Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Как отразилась на личности Ивана Грозного болезнь, обрушившаяся на него по возвращении из Казанского похода?
Болезнь сильно повлияла на личность Ивана IV. После выздоровления он стал подозрительным и жестоким.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Каковы причины разрыва царя со своими сподвижниками? Согласны ли вы с утверждением самого Ивана IV о том, что его бывшие сподвижники А. Ф. Адашев и Сильвестр были причастны к смерти его жены Анастасии Романовны? Почему царь легко поверил подобным слухам?
Добавить текст Вернуть оригиналИван IV после болезни стал подозрительным и жестоким. Реформы, разработанные членами Избранной рады, были рассчитаны на длительный период, однако царь хотел немедленных результатов. Неудачные советы Адашева в ходе Ливонской войны добавляли масла в огонь. К тому же Иван IV, стремившийся к самовластию, давно тяготился опекой со стороны Сильвестра и Адашева и охотно поверил слухам об их виновности.
Добавить текст Вернуть оригинал3. В чем были принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя?
Реформы Избранной рады были направлены на коллегиальное управление государством, тогда как Иван IV стремился к самовластию.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Как сложились судьбы членов Избранной рады?
Адашев был арестован и умер под стражей. Сильвестра сослали в один из северных монастырей, где он вскоре погиб. В столице начались массовые расправы над боярами и членами Избранной рады. Митрополит Макарий скончался в 1563 г. Андрей Курбский бежал в Литву.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Сформулируйте в двух-трех предложениях суть политики опричнины. Как «прославилось» опричное войско в походе на Новгород Псков? Почему оно не смогло дать отпор набегу крымского хана?
Добавить текст Вернуть оригиналСуть политики опричнины заключается в стремлении укрепить власть царя и ослабить экономическое могущество старых боярско-княжеских родов.. Опричное войско «прославилось» в походе на Новгород и Псков насилием и казнями их жителей. Города были разграблены. Опричное войско было слабым, могло действовать только против безоружного мирного населения, а в военном смысле войско было слабым и неподготовленным.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Каковы основные итоги опричнины?
Опричное войско пропустило к Москве крымского хана Девлет-Гирея, который сжег столицу. Иван Грозный добился резкого усиления своей власти. Ущерб, нанесенный Российскому государству опричниной, был огромен и привел к хозяйственному упадку страны.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 87
Работаем с картой
1. С помощью атласа покажите на карте территории, вошедшие в состав опричнины. Назовите наиболее крупные города, которые находились в этих территориях.
Добавить текст Вернуть оригиналТерритории, вошедшие в состав опричнины, отмечены зеленой штриховкой. Центр опричнины обозначен синей звездой.
Добавить текст Вернуть оригинал2. В состав опричнины вошли часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и др. Ее центром стала Александровская слобода.
Добавить текст Вернуть оригинал3 (2). Сравните расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины.
Экономический потенциал опричнины был крайне высок. Это были богатые территории, которые имели выход к морям, то есть через них велась торговля. На востоке владения Строгановых, которые были крайне богатыми и занимались торговлей с Сибирью. Земщина же была на небогатых территориях. Расположение земщины – юг и запад.
Добавить текст Вернуть оригинал4.
Стр. 87
Изучаем документ
1. Как оценивает автор отрывка деятельность Ивана IV?
В. О. Ключевский отрицательно оценивает царствование Ивана IV.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Объективен ли в своих оценках автор? Объясните свои выводы.
Автор объективен в своих оценках, так как царь задумывал больше, чем сделал. Его деятельность принесла больше потрясений, чем пользы.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 87
Думаем, сравниваем, размышляем
1 (н).
МАКАРИЙ (в миру Михаил) - митрополит Московский и всея Руси, общественный и политический деятель, святой.
Добавить текст Вернуть оригиналМонашеский постриг принял в конце XV века в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. По некоторым данным, участвовал в росписи построенных в это время монастырских колокольни и трапезной. В 1523 году митрополит Московским Даниилом возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Можайского Лужецкого монастыря (позднее, будучи митрополитом, Макарий инициировал строительство каменного собора монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы).
