Решебник по истории России 8 класс Арсентьев ФГОС Часть 1, 2 §34

Авторы:
Год:2023
Тип:учебник
Часть:1, 2
Нужно другое издание?

§34

Народы России в XVIII в.

Стр. 101

Вопрос в начале параграфа

Какие перемены в жизни народов России произошли в течение ХVIII столетия?

В конце XVIII в. была введена так называемая черта оседлости для евреев, за пределами которой им запрещалось постоянное жительство. Было ограничено переселение нерусского населения в ряд городов Центральной России. Русское население осваивало территории в Приуралье, Сибири, на Дальнем Востоке, а также земли Северного Причерноморья и Крым. Украинское дворянство было уравнено в правах с русским, а украинские крестьяне стали крепостными, как и их русские собратья. Калмыки в большинстве покинули территорию Российской империи, уйдя на восток, в Китай.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 102

Вопрос к пункту 3

Когда народы Поволжья вошли в состав России?

Народы Поволжья вошли в состав России с присоединением в середине XVI в. Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 103

Вопрос к пункту 6

Когда началось вхождение народов Кавказа в состав России?

Во время борьбы с Персией в 1639 г. правитель Кахетии был вынужден присягнуть на верность царю Михаилу Федоровичу, а в 1650 г. российское подданство принял и имеретинский царь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 105

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Как изменился национальный состав России в XVIII в.? С чем был связан значительный прирост населения Сибири?

К концу XVIII столетия население Российской империи составляло около 37 млн человек. По мере присоединения новых территорий численность русского народа в общем населении страны неуклонно снижалась. К концу века русское население составляло 49 % от общего населения страны. Выросла численность украинцев за счет включения в состав Российского государства Правобережной Украины. Почти полностью вошел в состав России белорусский народ в результате разделов Польши. Большинство калмыков ушли на восток, в Китай. В составе России их осталось не более 20 тыс. человек.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Численность русского населения в Сибири выросла втрое и составила 1 млн человек. Это связано с освоением Сибири вольными переселенцами и ссыльными русскими крестьянами, казаками и горожанами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какую политику проводили российские власти в XVIII в. по отношению к украинскому и белорусскому населению?

В отношении Левобережной Украины все правители России, начиная с Петра I, проводили политику ограничения самоуправления. В 1764 г. было ликвидировано гетманское правление. Украинское дворянство было уравнено в правах с русским, а украинские крестьяне теперь стали крепостными. Земли, конфискованные у политических противников центральной власти, были розданы русским помещикам, генералам и вельможам. Однако были сохранены как традиционные привилегии городского населения, так и местные церковные приходы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Как строились взаимоотношения центральной власти с народами Поволжья?

Народы Поволжья платили налоги центральному правительству. Новым было привлечение их к разработке природных ресурсов – насильственная отправка татар и башкир для работы на уральские заводы. Проводились мероприятия по обращению в православную веру народов Поволжья.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Как проходило принятие в российское подданство казахов, народов Северного Кавказа и Закавказья?

Народы Казахстана добровольно вошли в состав Российской империи. Народы Северного Кавказа и Закавказья, страдавшие от набегов турок и персов, также добровольно перешли в подданство России.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Что нового появилось в жизни коренного населения Восточной Сибири и Дальнего Востока в XVIII столетии?

В Сибири и на Дальнем Востоке распространялось земледелие, постепенно народы этих территорий втягивались в единый общерусский рынок.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. О каких процессах может свидетельствовать тот факт, что по переписи 1719 г. в России русских было 70 %, а в конце XVIII в. 49 % от общего населения страны?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Это свидетельствует о расширении территории Российской империи и о включении в ее состав других народов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Географические факторы усложняли или упрощали взаимоотношения центральных властей и народов Дальнего Востока? Аргументируйте свой ответ, используя карту.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Огромное расстояние, разделявшее центральную власть от Дальнего Востока, усложняло взаимоотношения между ними, так как отсутствие постоянной связи, в том числе транспортной, делало территорию Дальнего Востока обособленной.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 105

Работаем с картой

1. Найдите на карте места расселения народов, вошедших в состав России: 1) до ХVI в.; 2) в ХVI в.; 3) в ХVII в.; 4) в ХVIII в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

1) подписаны синим цветом.

2) подписаны зеленым цветом.

3) подписаны желтым цветом.

4) подписаны коричневым цветом.

2. Какие народы проживали на территориях, граничащих с Османской империей и Персией, в конце ХVIII в.? Найдите территорию их расселения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Подписаны черным цветом.

3. Найдите на карте территории, которые населяли народы России, исповедующие ислам, буддизм, протестантизм. (н)

Ислам – закрашены красным цветом.

Буддизм – закрашены зеленым цветом.

Протестантизм – закрашены оранжевым цветом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Народы, исповедующие ислам, проживали преимущественно в Среднем и Нижнем Поволжье, а также на Северном Кавказе. Народы, исповедующие буддизм, проживали у северного побережья Каспийского моря (калмыки), и на Алтае (буряты, тувинцы). Протестанты, в основном, проживали в Прибалтике (Лифляндии и Эстляндии).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 105

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение на тему «Культура и традиции малых народов», в котором расскажите об одном из малых народов Севера, Сибири или Дальнего Востока России.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Шорцы.

