Информационно-творческие проекты
1. Иван Грозный в оценках потомков
А.И. Филюшкин (современный историк):
«До сих пор история правления первого русского царя излагается по заложенной еще Н.М. Карамзиным на основе сочинений Курбского схеме «двух Иванов»: хорошего государя в 1550-е гг., времени реформ, времени правления «Избранной рады», и необузданного тирана после 1560 г., после смерти царицы Анастасии, разгона «Избранной рады» и «облютения» царя. Существование данной схемы — самый главный след в истории, который сумел оставить Курбский. Его глазами историки и литераторы смотрят на Россию XVI в. вот уже больше 300 лет».
Добавить текст Вернуть оригиналМ.П. Погодин (русский историк XIX в.):
«Что есть в них высокого, благородного, прозорливого, государственного? Злодей, зверь, говорун-начетчик с подъяческим умом, — и только. Надо же ведь, чтобы такое существо, потерявшее даже образ человеческий, не только высокий лик царский, нашло себе прославителей».
Добавить текст Вернуть оригиналК.Д. Кавелин (русский историк и юрист XIX в.):
Добавить текст Вернуть оригинал«Его многие судили, очень немногие пытались понять, да и те увидели в нем только жалкое орудие придворных партий, чем Иоанн не был. Bce знают, все помнят его казни и жестокости; его великие дела остаются в тени; о них никто не говорит. Добродушно продолжаем мы повторять отзывы современников Иоанновых, не подозревая даже, что они-то всего больше объясняют, почему Иоанн сделался таким, каков был под конец: равнодушие, безучастие, отсутствие всяких духовных интересов — вот что встречал он на каждом шагу. Борьба с ними — ужаснее борьбы с открытым сопротивлением. Последнее вызывает силы и деятельность, воспитывает их; первые их притупляют, оставляя безотрадную скорбь в душе, развивая безумный произвол и ненависть».
Добавить текст Вернуть оригиналН.П. Лихачев (академик, нач. XX в.):
«Царь Иван Грозный был человеком своего века, и обвиняя его в ненормальности, надо предварительно стать на точку зрения его современников и его самого».
Добавить текст Вернуть оригиналОценивая деятельность Ивана Грозного, историки ориентируются в большинстве своем на Андрея Курбского, который при своей оценке использует схему «двух Иванов Грозных».
Добавить текст Вернуть оригиналИсторики при оценке личности и деятельности Ивана Грозного берут во внимание особенности его детства, которые прямо сказались на его мнительности и будущей тирании.
Добавить текст Вернуть оригиналЧасть историков видит положительный результат в деятельности Ивана Грозного, которая привела к усилению центральной власти, способствовало подавлению противников сильной власти.
Добавить текст Вернуть оригиналБольшинство историков видит негативные последствия от деятельности Ивана Грозного, которые заключаются в разрушении хозяйства страны, уничтожению населения, подавлению самостоятельности на местах, а также привело к Смуте, в том числе вызванной династическим кризисом.
Добавить текст Вернуть оригиналДавая общую оценку деятельности Ивана Грозного, можно сказать, что это привело к усилению царской власти, централизации управления государством, подавлению противников сильной власти, и в то же время привело к тяжелому экономическому и хозяйственному кризису, глубокому политическому расколу общества, а также привело в дальнейшем к Смутному времени и прерыванию династии Рюриковичей.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Самозванцы в мировой истории
Лжебардия I (Гаумата) — выдавал себя за убитого сына Кира Великого, Смердиса (Бардию), захвативший власть в Персии и правивший страной в течение семи месяцев.
Добавить текст Вернуть оригинал
Нидинту-Бел — выдавал себя за сына последнего вавилонского царя Набонида и стал царствовать в течение трех месяцев под именем Навуходоносора III.
Добавить текст Вернуть оригинал
Мартия — выдавал себя за царя Элама под именем Хумпаникаша.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лжебардия II (Вахьяздат) — выдавал себя за убитого сына Кира Великого.
Добавить текст Вернуть оригинал
Фравартиш — объявил себя потомком мидийского царя Киаксара и короткое время контролировал Мидию под именем царя Хшатрита.
Добавить текст Вернуть оригинал
Араха — выдавал себя за сына последнего вавилонского царя Набонида и короткое время контролировал Вавилон под именем Навуходоносора IV.
Добавить текст Вернуть оригинал
Атамайта — был провозглашен эламитами царем Элама под именем Аттахамити-Иншушинак
Добавить текст Вернуть оригинал
Андриск — выдавал себя за Филиппа, сына последнего царя Македонии Персея.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Нероны, как минимум три
Александр I Балас — претендент на трон Селевкидов
Добавить текст Вернуть оригинал
Ороферн Никифор — выдавал себя за каппадокийского царевича (160—156 до н. э.)