Добавить текст Вернуть оригинал4 марта 1526 года рукоположен в епископы и назначен на Новгородскую архиепископскую кафедру. Поставление Макария на вторую по значимости кафедру свидетельствовало о его близости к великому князю Василию III Ивановичу, а также митрополите Даниилу и иосифлянским кругам русских иерархов. Деятельность Макария в Новгороде способствовала укреплению московского влияния в регионе, как политического (благодаря Макарию мятеж старицкого князя Андрея Ивановича в 1537 году практически не распространился на новгородские земли), так и культурного. Макарий реализовал решения церковного собора 1503 года, введя в новгородских монастырях общежительный устав (1528 год). При нём была произведена реставрация многих новгородских церквей и икон, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, в соборе поновлены фрески, украшен иконостас. В Пскове по указанию Макария построен архиепископский дворец (1535 год). Макарий направлял миссионеров для просвещения лапландцев (современные саамы).
Добавить текст Вернуть оригиналОколо 1539 года по его инициативе составлен так называемый Владычный летописный свод Макария. В Новгороде под руководством Макариес были проведены работы по составлению 1-й редакции «Великих Четьих-Миней» (ВМЧ). Начало этим трудам положил монах Досифей Топорков, который по поручению Макария редактировал (1528-1529 годы) славянский текст Синайского патерика, впоследствии включённый в ВМЧ. По благословению Макария в 1535 году толмач Д. Герасимов перевёл толковую Псалтирь Бруно Вюрцбургского, в 1537 году В.М. Тучков создал новую редакцию жития новгородского святого - преподобного Михаила Клопского (XV век).
Добавить текст Вернуть оригиналС 19 марта 1542 года, после низведения с престола митрополитп Иоасафа (Скрипицына), Макарий - митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской церкви. Во время Боярского правления 1530-1540-х годов старался занимать примирительную позицию, исполняя традиционную роль «печалователя» за опальных лиц. Нараставшие противоречия и напряжение в придворной элите, приведшие к казням видных членов Боярской думы летом 1546 года и молодых аристократов в январе 1547 года (без покаяния и причастия), побудили Макария выступить инициатором укрепления власти Ивана IV Васильевича венчанием его на царство. С целью получить официальное признание православными патриархами царского титула Ивана IV Макарий позднее обратился к патриарху Константинопольскому Иоасафу II. Повышение статуса русского монарха и Русского государства должно было, по мысли Макария, увеличить авторитет монарха как внутри страны, так и в мире. После Московского восстания 1547 года стала очевидной необходимость реформ в области государственного управления, военного дела, в сфере налогов и поземельных отношений. Вместе с другими иерархами и представителями белого духовенства (священник Сильвестр), находясь в составе Избранной рады, Макарий принял в этих преобразованиях активное участие. Призывая москвичей к публичному покаянию, он способствовал примирению противоборствовавших политических партий. Моральной основой реформ стали и публичные покаяния представителей власти (в том числе самого царя) на так называемом Соборе примирения 1549 года. Этот собор, в подготовке и проведении которого Макарий сыграл важную роль, стал прототипом последующих Земских соборов. В серьёзных противоречиях по вопросу о церковном землевладении между «иосифлянским» (смотри в статье Иосифляне) большинством в Русской церкви, к которому принадлежал Макарий, и светской властью усилиями Макария в 1549-1551 годы был найден компромисс: церковные вотчины в общем порядке лишались податных льгот и привилегий, подлежали конфискации некоторые незаконные приобретения, однако сохранялись прежние церковные владения при резком ограничении способов получения новых земель. На церковных соборах, руководимых Макарием, были утверждены образец текста уставной земской грамоты, текст Судебника 1550 года (смотри в статье Судебники XV-XVI веков), другие постановления по важнейшим вопросам общественной жизни. Макарий был одним из вдохновителей наступательной восточной внешней политики, в том числе казанских походов. В 1-й половине 1550-х годов Макарий принимал также участие в дипломатических контактах с Великим княжеством Литовским.