Еще в первой четверти прошлого века всех шорцев - абинцев, каларцев, каргинцев и некоторые другие этнические группы - называли тадар-кижи (или татар-кижи). В переводе на русский это означает «человек-татарин». Российские власти в свое время не захотели глубоко вдаваться в этнические нюансы этой народности, поэтому одним махом во всех официальных документах многие тюркоязычные народности Южного Кузбасса «зачислили» «шорцами» - так было проще вести отчеты. В шорцы попали даже мрасские и кондомские татары.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи — у алтайцев и хакасов он примерно такой же. А вот по культуре шорцы все же ближе к чулымцам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Основные поселения шорцев расположены в бассейне реки Томь, в среднем ее течении. К началу XX века все эти люди официально считались православными, хотя на самом деле информация не соответствовала действительности, так как многие шорцы даже не скрывали, что сохраняют свои традиционные верования и обычаи, унаследованные от предков. Они почитали верховных божеств Ульгеня и Эрлика, верили в личных и родовых духов-покровителей. Посредниками между мирами духов и людей выступали шаманы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

На землях, которые сегодня являются российскими, шорцы появились давно - их эпос сформировался примерно в VI-IX веках. Тогда на тех территориях полностью господствовали тюркские племена. Угорские и самодийские — их непосредственные предки, когда-то смешавшиеся с тюркоязычными кочевниками. Русские называли шорцев кузнецкими татарами, поскольку ценили их как искусных мастеров кузнечного дела.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Южные шорцы, в основном, занимались охотой и рыболовством, также собирали в лесу кедровые орехи — постепенно собирательство превратили в промысел. А вот северные шорцы предпочитали кочевое скотоводство. Проживающие в горных районах освоили подсечно-огневое земледелие — сеяли ячмень, обрабатывая поля мотыгами. В начале XVIII века шорцы стали засевать и пшеницу, а скотоводы-кочевники постепенно переходили к оседлому образу жизни, предпочитая больше заниматься разведением крупного рогатого скота.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Традиционная одежда шорцев не отличалась особым разнообразием — все поголовно носили широкие штаны и холщовые рубахи, поверх которых надевался халат с вышитыми воротом, обшлагами и подолом. Что примечательно, зимой одежда также практически не менялась — вместо одного халата надевалось несколько, один на другой. Мужчины, как правило, надевали шапки, а женщины повязывали голову платком. Самая распространенная обувь - высокие кожаные сапоги, их носили и мужчины, и женщины. Северные шорцы проживали в так называемых улусах, южные — в аилах. Обычно каждая этническая группа образовывала небольшие поселения, состоявшие из нескольких юрт или срубленных изб с берестяной крышей. Отапливались жилища с помощью глинобитного очага, который назывался чувалом. Летом шорцы строили также и жилища-времянки — конической формы сооружения из бревен, жердей и досок. Эти «стройматериалы» прислоняли чаще всего к большому дереву, а затем крыли берестой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Агысом называлось зимнее жилище. Это уже была каркасная постройка из бревен, жердей и досок. Она представляла собой усеченную пирамиду, которую также крыли берестой или ветвями. В центре устанавливался очаг — дым выходил через крышное отверстие. Современные шорцы проживают в рубленых деревянных избах, к которым их приучили русские. Юрты используются как летняя кухня.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Сегодня шорцы, по большому счету так и не принявшие христианство, с удовольствием отмечают свои языческие праздники. До наших дней, например, дошел Мылтык-Пайрам — главное праздничное событие для всей народности. В этот день принято объедаться пельменями. Но смысл состоит не в том, чтобы наесться до отвала так, что дышать трудно, а в том, чтобы найти внутри пельменя некий знаковый предмет (их туда, само собой, закладывают повара), символизирующий то или иное событие, которое непременно случится в ближайшей перспективе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Весной же, 20-21 марта, отмечается день весеннего равноденствия - Чыл пазы. Это шорский Новый год. Также из глубины веков пришел праздник в честь Ольгудека — мифологического героя, прародителя всего шорского народа. К слову, шаманы до сих пор играют важную роль в повседневной жизни; никуда не делись и культы медведя, огня и гор.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Как принято питаться в дни праздников? Да также, как это делали предки. Считается, что одним из самых известных национальных продуктов этого этноса является кровяная колбаса кан. Если вместо крови используется ливер, то это уже ыста — домашняя «ливерная». Шорские женщины любят и умеют готовить выпечку — пирожки с различными начинками, хворост, лепешки с мясом. Пекут они и большие пироги с начинкой — кюрмек. Но пельмени пелбен — все равно самое любимое блюдо. Лепятся они по-особенному — непременно большими, и варятся в молоке. В мясо (свинина исключена) очень часто добавляются измельченные кедровые орешки. В целом шорская кухня довольно калорийная — чуть ли не в каждом блюде используется мясо, его шорцы едят много. Есть у этого народа и свои любимые алкогольные напитки - из ячменной муки приготавливается водка аргы, также в некоторых поселениях до сих пор большой популярностью пользуется бражка абыртка40.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Используя Интернет и дополнительные материалы, подготовьте слайд-экскурсию по столице одной из республик современной Российской Федерации по объектам, связанным с национальной культурой республики.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Казань – столица Татарстана.

Казанский Кремль.

Башня Сююмбике.

Мечеть Кул-Шариф

Мечеть аль-Марджани

Центр семьи «Казан»

Татарский государственный театр кукол «Экият»

  Добавить текст Вернуть оригинал

Храм всех религий

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам