Вопросы и задания после параграфа
1. Объясните, какие недостатки современного им общества критиковали европейские гуманисты XVI в. В какой форме они это делали?
Добавить текст Вернуть оригиналЭразм Роттердамский критиковал средневековых богословов, высмеивал их показную учёность и лицемерие. Самым популярным из его сатирических произведений была «Похвала Глупости», в которой он доказывал, что глупости не чужды все люди, даже короли и папа римский.
Добавить текст Вернуть оригиналТомас Мор выступал против частной собственности и угнетения, а также против религиозной нетерпимости.
Добавить текст Вернуть оригиналФрансуа Рабле высмеивал невежество и лень церковнослужителей, самолюбие и жестокость государей.
Добавить текст Вернуть оригиналОдним из самых необычных художников ХVI в. был Иероним Босх. Его картины — пугающие и загадочные видения, полные фантастических созданий и чудовищ. В работах Босха можно легко усмотреть критику современного ему общества, одержимого разнообразными пороками.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Используя текст и иллюстрации учебника, объясните, в чём выражались особенности искусства Возрождения в странах Центральной и Северной Европы.
Добавить текст Вернуть оригиналЗа пределами Италии гуманизм обрёл новые черты. В Германии, Нидерландах, Франции и Англии приобщиться к Античности было труднее, потому что в древности эти земли принадлежали к «варварскому» миру. Это отразилось на увлечениях гуманистов северного Возрождения — они больше интересовались историей своих стран. В отличие от итальянского гуманизма, в северном Возрождении важное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления Католической церкви. В живописи Германии, Франции, Англии и Нидерландов дольше сохранялись средневековые традиции.
Добавить текст Вернуть оригиналВ XVI в. в Германии творили многие выдающиеся художники — Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн, Альбрехт Дюрер. Они создавали произведения на библейские и исторические сюжеты, портреты, пейзажи. Отличительной чертой немецкого искусства было стремление к социальной критике и сатире. Благодаря развитию печатного дела в Германии получила распространение гравюра – один из способов иллюстрирования книги.
Добавить текст Вернуть оригиналОсобенностью искусства Северного Возрождения было использование жанра портрета (индивидуального и группового), который лучше всего раскрывал человеческую индивидуальность и пользовался популярностью во всех слоях общества. Современники очень ценили портретное сходство, детали окружающей обстановки и костюма.
Добавить текст Вернуть оригиналПопулярностью пользовались бытовые сценки из жизни простых людей, а также пейзаж Богатые традиции нидерландского искусства стали основой расцвета голландской живописи XVII в. с её интересом к повседневной жизни простого человека.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Подготовьте сообщение о творчестве Питера Брейгеля Старшего. Выскажите суждение, почему произведения этого художника, прозванного за тематику его картин Мужицким, пользовались популярностью у его современников. Чем они привлекают зрителей в наше время?
Добавить текст Вернуть оригиналПитер Брейгель родился между 1525 и 1530 годами. Местом его рождения чаще всего называют город Бреда. Свою творческую биографию он начал как график. В середине 1540-х годов он оказался в Антверпене у Питера ван Альста, придворного художника Карла V.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1551 году Брейгель был принят в гильдию живописцев Антверпена и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, где познакомился с творчеством Иеронима Босха, которое оказало на него очень глубокое впечатление.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1552—1553 годах Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию и Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей. Художник был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов. Брейгель не писал заказных портретов за исключением «Портрета старой женщины» (1564).
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1564 году написана картина «Поклонение волхвов», а в 1565 году — цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»), одна из которых в настоящее время утрачена.
Добавить текст Вернуть оригиналГлавными героями работ Питера Брейгеля были представители сельских низов. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным персонажам.
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Брейгель,_Питер_(Старший)
Добавить текст Вернуть оригиналПитер Брейгель Старший известен своими полотнами, посвященными природе и сельской жизни. В то время, как большинство художников того времени в своем творчестве изображали сцены жизни святых или портретов королевских особ или знати, Брейгель рисовал обычных крестьян, чем вызвал в обществе переполох, который позже трансформировался в признание и славу.
Добавить текст Вернуть оригиналИнтересно, что к имени Питера Брейгеля часто приставляют "Старший," чтобы не путать его с его же сыном - Питером Брейгелем Младшим. Впрочем, нередко можно увидеть и другую формулировку - Питер Брейгель Мужицкий. Такое прозвище Брейгель получил уже после смерти, отчасти потому, что в своих картинах он делал акцент на жизни простых крестьян ("мужицкой жизни"), но отчасти также потому, что при своей жизни художник намеренно носил весьма простую одежду, часто даже нарочито бедную.
Добавить текст Вернуть оригиналКартины художника привлекают современников тем, что в них ощущается вызов классической традиции, которая господствовала в искусстве до этого. Жанровые картины (портрет и пейзаж), которые до сих пор считались второсортными, обрели популярность и постепенно начав вытеснять исторические и мифологические.
Добавить текст Вернуть оригинал
Раздел IV
Реформация и Контрреформация в Европе