Добавить текст Вернуть оригиналМакарий - инициатор составления крупных книжных сводов. Под его наблюдением были значительно дополнены ВМЧ: в 1552 году он дал вкладом в Успенский собор Московского Кремля новую (так называемую Успенскую) их редакцию. Следующая редакция, ещё более объёмная, была преподнесена Ивану IV (так называемая Царская редакция). Позднее ВМЧ использовались при составлении других миней. Полностью сохранилась только Успенская редакция. С Макарием связаны круг идей «Летописца начала царства» (в нём в том числе приведены речи и послания Макария 1550-1552 годов) и в особенности замысел «Степенной книги», в которой впервые сформулирована концепция истории Руси со времён великого князя Владимира Святославича до середины XVI века. Предпринятая по инициативе Макария канонизация русских святых (в месяцеслов было внесено 39 имён) обусловила создание их житий или новых редакций уже бытовавших текстов.
Добавить текст Вернуть оригиналС Макарием связаны выдающиеся архитектурные проекты (Василия Блаженного храм), новации фресковой живописи и иконографии в росписях Благовещенского собора Московского Кремля после пожара 1547 года. Согласно послесловию к «Апостолу» (1564 год) Ивана Фёдорова, Макарий был инициатором организации печатного дела в Москве.
Добавить текст Вернуть оригиналВремя предстоятельства Макария характеризуется активизацией соборной жизни Русской церкви. Особое значение имел проведённый Макарием Стоглавый собор (1551 год). На церковных соборах осени 1553 - зимы 1554 годов при активном участии Макария были осуждены как еретические идеи М.С. Башкина и Феодосия Косого, а также отлучён от Церкви бывший игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. В конце 1560 года Макарий участвовал в соборе, созванном по инициативе Ивана Грозного, на котором бывшие ближайшие советники царя священник Сильвестр и А. Ф. Адашев заочно (Макарий настаивал на их личном присутствии) были осуждены по обвинению в отравлении царицы Анастасии Романовны и других преступлениях. Собор 1555 года учредил новую Казанскую архиепископию. Макарий рукоположил более 30 архиереев. С рубежа 1550-1560-х годов он постепенно стал отходить от дел; по разным причинам, главным образом по состоянию здоровья, не раз пытался уйти на покой (1547, 1562, 1563 годы), но уступал давлению со стороны царя.
Добавить текст Вернуть оригиналСочинения Макария полностью не выявлены. Известен ряд его ораторских произведений: проповеди в Успенском соборе во время венчания на царство Ивана IV Васильевича, при вступлении царя в брак с Анастасией Романовной, приветственная речь при встрече царя после взятия Казани и другие. Сохранились переписка Макария с бывшим митрополитом Московским Иоасафом (Скрипицыным), с Максимом Греком, послание князю А.Б. Горбатому в Казань, ряд грамот нравоучительного и административного характера, а также духовная грамота, написанная незадолго до смерти. Макарий погребён в Успенском соборе Московского Кремля.
Добавить текст Вернуть оригиналКанонизирован РПЦ в 1988 году, день памяти 30 декабря (12 января), в Соборе Московских святых и в Соборе Московских святителей.
Добавить текст Вернуть оригиналИзображения Макария встречаются в храмовых росписях: в Успенском соборе в Свияжске (XVI век), в храме Николы Надеина в Ярославле (XVII век), в Благовещенском соборе в Казани (XIX век). Он изображён у печатного станка в разделе «Просветители» на горельефе памятника «1000-летие России» в Великом Новгороде.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 2001 году в РПЦ учреждён орден Святого Макария, которым награждаются лица за заслуги в области церковной науки и просвещения7.
Добавить текст Вернуть оригиналОсновное противоречие состояло в радикальном отличии взглядов царя и Рады на вопрос централизации власти в государстве. Члены рады стремились реформировать страну, но у каждого было свое видение на ряд проблемных вопросов.
Добавить текст Вернуть оригинал1 (с). В переписке Ивана IV с князем А. М. Курбским обсуждался вопрос: каким быть государству? Князь полагал, что все беды государства оттого, что царь правит самовластно, не советуясь с умными и опытными людьми. Иван Грозный, напротив, считал основой государства сильную и неограниченную власть царя, который должен быть волен распоряжаться и жизнью, и смертью всех своих подданных. С чьей точкой зрения вы бы согласились? Почему?
Добавить текст Вернуть оригиналЯ согласен с точкой зрения князя А. М. Курбского, так как самовластное деспотичное правление разрушало государство. Коллегиальное решение многих вопросов с опорой на мнение умных и опытных людей позволило бы найти действенные решения проблем.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Рассмотрите историческую ситуацию, связанную с началом политики опричнины. Как вы считаете, почему Иван IV уехал в Александровскую слободу и прислал оттуда две грамоты, первую - духовенству и Боярской думе, а вторую – посадским людям Москвы? В чем была цель этих действий царя?
Добавить текст Вернуть оригиналПервая грамота – духовенству и Боярской думе – имела целью указать на их преступления, чтобы добиться одобрения на борьбу с неугодными для себя. Вторая грамота – посадским людям Москвы – имела целью получить поддержку со стороны горожан в борьбе с неугодными Ивану Грозному боярами и представителями духовенства. Таким образом, он хотел получить всестороннюю поддержку своих действий.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Проведите историческое исследование и выясните (с помощью дополнительной литературы и Интернета), почему на одном из гербов Ивана IV вместо Георгия Победоносца вдруг появился единорог. Что означал единорог на гербе?
Добавить текст Вернуть оригинал1561 год был чрезвычайно важен для истории Московского царства. В этом году царский титул Ивана Грозного был признан Константинопольской православной церковью, что придавало ему легитимный характер со стороны «вселенского» православия. И хотя грамоту о признании получили в Москве после реформы печати, можно думать, что уже в преддверии этого события Иван Грозный решил отразить свой царский статус в новой эмблеме.
Добавить текст Вернуть оригиналРог единорога, как и рог вообще, неоднократно упоминается в Библии. Существенно, что рога, согласно библейскому тексту, использовались в качестве некоей регалии в церемонии помазания на царство. В рога наливали миро, которым освящали царский статус царей Давида и Соломона. Таким образом, рог единорога служил символом помазания на царство, обретения царского статуса. И действительно, в начале 1560-х годов даже само наименование рога единорога на некоторое время вошло в царский титул8.
Добавить текст Вернуть оригинал4 (н).
Линии сравнения | Иван IV | А.М. Курбский |
---|---|---|
Пути развития государства | Неограниченная власть царя (самодержавие) | Повышение роли знати в управлении государством («ограниченная монархия») |
Расправа над членами Избранной рады | Царь волен поступать так, как считает нужным | Несправедливая тирания по отношению к ее членам |
4 (с). С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о А. М. Курбском или А. Ф. Адашеве (по вашему выбору). Напишите (в тетради) биографический портрет о выбранном вами историческом деятеле. Узнайте, что объединяло этих людей, а в чем они были абсолютными противоположностями.