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Маргарет — якобы Маргарет Норвежская Дева, королева Шотландии (умерла в 7 лет).
Добавить текст Вернуть оригинал
Кэд, Джек — выдавал себя за Джона Мортимера, побочного сына последнего графа Марчского
Добавить текст Вернуть оригинал
Уорбек, Перкин — выдавал себя за сына Эдуарда IV
Добавить текст Вернуть оригинал
Симнел, Ламберт — выдавал себя за графа Уорика, находившегося в заключении племянника Эдуарда IV
Добавить текст Вернуть оригинал
Салманазар, Джордж — выдавал себя за уроженца острова Формоза, ныне — Тайвань
Добавить текст Вернуть оригинал
Принцесса Карабу — выдавала себя за принцессу из далеких стран (XIX в).
Добавить текст Вернуть оригинал
Лавиния Ривз — объявила, что принадлежит к королевскому дому (XIX в.)
Добавить текст Вернуть оригинал
Псевдо Иоанны I
Жанна де Армуаз — выдавала себя за Жанну д’Арк
Добавить текст Вернуть оригинал
Брюно, Матюрен — выдавал себя за дофина Луи Бурбона (Людовика XVII), умершего в Тампле в 10 лет
Добавить текст Вернуть оригинал
Наундорф, Карл Вильгельм — аналогично
Эрваго, Жан-Мари — аналогично
Эбер, Анри Этельберт Луи Виктор — аналогично
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Себастьян I («Король Пенамакора») — подлинное имя неизвестно. Выдавал себя за короля Португалии Себастьяна I, погибшего во время Крестового похода в Африку.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Себастьян II — аналогично. Подлинное имя Матеуш Альвареш.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Себастьян III — аналогично. Подлинное имя Габриэль де Эспинос.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Себастьян IV — аналогично. Подлинное имя Марко Тулио Катицоне[2].
Добавить текст Вернуть оригинал
Сверрир Сигурдссон, захватил престол Норвегии
Добавить текст Вернуть оригинал
Сигурд Слембе — претендент на трон Норвегии
Добавить текст Вернуть оригинал
Тиль Колуп — выдавал себя за императора Фридриха II.
Добавить текст Вернуть оригинал
Дальюнкер — неизвестный, выдававший себя за сына шведского регента Стена Стуре. Историки не пришли к окончательному согласию о его подлинной личности.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Константин (Фома) — выдавал себя за императора Константина VI.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Михаил — выдавал себя за свергнутого императора Михаил VII Дука.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже Константин Диоген — выдавал себя за старшего сына свергнутого императора Романа IV Константина Диогена.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже Лев Диоген — выдавал себя за младшего сына Романа IV Льва Диогена.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лжецаревич Василий — сын лже-Льва Диогена, претендовавший на Византийский престол в 1116—1119 гг.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Алексеи — как минимум трое самозванцев, выдававшие себя за убитого Алексея II Комнина.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Иоанн — выдавал себя за свергнутого и ослепленного императора Иоанна IV Ласкариса30.
Добавить текст Вернуть оригинал
Вплоть до XVII в. Россия не была сильным единым государством, в котором существовал был династический кризис. Власть в России вплоть до династического кризиса была сильной, что не допускало возможности для появления самозванцев.
Добавить текст Вернуть оригиналСамозванцы появляются при следующих условиях:
Добавить текст Вернуть оригинал1) Наличие династического кризиса.
2) Наличие недовольства среди населения центральной властью.
Добавить текст Вернуть оригинал3) Наличие других кризисных явлений в разных сферах.
Добавить текст Вернуть оригинал4) Отсутствие реального наследника на престол при условии его наличия в прошлом.
Добавить текст Вернуть оригинал
5. Церковный раскол – трагедия российской истории
Официально раскол как религиозно-общественное движение существовал с принятия собором 1667 года решения об осуждении и отлучении приверженцев старых обрядов – старообрядцев – как людей, отказывавшихся повиноваться авторитету официальной церкви. Фактически же он появился с начала реформ Никона.
Добавить текст Вернуть оригиналПатриарх Никон
Историки по-разному определяют причины, содержание и значение этого явления. Одни рассматривают раскол как исключительно церковное движение, отстаивающее «старину», другие видят в нем сложное социокультурное явление в форме церковного протеста.
