Церковная реформа. Положение традиционных конфессий
Стр. 53
Вопрос в начале параграфа
С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?
В 1700 г. после смерти патриарха Адриана Петр не разрешил выбрать нового главу церкви, а учредил должность «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины. Монастырский приказ назначал настоятелей в обители, в исключительных случаях давал разрешения постригать в монахи или переходить в другие монастыри – только с отпускным письмом от настоятеля. В 1721 г. был издан «Духовный регламент» - закон, определявший положение церкви в государстве. Патриаршество отменялось, а для управления церковными делами создавался Святейший синод – «духовная коллегия» из нескольких епископов и других священнослужителей под надзором светского чиновника – обер-прокурора Синода. Петру I удалось достичь своей цели, так как церковь теперь зависела от государства в лице Синода и лично императора.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 54
Вопрос к пункту 1
Когда в России было установлено патриаршество? Кто был первым патриархом?
Патриаршество в России было установлено в 1589 году. Первым патриархом Московским и всея Руси стал московский митрополит Иов.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 54
Вопрос к пункту 2
Что такое ереси? Что такое раскол?
Ересь – религиозное учение, противоречащее основным положениям господствующей церкви, отступление от «истинной веры».
Добавить текст Вернуть оригиналРаскол – движение, возникшее в середине XVII в. в Русской православной церкви. Объединило часть верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 55
Вопрос к пункту 4
Что такое старообрядчество?
Старообрядчество – совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 56
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Почему Пётр I стремился полностью подчинить церковь государству?
Петр I считал, что церковь должна трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Раз церковь должна была работать на «общее благо», то она не могла существовать независимо от государства. Епископов и священников царь представлял своего рода чиновниками, а удалившихся от мира монахов считал бездельниками. Раздражало Петра и осуждение духовенством приглашения в Россию иностранцев и введение европейских новшеств.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какие изменения в положении церкви произошли при Петре I?
В 1700 г. после смерти патриарха Адриана Петр не разрешил выбрать нового главу церкви, а учредил должность «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины. Монастырский приказ назначал настоятелей в обители, в исключительных случаях давал разрешения постригать в монахи или переходить в другие монастыри – только с отпускным письмом от настоятеля. В 1721 г. был издан «Духовный регламент» - закон, определявший положение церкви в государстве. Патриаршество отменялось, а для управления церковными делами создавался Святейший синод – «духовная коллегия» из нескольких епископов и других священнослужителей под надзором светского чиновника – обер-прокурора Синода. Синод следил за порядком богослужения и изданием церковных книг, боролся с ересями и расколом, ведал церковными школами, судил духовенство и мирян по делам, подлежащим церковному праву, надзирал за «иностранными исповеданиями». Он же формально избирал архиереев, хотя на деле получал на этот счет указания от императора. Священники должны вести метрические книги. Они были обязаны доносить о государственных преступлениях.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Как были связаны реформы церкви с изменениями русской армии?
Монастырский приказ, созданный в 1701 г., взял под контроль архиерейские и монастырские вотчины. Меньшая часть доходов с них шла церкви, остальное же поступало на военные нужды. Светские «служители» архиерейских домов и монастырей отправлялись в армию, а вместо новых иноков в монастыри отсылали на жительство не имевших средств отставных солдат и офицеров. После создания Синода, храмы и монастыри стали получать утвержденные штаты и обязаны были устраивать за свой счет богадельни для отставных солдат. Таким образом, изменения в русской армии задели и церковь, которая также стала служить на «благо Отечества».
Добавить текст Вернуть оригинал4. Дайте собственное определение понятию «конфессия».
«Конфессия» - течение в рамках религиозного учения, имеющее определенные различия с другими течениями.
Добавить текст Вернуть оригинал5. В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?
Для старообрядцев было введено двойное налогообложение, им предписывалось носить особую одежду – зипун со стоячим красным воротником-«козырем». Им запрещалось занимать выборные и государственные должности. «Иноверным» (иностранцам, которые исповедовали другие религии, например, протестантизм) было разрешено вступать в брак с православными, но с обязательством: русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся в браке детей крестить в православие. Некрещеным помещикам «магометанской веры» (т.е. мусульманам) запрещалось владеть православными крестьянами.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима?
Деятельность Феофана Прокоповича и нижегородского епископа Питирима была направлена на укрепление православия, борьбу с староверами, провозглашение верховенства светской власти над церковной и идеи служения всех подданных государству.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 56
Работаем с картой
Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.
Районы с поселениями старообрядцев закрашены красным цветом.
Добавить текст Вернуть оригинал
Стр. 57
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя дополнительные материалы, составьте схему церковной иерархии в России при Петре I.
2. Какие задачи должна была решить церковная реформа Петра I? Составьте рассказ, в котором обязательно должны упоминаться: Святейший синод, «Духовный регламент», Стефан Яворский, Феофан Прокопович, патриаршество, исповедь.
Добавить текст Вернуть оригиналПетр Великий, задумывая «регулярное государство», в котором абсолютно все трудятся на «общее благо», не обошел стороной и церковь. Церковь должна была служить интересам государства. Петр I считал, что церковь должна полностью поддерживать царя в его действиях, тогда как духовенство осуждало новшества, которые он вносил. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр приступил к выполнению своей задачи подчинения церкви государству. Он учредил должность «местоблюстителя патриаршего престола», а в 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ. Доходы с архиерейских и монастырских вотчин большей частью шли на военные нужды. Таким образом, церковь стала работать на военные нужды.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1721 г. был издан «Духовный регламент» - закон, определивший положение церкви в государстве. Этот документ отменил патриаршество. Автором «Духовного регламента» являлся идеолог реформ Петра I киевский монах и ученый Феофан Прокопович. Был создан Святейший синод – «духовная коллегия» из нескольких епископов и других священнослужителей под надзором светского чиновника – обер-прокурора Синода. Это стало началом официального огосударствления церкви. Первым Президентом Духовной коллегии (Святейшего Синода) стал Стефан Яворский.
Добавить текст Вернуть оригиналСинод управлял всеми церковными процессами, в том числе избирал архиереев. Синод был полностью государственным органом, его члены получали жалованье, как и любой другой чиновник. Священников обязали доносить о государственных преступлениях, что шло в разрез с правилами исповеди. Таким образом, Петр I смог достичь целей и задач церковной реформы – подчинить Церковь государству, его интересам, поставить духовенство на государственную службу.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Можно ли утверждать, что положение старообрядцев при Петре I улучшилось? Аргументируйте свою точку зрения.
Положение старообрядцев при Петре I носило противоречивый характер. С одной стороны, Петр I проявлял к старообрядцам определенную терпимость. Беспоповцам дали самоуправление и право заниматься торгами и промыслами. С другой стороны, было введено двойное налогообложение, им предписывалось носить особую одежду. «Духовный регламент» запрещал им занимать выборные и государственные должности. Староверы уклонялись от записи в «раскольнические списки», подкупали священников, чтобы числиться обычными православными, или бежали в леса, в Сибирь и Польшу.
Добавить текст Вернуть оригинал