Вопросы и задания к пункту параграфа
№ 1. Какое значение для государства и церкви имел Манифест о секуляризации церковных земель?
В 1764 году был издан Манифест о секуляризации церковных земель. Это стало самым важным мероприятием в религиозной политике государства. Издание Манифеста имело два важных последствия.
Добавить текст Вернуть оригиналВо-первых, в собственность казны перешло свыше 900 тысяч крепостных-мужчин, что принесло около 1,5 миллиона ежегодного оброка. Монастыри стали получать от государства строго установленную сумму, что поставило духовенство в полную зависимость от государства.
Добавить текст Вернуть оригиналВо-вторых, улучшилось положение бывших монастырских крестьян, получивших название «экономических». Монастырская барщина для данной категории крестьян была заменена денежным оброком, что позволяло им заниматься различными хозяйственными занятиями.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 2. В чем заключалась основная особенность религиозной политики Екатерины II?
Основной особенностью политики Екатерины II в отношении религии была веротерпимость:
Добавить текст Вернуть оригинал- в 1763 году была ликвидирована Раскольничья контора и отменена двойная подушная подать со старообрядцев;
Добавить текст Вернуть оригинал- прекратились ущемления прав мусульман. Им было разрешено строить мечети и медресе;
Добавить текст Вернуть оригиналЧто касается евреев, то они, с одной стороны, могли свободно исповедовать иудаизм и строить синагоги. С другой, наблюдалось ограничение их прав: установлена черта оседлости (15 западных губерний), ограничены права на работу в государственных органах, получение высшего образования и свободу передвижения. Каждый еврей должен был быть приписан к одному из сословий, в противном случае считался бродягой.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 215
Вопросы и задания в конце параграфа
№ 1. Прочитайте эпиграф к параграфу. О каких противоречиях социально-экономической политики говорит историк? Можно ли утверждать, что XVIII столетие стало «золотым веком» российского дворянства?
Добавить текст Вернуть оригиналСреди противоречий социально-экономической политики историк называет следующие:
Добавить текст Вернуть оригинал- сочетание свободы предпринимательства и предоставления существенных привилегий для дворянства, которое в XVIII веке переживает свой «золотой период»;
Добавить текст Вернуть оригинал- укрепление крепостного права и запрет покупать крепостных для мануфактур;
Добавить текст Вернуть оригинал- свобода вероисповедания и преследование инакомыслящих.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 2. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение на тему «Положение различных религиозных конфессий в России и Европе в XVIII веке» (групповая работа).
Добавить текст Вернуть оригиналПоложение основных религиозных конфессий в России XVIII века:
Добавить текст Вернуть оригиналКатолики
С эпохи Петра I начинается лояльное отношение к католикам, приезжавшим на службу в Россию. В 1780 году Екатерина II велела католикам переходить в православие. Одновременно началось искоренение католических норм богослужения. При Павле I, который являлся Великим Магистром католического Мальтийского ордена, положение католиков улучшилось.
Добавить текст Вернуть оригиналПротестанты
Положение протестантов было более выгодным. Проникновение протестантизма в Россию связано с деятельностью иностранных купцов, ремесленников и солдат-наемников. Петр I поощрял браки своих родственниц со знатными лютеранами. Екатерина II предоставила протестантам значительные льготы, свободу вероисповедания и освобождение от службы. В Российской Империи нашли убежище многие лютеране, преследуемые на родине.
Добавить текст Вернуть оригиналИудеи
В Российской империи существовала крупнейшая в мире еврейская община. Но несмотря на это иудеи испытывали ряд притеснений: Екатерина I и Елизавета Петровна изгоняли евреев из страны, при Екатерине II была установлена черта оседлости (15 западных губерний), ограничены права на работу в государственных органах, получение высшего образования и свободу передвижения. Каждый еврей должен был быть приписан к одному из сословий, в противном случае считался бродягой. В конце века евреи стали выплачивать дополнительные налоги и лишались права заниматься привычной деятельностью.
Добавить текст Вернуть оригиналМусульмане
В начале века ислам стал второй после православия конфессией в стране, но при этом мусульмане ограничивались в правах. При Екатерине II положение мусульман улучшилось. Официально было утверждено право последователей ислама на паломничество в Мекку и на многоженство, причем интересы жен защищались юридически. В 1788 году было создано Оренбургское магометанское духовное собрание. Мусульман стал возглавлять муфтий, избираемый собранием и утверждаемый главой государства.
Добавить текст Вернуть оригиналБуддисты
Елизавета Петровна проводила политику веротерпимости по отношению к буддистам. Екатерина Великая, через утвержденного ею главу буддистов Бурятии, проводила свою политику среди бурят и их соседей эвенков. Буддизм регламентировался монархом, ламы не могли пересекать границу и контактировать с иностранцами.
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://otveklik.com/30575-otnoshenie-k-inovercam-v-rossiyskoy-imperii.html
Добавить текст Вернуть оригинал№ 3. Можно ли назвать национальную политику Екатерины II проявлением «просвещенного абсолютизма»? Свой ответ обоснуйте.
Национальную политику Екатерины II нельзя в полной мере назвать проявлением «просвещенного абсолютизма». Она отличалась разнообразием: к одним народам императрица благоволила, к другим (например, евреям) – была более критически настроена. В целом, стремление придерживаться идей Просвещения сочеталось с необходимостью поддерживать порядок в государстве.
Добавить текст Вернуть оригинал№ 4. Соотнесите события и даты, отмеченные на ленте времени: 1) упразднение Раскольничьей конторы; 2) учреждение Духовного собрания магометанского закона.
Добавить текст Вернуть оригиналДата | Событие |
---|---|
1763 | Упразднение Раскольничьей конторы |
1788 | Учреждение Духовного собрания магометанского закона |