Вопросы в конце параграфа
1. Почему в середине XVII века в России важным стал вопрос о необходимости церковных преобразований?
Церковные преобразования в России нужно было проводить в силу различных причин. Во-первых, из-за накопившихся ошибок и противоречий в существовавших богослужебных книгах. Во-вторых, активное использование священниками во время церковных служб т.н. «многоголосия» (одновременного чтения и пения разных частей службы, что вызывало у многих верующих недоумение и непонимание обрядов). В-третьих, невежество, низкий уровень образованности и пороки среди многих представителей православного духовенства. Соответственно, нужно было ввести единообразие в богослужебных книгах и обрядах.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какие альтернативные мнения об исправлении богослужебных книг высказывались деятелями Православной церкви? Что служило аргументами в одном и другом случаях?
Добавить текст Вернуть оригиналИерархи Русской православной церкви придерживались двух противоположных мнений по поводу исправления богослужебных книг. Первая группа выступала за то, чтобы взять в качестве образца древнерусские тексты. Аргументом в их пользу было то, что византийская церковь, из-за Флорентийской унии, отступила от истинного православия и поэтому не может служить эталоном для подражания. Вторая группа духовенства, наоборот, считала, что за основу нужно взять как раз греческие (византийские) церковные тексты. В качестве аргумента они приводили довод, что в древнерусских богослужебных текстах и так содержится немало ошибок, поэтому нужно ориентироваться на первоисточник православия – наследие Византии. Из-за личных убеждений патриарха Никона, верх взяла именно вторая точка зрения. Поэтому последующие церковные реформы совершались согласно греческому образцу.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Охарактеризуйте нововведения патриарха Никона в области богослужения. Выскажите суждение, как сказывались личные качества патриарха на способе проведения реформ.
Добавить текст Вернуть оригиналОсновными нововведениями патриарха Никона в области богослужения были:
Добавить текст Вернуть оригинала) переписывание всех богослужебных книг по греческому образцу;
Добавить текст Вернуть оригиналб) запрет на проведение церковных служб по старым богослужебным книгам;
Добавить текст Вернуть оригиналв) требование креститься не двумя пальцами, а тремя;
Добавить текст Вернуть оригиналг) во время крестного хода передвигаться нужно было не по солнцу, а против него;
Добавить текст Вернуть оригиналд) внесение изменения в имя Христа (Иисус вместо Исус).
Добавить текст Вернуть оригиналПоскольку патриарх Никон был человеком резким, властным и абсолютно уверенным в своей правоте, то и реформы проводились в том же духе: ломали существующие веками правила и обычаи, не считаясь с мнением большинства населения России. И самое главное – поскольку патриарх крайне враждебно относился ко всем недовольным этими нововведениями, реформы насаждались насильственно.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Сопоставьте решения церковных соборов 1654 и 1666–1667 годов. Как вы объясните изменение положения Никона?
Согласно решению церковного собора 1654 г., нововведения патриарха Никона были одобрены православными иерархами и царём. А те, кто выступал против данных реформ – были обвинены в расколе, отлучены от Церкви и подвергнуты репрессиям. Церковный собор 1666 – 1667 гг. был своеобразным продолжением предыдущего, поскольку на нём также были осуждены раскольники (старообрядцы) во главе с протопопом Аввакумом. Однако существенным отличием этого собора было также низложение главы Русской православной церкви – патриарха Никона.
Добавить текст Вернуть оригиналИзменение в положении Никона в промежутке между двумя церковными соборами объясняется изменением в отношениях между патриархом и царём. В 1654 г. Никон был ближайшим советником и сподвижником Алексея Михайловича и пользовался его полнейшим доверием. Однако амбиции патриарха и его стремление подчинить светскую власть церковной сыграли роковую роль. Царь не желал ни с кем делиться самодержавной властью. Поэтому некогда могущественного Никона ждали низложение (превращение в простого монаха) и ссылка.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Подготовьте сообщение о старообрядцах XVII века, отразив следующие моменты: происхождение названия, особенности церковного богослужения, места расселения, образ жизни, отношение властей и др. *Чем вы объясните то, что старообрядцы сохранили свою веру на протяжении нескольких столетий?
Добавить текст Вернуть оригиналСтарообрядцы (староверы, раскольники) – представители разных сословий православного населения России, которые отвергали церковные реформы патриарха Никона, проводимые в 1650-х гг. В итоге произошел раскол в Русской православной церкви. Большинство населения, в т.ч. духовенство и знать, приняли нововведения. А меньшинство – сохранило верность старым принципам и обрядам (поэтому и назвали старообрядцы). Священники-старообрядцы продолжали проводить церковное богослужение по-старому: т.е. креститься двумя пальцами, проводить крестные ходы по солнцу (по часовой стрелке), писать имя Христа – Исус и т.п.
Добавить текст Вернуть оригиналПоскольку отношение российской власти и официальной православной церкви к старообрядчеству было очень негативно, то с первых дней существования они подвергались различным репрессиям и гонениям. Особенно показательной была судьба протопопа Аввакума, который отказался принять нововведения, и закончил свою жизнь на костре. Церковный собор 1666 – 1667 гг. однозначно поставил старообрядцев вне закона, предав их анафеме (церковному проклятию) как еретиков. Опасаясь дальнейшего преследования властей, старообрядцы начали переселяться в далёкие, малозаселённые места – на севере, в Сибири, на Урале. Там они основали свои собственные поселения, именуемые скиты. Занимались охотой, рыболовством, собирательством, скотоводством. Там, где позволяли условия климата – обрабатывали землю. Жили старообрядцы согласно своим убеждениям, отвергая любые новшества даже в быту. Хранили древние традиции.
Добавить текст Вернуть оригиналСтарообрядцы смогли сохранить свою веру на протяжении нескольких столетий потому, что были абсолютно уверенны в правильности своего вероучения и принципов. Распространенный среди них фанатизм в виде самосожжений подтверждает, что многие из них были готовы пожертвовать своей жизнью во имя собственных убеждений. К тому же такому положению дел способствовало то, что старообрядцы жили в своём маленьком мире, изолированно от остального населения России, в географически отдалённых уголках страны.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Проанализируйте иллюстрации учебника и дополнительной литературы, относящиеся к истории церковного раскола. Каковы их главные сюжеты и герои?
Добавить текст Вернуть оригиналГлавными сюжетами картин, посвященных церковному расколу в России, были изображение неприятия многими людьми проводимых реформ (немалая часть российского населения не понимала необходимости изменений в церковных обрядах и существующих веками традициях), а также мужество и самоотверженность старообрядцев, готовых умереть за свои убеждения. Соответственно, главными героями таких картин обычно были видные деятели старообрядческого движения – протопоп Аввакум и боярыня Феодосия Морозова.
Добавить текст Вернуть оригинал7*. Составьте характеристики патриарха Никона и протопопа Аввакума по плану:
1) путь церковного служения;
Патриарх Никон (1605 – 1681) происходил из простой крестьянской семьи. Его мирское имя – Никита Минин. Начал церковную карьеру в качестве деревенского священника, недалеко от Нижнего Новгорода. После смерти детей, окончательно отдалился от мирской жизни. Он принял монашеский постриг и стал жить в Соловецком монастыре. Со временем избран игуменом Кожеозерского монастыря, позже архимандритом Новоспасского монастыря, и – митрополитом Новгородским и Великолуцким. И наконец, в 1652 г. он занял высшую должность в Русской православной церкви – патриарха Московского и всея Руси.
Добавить текст Вернуть оригиналВ свою очередь, церковная карьера протопопа Аввакума (1620 – 1682) не была такой блестящей. Он не достиг таких высот как Никон, однако также отличался уверенностью в своих идеях и большой набожностью. Родом из Нижегородского уезда, сначала он служил в одной из деревень, а потом — в небольшом городе Юрьевце на Волге. Должность протопопа означает, что Аввакум достиг высшего сана среди белого духовенства (т.е. главного среди всех священников определённого уезда). В XVII в. протопопы имели большое влияние, к их мнению прислушивались даже епископы и архиепископы. Также следует отметить, что Аввакум был одним из самых активных «ревнителей благочестия», т.е. выступал за наведение порядка в православной церкви, улучшение образа жизни духовенства, искоренение пережитков язычества и суеверий, строжайшее выполнения мирянами церковных запретов и ограничений. На этой почве он близко сошелся с будущим патриархом Никоном, и поначалу оказывал поддержку его начинаниям.
Добавить текст Вернуть оригинал2) позиция в период церковной реформы;
Никон был главным организатором церковных реформ (поэтому их часто называют реформы Никона). Их отличительной чертой было то, что существующие церковные книги должны были быть исправлены в соответствии с греческими богослужебными книгами. Также он инициировал изменение ряда церковных обрядов (самым известным из них было требование креститься тремя пальцами, а не двумя, как ранее).
Добавить текст Вернуть оригиналПротопоп Аввакум быстро разочаровался в проводимых церковных реформах и стал их главным критиком. Он выступал за исправление церковных книг в соответствии с древнерусскими православными летописями. Но позже начал критиковать и другие положения реформ (например, порядок проведения крестных ходов, требование креститься тремя пальцами и т.д.). Авторитет протопопа был настолько велик, что к его жесткой позиции стали прислушиваться многие представители духовенства, горожане и даже знать. Фактически Аввакум стал невольным основателем старообрядчества.
Добавить текст Вернуть оригинал3) черты характера, поступки;
На всех церковных должностях Никон проявлял себя как твёрдый и решительный руководитель, всегда уверенный в своих принципах и убеждениях. При этом он очень часто действовал деспотично, как настоящий тиран, не желая прислушиваться к мнению окружающих и считая истинным только своё решение. Со временем, такое упрямство и неумение приспосабливаться к окружающей обстановке сыграло с ним злую шутку.
Добавить текст Вернуть оригиналПротопоп Аввакум всегда отличался строгостью убеждений и даже аскетизмом (т.е. отказом от всех земных благ). Своих прихожан он постоянно стыдил за различные пороки и прегрешения, а представителей духовенства – за нарушения существующих церковных правил и предписаний. Борясь за то, что считал правильным, суровый Аввакум постоянно вступал в конфликты. Его противниками становились как знатные и могущественные прихожане (например, нижегородский воевода Василий Шереметев), так и церковные иерархи (не сойдясь во мнениях касательно порядка исправления богослужебных книг, он поссорился с патриархом Никоном, и даже стал его заклятым врагом).
Добавить текст Вернуть оригинал4) исход жизни.
Уверовав в своё могущество, патриарх Никон решил взять контроль над Алексеем Михайловичем, и стал открыто вмешиваться в государственные дела. Однако, не желая ни с кем делиться властью, царь постепенно отдалил от себя бывшего советника и верного помощника. При этом следует отметить, что ситуацию усложнили упрямство и гордыня Никона. Государь несколько раз пробовал помириться с Никоном, но безуспешно. Итогом этого конфликта стало решение церковного собора 1666 – 1667 гг. о низложении патриарха и ссылке на север – в Ферапонтов Белозерский монастырь в качестве простого монаха. Свою смерть бывший глава Русской православной церкви нашёл на пути к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю, куда его распорядился перевести новый царь Фёдор Алексеевич.
Добавить текст Вернуть оригиналСудьба протопопа Аввакума сложилась более трагично. Практически с первых дней своих выступлений против позиции официальной Церкви, он подвергался различным преследованиям. В 1653 г., по инициативе патриарха Никона, он был сослан в Забайкалье. Через 10 лет протопопу была разрешено вернуться в Москву. Однако в столице он продолжил критиковать церковные реформы. Вокруг него сплотилось много недовольных новыми порядками. В ответ на эти действия, церковный собор 1666 – 1667 гг. лишил духовного сана Аввакума, а также предал его и всех старообрядцев анафеме (церковному проклятию). В ответ на предложение раскаяться и отказаться от прежних убеждений, Аввакум проклял сам собор. Вместе с другими старообрядцами он был сослан в далёкий северный Пустозёрск. Там он провел в земляной тюрьме долгие 15 лет, но нисколько не отступил от своих взглядов и идей, продолжая критиковать как православную церковь, так и самого царя. В итоге, в 1682 г. Аввакум принял мученическую смерть на костре.
Добавить текст Вернуть оригиналЧто было общим у этих двух людей, яростно выступавших друг против друга?
У патриарха Никона и протопопа Аввакума было много чего общего. Они оба были искренне преданными православной вере (хоть и понимали её по-разному), считали свои убеждения и принципы единственно правильными и были готовы умереть за них. Тем более, что в конце 1640-х – начале 1650-х гг. они оба были близкими друзьями и соратниками, и понимали, что существующее положение дел в Русской православной церкви нужно менять. Однако прямо противоположные взгляды касательно того, как именно нужно проводить эти реформы, сделало их непримиримыми врагами.
Добавить текст Вернуть оригинал8*. Подготовьте исследовательскую работу на тему «Боярыня Феодосия Морозова: от картины В.И. Сурикова к историческому портрету».
Добавить текст Вернуть оригиналКартина «Боярыня Феодосия Морозова» – является одной из наиболее известных работ великого русского живописца Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916). Этот художник, прежде всего, известен как мастер написания полотен, посвященных различным периодам или персонажам истории России. Среди них: «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 г.), «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.), «Степан Разин» (1910 г.).
Добавить текст Вернуть оригинал«Боярыня Феодосия Морозова» была написана в 1884 – 1887 гг., и была посвящена старообрядческому движению и тяжёлой судьбе его участников. Сюжет этого полотна состоит в том, что 17 ноября 1671 г., закованная в цепи боярыня Ф. Морозова, отказавшаяся отрекаться от своих убеждений, была отправлена в заключение на санях в Чудов монастырь Московского Кремля. По дороге её встречает толпа людей, а она благословляет москвичей двумя пальцами (перстами), что в то время было категорически запрещено, согласно церковной реформе патриарха Никона. Данная картина также получила известность благодаря умению В. Сурикова удачно изобразить различные мелкие детали, без которых невозможно представить ту или иную историческую эпоху. К примеру, с большой точностью была изображена одежда тех лет, московские дома и строения и даже оттенки снега. К тому же художник посвятил значительную долю внимания не только главной героине, но и окружающей её толпе. Живописец чётко показал, что практически все собравшиеся сопровождать боярыню в монастырь искренне сочувствуют её положению, морально поддерживают её, а также осуждают тех, кто отдал приказ о заточении Ф. Морозовой.
Добавить текст Вернуть оригиналИ хотя реальная историческая личность и сформированный после ёё смерти образ, чаще всего, существенно отличаются, в случае с боярыней Ф. Морозовой художник максимально точно передал реальные события, без преувеличений и приукрашивания. Феодосия Прокофьевна Морозова (1632 – 1675) – реально существовавшая в XVII в. женщина, и одновременно с этим – видный деятель старообрядческого движения, близкая сподвижница протопопа Аввакума. Будущая героиня картины В. Сурикова происходила из знатной и влиятельной семьи. Её отец – Прокофий Соковнин был окольничим, т.е. занимал второй по значимости придворный чин в Российском государстве. Поначалу её жизненный путь мало чем отличался от девушек того времени. В 17 лет она была выдана замуж за богатого боярина Глеба Морозова, который к тому же находился в родстве с царской династией Романовых. В браке с ним, Феодосия Морозова родила сына Ивана. В 1662 г. её муж умер, и она посвятила себя воспитанию ребёнка и управлением доставшегося ей огромного состояния.
Добавить текст Вернуть оригиналКардинальные изменения в жизни боярыни Ф. Морозовой произошли на рубеже 1663 – 1664 гг. Тогда в Москву из ссылки вернулся протопоп Аввакум и к нему потянулись многие москвичи, недовольные церковными нововведениями. Среди старообрядцев было немало представителей боярских и дворянских фамилий, однако Феодосии Морозовой суждено было стать самой известной из них. Она всячески поддерживала единоверцев, помогая им материально, и даже использовала свое высокое положение при дворе, чтобы спасти некоторых старообрядцев от расправы. Постепенно она превратилась в религиозную фанатичку и в 1670 г. тайно приняла монашеский постриг, под именем Феодоры.
Добавить текст Вернуть оригиналЦарь Алексей Михайлович, который полностью поддерживал церковные реформы, поначалу пытался повлиять на боярыню через её окружение и родственников. Однако это не принесло успеха. Государь всё более был недовольным действиями Ф. Морозову, которая начала открыто проповедовать старообрядчество среди московской знати. И это при том, что согласно решению Великого Московского церковного собора 1666 – 1667 гг. старообрядцы были официально объявлены еретиками. Последней каплей в чаше царского терпения стал публичный отказ от участия в свадьбе Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной (матери будущего императора Петра I Великого).
Добавить текст Вернуть оригинал16 ноября 1671 г. по приказу царя Феодосия Морозова и её сестра Евдокия Урусова, которая также исповедовала старообрядчество, были арестованы и заключены в Чудов монастырь (именно этот эпизод был запечатлён на знаменитом полотне В. Сурикова). Несмотря на многочисленные допросы (с применением пыток) и предложений отречься от своего вероучения, Ф. Морозова твёрдо стояла на своём. Тем более, что ей оказывали помощь многие втайне сочувствующие москвичи. Тогда её вместе с сестрой перевели в Псково-Печерский монастырь, отличающийся более строгими порядками. Не повлияла на Ф. Морозову и скоропостижная смерть её сына Ивана Глебовича, которую православное духовенство пыталось преподнести в качестве наказания Божьего, а также – конфискация всего имущества боярыни в пользу царской казны.
Добавить текст Вернуть оригиналСестёр Феодосию Морозову и Евдокию Урусову неоднократно хотели приговорить к сожжению на костре как злостных и нераскаявшихся еретиков. Однако от этой смерти их спасло заступничество многих представителей боярской аристократии. Тогда, по приказу Алексея Михайловича, они были заточены в земляную тюрьму «на хлеб и воду» в Боровском городском остроге, а 14 их слуг, отказавшихся отказаться от старообрядчества, были сожжены. Согласно тайному приказу, тюремщики специально уморили узниц голодом. 11 сентября 1675 г. от истощения скончалась Е. Урусова, а вслед за ней 2 ноября 1675 г. – боярыня Ф. Морозова.
Добавить текст Вернуть оригиналТак окончила свой жизненный путь женщина, готовая отказаться от всех прелестей богатой и стабильной жизни, ради убеждений, которые она искренне считала единственно правильными. Её не испугали не пытки, не унижения, ни смерть. Недаром, наравне с казненным протопопом Аввакумом, Феодосия Морозова до сих пор почитается старообрядческой церковью как святая, а Евдокия Урусова – как преподобная мученица.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/morozova_fp.php
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://histrf.ru/read/articles/chiem-provinilas-boiarynia-morozova&ved=2ahUKEwje3vTDx9D2AhXwkYsKHT3kCKAQFnoECEUQAQ&usg=AOvVaw3FOhcI5ozBKjMtBLGvAZhl
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.art-portrets.ru/boyarinya_morozova.html&ved=2ahUKEwje3vTDx9D2AhXwkYsKHT3kCKAQFnoECEAQAQ&usg=AOvVaw1tju42bitOM6wE43XumBur
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://bibliotekar.ru/isk/26.htm
http://www.echo.msk.ru/programs/tretiakovka/41558/
Добавить текст Вернуть оригиналIІІ раздел
Россия при первых Романовых
Параграф 22. Народные волнения в 1660–1670-е годы