наиболее талантливых иностранных учёных в Россию на временную работу. Многие из них остались тут навсегда, обретя вторую родину (например, Г. Миллер).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://www.prlib.ru/item/1179618

https://www.prlib.ru/Great_Russia/scientists_XVIII

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://studyinrussia.ru/why-russia/traditions-of-education/scientists-and-discoveries/

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Повседневная жизнь российских писателей, журналистов, художников XVIII в.

Образ и способ жизни писателей, журналистов, художников XVIII в. был несколько схожим с российскими учёными, поскольку они также принадлежали к интеллектуальной элите Российской империи. Однако в отличие от университетской профессуры, которая в общем-то имела стабильный доход, жизнь писателей, журналистов, а в особенности – художников полностью зависела от конъюнктуры, т.е. от того был ли заказ. От того, были ли желающие заплатить за плоды их творчества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Лучше всего жили т.н. придворные писатели, художники и журналисты, т.е. получающие стабильные заказы от государства и отдельных членов императорской семьи. Жизнь таких обласканных властью людей, как Г. Державина, Б. Растрелли или В. Баженова мало чем отличалась от жизни российской аристократии того времени. Они также посещали балы, кутежи и различные увеселительные заведения, и конечно же увлекались азартными играми (прежде всего, картами).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Кардинально иной была повседневная жизнь простых писателей, журналистов, художников. Чаще всего они влачили полуголодную жизнь, перебивались случайными заработками, жили от заказа до заказа. Для таких деятелей пера и искусства было вполне нормальным съем даже не комнаты, а какого-то угла в петербургских трущобах, а также поиска любого заработка. Некоторым из них иногда улыбалась удача, однако большинству так и не удавалось подняться из социального дна.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://msupress.com/catalogue/books/book/russkaya-literatura-i-zhurnalistika-xviii-veka/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://godliteratury.ru/articles/2022/08/15/15-pisatelej-hudozhnikov

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://traumlibrary.ru/nav-18.html

10. Повседневная жизнь представителей различных сословий городского и сельского населения России XVIII в.

XVIII в. ознаменовался постепенным сближением образа жизни горожан, а в особенности – богатого купечества, с образом жизни дворянского сословия. Зажиточные купцы первой и второй гильдии, обладающие огромными доходами, постепенно также стали носить европейскую одежду, брить бороды, пользоваться предметами роскоши (например, духами или пудрой) и даже носить парики. Нормой для богатых горожан стало потребление таких неизвестных ранее напитков, как кофе и горячий шоколад, а также иностранных вин (прежде всего, французских). Также получили распространение такие развлечения как бильярд и карточная игра.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Кардинально отличалась жизнь городской бедноты. Большинство из них ютилось в т.н. доходных домах, которые специально строились для сдачи жилья в наём. При этом очень немногие могли позволить снять себе комнату или целую квартиру. Обычной нормой был съем угла для ночлега. Питались городские низы традиционной русской пищей: кашей, хлебом и щами. Многие ремесленники и мелкие торговцы посещали трактиры, а также различные «питейные заведения», коих в городах всегда было предостаточно.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Практически не потерпела никаких изменений жизнь сельского населения. Русский крестьянин XVIII в. мало чем отличался от крестьян предыдущих столетий. Петровские культурные преобразования не коснулись их. Они жили в деревянных избах с минимальными удобствами (столом и скамьями). Обязательным атрибутом такого жилища была большая печь, которая также служила местом для сна. Большая часть времени проходила в работе на барских полях или выполнении различных повинностей. Отдых или какие-либо увеселения крестьяне могли себе позволить нечасто.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://familio.media/history-and-we/kak-zhili-lyudi-raznyh-soslovij-v-rossii/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://cyberleninka.ru/article/n/povsednevnaya-kultura-rossii-xviii-v/viewer

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://www.history.nsc.ru/website/history-institute/var/custom/File/RNMKIS/015_Ankusheva.pdf

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Отражение особенностей культурного пространства Российской империи XVIII в. в русской живописи того же времени.

На мой взгляд, отражение особенностей культурного пространства Российской империи XVIII в. можно увидеть, прежде всего, в портретах. Особенно в женских. Вот взять, к примеру, «Портрет Марии Лопухиной» кисти художника Владимира Боровиковского (1757 – 1825), написанная им в 1797 г. Современные искусствоведы даже называют эту работу «русской Моной Лизой».