Добавить текст Вернуть оригиналДанных о времени и месте рождения в биографии Алексея Федоровича Адашева не сохранилось. Известно, что он происходил из не очень знатного рода костромских дворян, связанных с московским боярством. Первые сведения об Алексее Адашеве относятся к 1547 году и связаны с его участием в царской свадьбе в должности ложничего, то есть ответственного за постель новобрачных. Особое место при царе он получил во время московского пожара того же года. Именно в это время Иван Грозный искал для себя людей не очень родовитых, но преданных. Неординарные способности, а главное, преданность помогли Адашеву попасть в число руководителей Избранной рады, которая со временем стала неофициальным правительством. Избранная рада решала многие вопросы по руководству страной и на время оттеснила Боярскую думу от управления. Адашев и священник Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр, по сути, стали крупнейшими государственными деятелями того времени. Этот период связан с широкой и плодотворной деятельностью самого царя и правительства. Именно Адашев стал инициатором и проводником ряда реформ, укрепивших царскую власть и упрочивших положение служилых людей. Избранная рада и лично Адашев участвовали в разработке Судебника 1550 года, и тогда же Алексей Федорович был произведен в сокольничие. В то время Адашев возглавлял и высший контрольный орган – Челобитный приказ. Он лично рассматривал многие челобитные, поступавшие с мест. Сохранившиеся данные характеризуют его как сурового и властного руководителя. Политика Адашева способствовала проведению военной реформы и отмене кормлений. Доверие царя к Адашеву было настолько велико, что Алексею Федоровичу поручили хранение личного архива и государственной печати. Кроме того, Адашев стал главным казначеем, возглавив финансовое управление, руководил написанием официальных Разрядных книг и Государева родословца, а также «Летописца начала царства». Адашев зарекомендовал себя и прекрасным дипломатом. Его участие в переговорах с иностранными послами приводило к положительным результатам. Он занимался также подготовкой дипломатических решений по присоединению Казанского и Астраханского ханств. Отношения между царем и Адашевым испортились после болезни первого в 1553 году. Проблема была в том, кому присягать в случае смерти царя. Алексей Адашев выполнил волю государя и присягнул его малолетнему сыну Дмитрию. Однако отец Адашева Федор заявил, что не будет повиноваться Романовым, которые правят страной по малолетству Дмитрия. Царю это не понравилось, и после выздоровления его отношение к семье Адашевых изменилось, и не в лучшую сторону. Постепенно Адашев все дальше отодвигался от государственного управления и, несмотря на прошлые заслуги, перевелся на дипломатическую работу. Сначала он вел переговоры по обоснованию присоединения Астраханского ханства, а позже – по поводу начавшейся Ливонской войны. Царская опала во многом была связана и с возросшей подозрительностью Ивана Грозного, а также с тем, что Избранная рада уже не в полной мере отражала интересы растущего дворянства. После смерти своей жены Анастасии Захарьиной-Юрьевой Иван IV обратил внимание на слухи о том, что к ее смерти причастны люди Адашева. По приказу царя Адашев был выслан в Дерпт (Тарту), там за ним велся негласный надзор. Через два месяца Адашев скончался при невыясненных обстоятельствах. Это произошло в 1561 году9.
Добавить текст Вернуть оригиналАдашев, как и Курбский, поддерживал Ивана Грозного в его политике. Оба были реформаторы. Однако Курбский бежал в Литву, тогда как Адашев долго поддерживал Ивана IV, даже будучи в опале.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Сформулируйте свое отношение к Ивану IV. Ответ аргументируйте, используя исторические факты.
Иван IV – противоречивая личность. С одной стороны, ему удалось провести военную реформу, реформу местного управления и налогообложения, что заметно укрепило Российское государство. Ему удалось присоединить огромные территории на востоке – Казанское, Астраханское, Сибирское ханства.
Добавить текст Вернуть оригиналС другой стороны, неудачная Ливонская война привела к большим потерям. Политика опричнины оказала негативное влияние на развитие государства. Опричнина разорила экономику и хозяйство страны, пришли в запустение самые богатые и процветающие области Российского государства.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Ниже приведены мнения историков о причинах и характере опричнины. С каким из них вы согласны? Свой ответ аргументируйте.
Добавить текст Вернуть оригиналЯ согласен с мнениями Н. И. Костомарова, АВ. Б. Кобрина, Р. Г. Скрынникова. Рассматривая точку зрения Костомарова, можно заметить, что на личность и характер Ивана Грозного сказалась борьба бояр за власть, что, несомненно, сказалось на политике царя. Кобрин верно замечает, что политика Ивана Грозного была направлена на ускоренную централизацию власти, которая создавалась при помощи террора и уничтожения сильной власти бояр. Скрынников подмечает, что опричнина была воплощением самодержавия, так как царь опирался лишь на себя, борясь именно со своей опорой – боярством. Таким образом, он старался укрепить свое могущество и побороть противовес со стороны единого боярства.
Добавить текст Вернуть оригинал