Добавить текст Вернуть оригиналСтарообрядцы включали представителей разных групп населения: белого и черного духовенства, боярства, посадских людей, стрельцов, казачества, крестьянства. По разным оценкам, в раскол ушло от одной четверти до одной трети населения.
Добавить текст Вернуть оригиналКрупнейшим представителем раннего старообрядчества был протопоп Аввакум Петров. Он стал практически первым противником никоновской реформы. В 1653 году он был отправлен в сибирскую ссылку, где претерпел жестокие лишения и страдания за веру. В 1664 году вернулся в Москву, но вскоре был вновь сослан на Север. На Церковном соборе 1666 года он и его сподвижники были расстрижены, преданы анафеме и сосланы в Пустозерск. Место ссылки стало идейным центром старообрядчества, откуда послания пустозерских старцев рассылались по всей России. В 1682 году Аввакум и его соузники были казнены через сожжение в срубе. Взгляды Аввакума нашли отражение в его произведениях: «Книге бесед», «Книге толкований и нравоучений», «Книге обличений», автобиографическом «Житии».
Добавить текст Вернуть оригиналПротопоп Аввакум
Во второй половине XVII века появился целый ряд ярких расколоучителей – Спиридон Потемкин, Иван Неронов, Лазарь, Епифаний, Никита Пустоясвят и др. Особое место среди них занимали женщины, в первую очередь боярыня Федосья Прокопьевна Морозова. Свой дом в Москве она сделала оплотом старообрядчества. В 1671 году она была заключена в земляную тюрьму, где умерла в 1675 году.
Добавить текст Вернуть оригиналВ.И. Суриков «Боярыня Морозова»
К боярыне Морозовой с сочувствием относилась знать, со злорадством – обычное население (крестьяне и посадское население).
Добавить текст Вернуть оригиналВ конце XVII века произошло разделение старообрядцев на поповцев, признававших институт священства и принимавших к себе раскаявшихся иереев православной церкви, и беспоповцев, отрицавших существующую церковную иерархию и сохранивших из таинств только крещение и исповедь. Два данных течения, в свою очередь, дали начало многим толкам и согласиям, определившим развитие старообрядчества в XVIII-XIX веках.
Добавить текст Вернуть оригиналРаскол русской церкви в XVII веке – поистине трагическая страница истории нашей страны. Последствия раскола не изжиты до сих пор31.
Добавить текст Вернуть оригиналНа мой взгляд, раскол русской церкви избежать было невозможно, так как церковная реформа требовалось, а проведение ее даже в соответствии с замечаниями будущих старообрядцев не смогло бы устранить все противоречия.
Добавить текст Вернуть оригиналТрехперстное крещение
Поясные поклоны
http://xlegio.ru/navy/medieval-ships/history-of-shipbuilding/big-portuguese-caravel.html↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://histrf.ru/biblioteka/b/pochiemu-afanasii-nikitin-za-tri-moria-poshiel↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.spsl.nsc.ru/history/descr/kazan.htm↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://diletant.media/articles/30205797/↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://miraska.narod.ru/tatars/kazantatars/kiem1.htm↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.advokatymoscow.ru/press/news/5066/↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://w.histrf.ru/articles/article/show/makarii_v_miru_mikhail↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/journal/%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3-%D0%B4%D0%B2%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B0/↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/adashiev-alieksiei-fiedorovich↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/iov-patriarkh↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://w.histrf.ru/articles/article/show/mitropolit_filipp_ii↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://biography.wikireading.ru/116310↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/giermoghien-patriarkh↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://histrf.ru/biblioteka/b/s-boghom-v-dushie-i-otvaghoi-v-sierdtsie-kak-zashchishchali-troitsie-sierghiiev-monastyr↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://nplus1.ru/blog/2017/04/17/silver-standard-russia↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://gufo.me/dict/vasmer/%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://gufo.me/dict/shansky/%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://gufo.me/dict/krylov/%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.krepost-smolensk.ru/istoriya-srazhenij-u-smolenskoj-krepostnoj-steny/smolenskaya-vojna-1632-1634-gg/↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://w.histrf.ru/articles/article/show/bogdan_khmielnitskii↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.krskstate.ru/about/narod/etnoatlas/0/eid/115↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%87↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BBвD0%B5%D0%BE%D0%BD↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4#%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%A1%D0%BC%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ID=357&ELEMENT_ID=2467↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://arheologija.ru/stanovlenie-rossii-kak-mnogonatsionalnogo-gosudarstva/↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86#%D0%98%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%8B↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://w.histrf.ru/articles/article/show/tsierkovnyi_raskol_xvii_vieka↩︎
Добавить текст Вернуть оригинал