  Добавить текст Вернуть оригинал

В этой картине нашли свое отражение стремление российского зрителя к сентиментализму, поскольку автор стремился показать не общественный статус героини, а личные, и даже сокровенные стороны её характера. Т.е. делал акцент на чувствах и эмоциях. Также в данной работе нашло отражение использование приёмов модного в то время в Западной Европе т.н. репрезентативного портрета, т.е. окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими в полной мере раскрыть его образ.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Также картина отражала такую особенность российского культурного пространства, как ориентация на античные стандарты и наследие. Внешний вид, поза и выражение лица героини делает её несколько похожей на древнегреческие статуи. Этот факт в который раз подчеркивает сложность и многогранность русской живописи XVIII в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-russkoy-hudozhestvennoy-kultury-xviii-veka-simvoly-i-smysly/viewer

  Добавить текст Вернуть оригинал

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12177/2/Kozlova.pdf

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://arzamas.academy/materials/1468

12. Погружение в эпоху (варианты): как мы ставили спектакль по пьесе русского драматурга XVIII в.; как мы издавали журнал в стиле XVIII в.; как писали картины в стиле XVIII в. и выставлялись и что из этого получилось.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В нашем школьном театре мы ставили знаменитую комедийную пьесу Д. И. Фонвизина (1745 – 1792) «Недоросль», написанную ещё в 1783 г. Нами был сделан акцент на том, чтобы изложить слова автора максимально доступным для современного зрителя языком. В целом, это удалось. Нам удалось показать главную проблему данного произведения – изображение последствий невежества и упрямства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Особенно удачно удалось изобразить главную роль Митрофанушки (Митрофана Терентьевича Простакова), который, абсолютно не стыдился своей лени и глупости. Он не хочет учиться и посещает уроки только из-за моды на образованность. Однако успеха это не приносит. Он вырос совершенно бесполезным и даже социально опасным членом общества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В общем, следует отметить, что многие социальные проблемы XVIII в. актуальны и в наши дни. Нередко можно встретить людей, которые занимают чужое место, исключительно из-за своего происхождения, связей и богатства. Увы, таково неисправимое человеческое общество. И это очень тонко, в свое время, подметил Фонвизин.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://briefly.ru/fonvizin/nedorosl/

http://loveread.ec/view_global.php?id=3428

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://ilibrary.ru/text/1098/p.1/index.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 289

Ресурсы к главе

1. Прочитайте отрывок из указа Анны Иоанновны об учреждении Сухопутного шляхетского корпуса (1731) и ответьте на вопросы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Для чего требовалось «политическое и гражданское обучение»? Изучение каких предметов оно предполагало?

«Политическое и гражданское обучение» было необходимо, чтобы обеспечить воспитание учеников в духе преданности государству и лично монарху. Оно предполагало изучение истории, географии, юриспруденции и иностранных языков.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Рассмотрите карту. Какую роль экспедиции П. С. Палласа сыграли в развитии социальной и экономической географии в нашей стране?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Благодаря экспедиции П. С. Палласа стало известно о колоссальных природных богатствах Восточной Сибири.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Прочитайте письмо одной современницы Елизаветы Петровны, взятое из журнала «Праздное время, в пользу употреблённое», 1759 – 1760 гг., и ответьте на вопрос.

  Добавить текст Вернуть оригинал

К какому сословию принадлежит автор этого текста? Как вы это определили?

Автор данного текста относится к дворянству. Это можно определить благодаря упоминанию о внешности, благородном воспитании, обучению танцам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Прочитайте отрывок из книги К. Н. Левина «Первый борец за свободу» и ответьте на вопросы.

О характеристике какого социально-экономического явления идёт речь в этом тексте? Как вы это определили? Какое влияние оно оказало на развитие российской культуры ХVIII в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Речь идёт о крепостничестве. Это можно определить благодаря тому, что автор очень подробно и красочно описывает тяжкую жизнь крепостных крестьян. Его влияние привело к недовольству существующим положением дел многих прогрессивных людей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Прочитайте отрывок из «Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II» французского дипломата Л. Ф. Сегюра и ответьте на вопросы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Какие российские сословия (социальные группы) перечисляет автор? Как он их характеризует в сравнении с аналогичными сословиями (социальными группами) в Западной Европе?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Автор перечисляет дворянство, купечество и крестьянство. Он утверждает, что российское и западноевропейское дворянство очень схожи между собой, однако купечество и крестьянство имеют существенное различие.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Целью серии портретов «Смолянки» была демонстрация результатов обучения воспитанниц Смольного института благородных девиц. Сформулируйте два объяснения этой цели.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первым объясняем этой цели является необходимость продемонстрировать то, что женщины, как и мужчины, должны иметь возможность получить образование. Вторым является то, что среди воспитанниц Смольного института очень много талантливых и умных девушек.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам