Литература и искусство XVI-XVII веков
Ключевые вопросы
1. Какие герои появились в европейской литературе и драматургии начала Нового времени?
В 1605 году вышла книга «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля Сервантеса де Сааведры. «Дон Кихот» задумывался как пародия на популярные рыцарские романы. Подвиги героя оказываются нелепыми на фоне реальной жизни, однако ирония вскоре уступает место сочувствию рыцарю, который повсюду стремится восстановить справедливость, помочь слабым, защитить обиженных. Дон Кихот не случайно остался в мировой литературе самым ярким символом отваги и бескорыстия.
Добавить текст Вернуть оригиналВеликий английский поэт Шекспир был убеждён, что человек способен проявить свои лучшие качества и возвыситься или пасть, поддавшись низким страстям — властолюбию, корысти, зависти и ревности. Образы, созданные Шекспиром, стали нарицательными: Ромео и Джульетта остаются символом всепобеждающей любви, Отелло — ревности, Гамлет — мучительных сомнений.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Что привнёс в европейское искусство стиль барокко?
Стиль барокко зародился в Италии на рубеже ХVI—ХVII веков. «Барокко» в переводе с итальянского «причудливый», «странный». Данный стиль, в отличие от стиля Возрождения с его уравновешенностью и гармоничностью, полон движения и эмоций. Ему свойственны декоративность и зрелищность. Барочные творения нередко чрезмерно перегружены декором — лепниной, скульптурой. Барокко передавало устремлённость души ввысь, изумление перед величием Вселенной и могуществом Творца. Поэтому этот стиль стал активно поддерживаться Католической Церковью.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 158
Вопросы к рубрике «Изучаем источник»
1. Предположите, из кого состояла публика в английском театре во времена Шекспира.
В английский театр времен Шекспира могли ходить представители разных сословий и профессий. Более привилегированные занимали места ближе к сцене, а те, кто победнее - на галереях или на улице.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 159
Вопросы к рубрике «Изучаем источник»
1. Какой взгляд на человека представлен автором в словах Гамлета?
Гамлет в своих словах идеализирует человека, считая его венцом творения: «Какое чудо природы человек! Как благороден разумом! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движениям! В поступках как близок к ангелу! В воззреньях как близок к Богу! Краса Вселенной! Венец всего живущего!».
Добавить текст Вернуть оригинал2. Что Гамлет говорит о себе? Как, на основании чего можно определить характер этого шекспировского героя?
В приведенном отрывке Гамлет говорит, что потерял всю веселость и стремление учиться, до такой степени, что даже мир потерял для него свое очарование. Это говорит о том, что главный герой трагедии – умный человек, обучавшийся в университете и постоянно стремящийся к истине. Он размышляет о сущности общества и мира в целом. Под влиянием ряда событий Гамлет утратил веру в юношеские идеалы.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 164
Вопросы и задания после параграфа
1. Расскажите, какие темы привлекали писателей конца XVI — XVII века. Почему их произведения вызывают интерес читателей и в наше время?
Добавить текст Вернуть оригиналВ отличие от гуманистов эпохи Высокого Возрождения, писатели Позднего Возрождения перестали идеализировать человека, осознавая его слабости и пороки: эгоизм, страсть к наживе, жестокость, но несмотря ни на что, они продолжали верить в торжество добра. Помимо этого поднимаются и важные философские вопросы о сущности человека.
Добавить текст Вернуть оригинал
2. Подготовьте сообщение об одном из известных произведений У. Шекспира (по выбору)
Пьеса «Отелло» была написана в 1604 году. Ее особенностью было то, что в ней отсутствовало обращение к античным и средневековым мотивам. Действие происходило в современной Венеции, а затем переносится на Кипр. По одной из версий прототипом персонажа был итальянский военнослужащий Маурицио Отелло, командовавший действиями войск на Кипре с 1505 по 1508 год. Мужчина был женат, однако супруга, сопровождавшая его на войне, не вернулась домой. По другой версии Шекспир использовал сюжет новеллы Джамбаттиста Чинтио «Венецианский мавр».
Добавить текст Вернуть оригиналГлавные герои – военачальник Отелло, его супруга Дездемона и секретарь Яго, желающий отомстить Отелло за то, что не сделал его лейтенантом. Мавр знакомится с Дездемоной, влюбляется в нее и вступает в тайный брак. Яго клевещет на Дездемону, уверяя начальника, что девушка изменяет тому с подчиненным – Кассио. Интриги Яго доказывают мавру, что жена неверна ему. Обман ведет к смерти главных героев.
Добавить текст Вернуть оригиналОтелло благородный человек, способный на чистые помыслы, храбрые действия и настоящие чувства. Он воплощает идеалы Ренессанса. Вместе с тем Отелло чувствует себя чужим в Венеции, будучи представителем другой расы.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Охарактеризуйте стиль барокко (время распространения, основные сюжеты и образы в живописи и скульптуре; художественные особенности). Какие впечатления должны были вызывать произведения искусства в стиле барокко у современников, а какую оценку дадите им вы?
Добавить текст Вернуть оригиналСтиль барокко («причудливый», «странный») возник в Италии на рубеже ХVI—ХVII веков. В означал «причудливый», «странный». Он быстро распространился на всю Европу, в особенности католические страны. Стиль полон движения, эмоций, ему свойственны подчёркнутая декоративность и зрелищность. Барочные творения нередко чрезмерно перегружены декором — лепниной, скульптурой.
Добавить текст Вернуть оригиналВ стиле барокко были созданы площадь Святого Петра в Ватикане и скульптурная группа «Экстаз Святой Терезы»(автор — Джованни Бернини), «Юноша, играющий на лютне» (Караваджо), «Апостолы Петр и Павел» (Эль Греко), «Возвращение блудного сына» (Рембрандт)
Добавить текст Вернуть оригинал4. Используя иллюстрации учебника, расскажите об одном из известных европейских художников XVII в. Выскажите суждение, благодаря чему его творчество стало широко известным.
Добавить текст Вернуть оригиналХудожник Диего Веласкес считается одним из главных представителей испанской живописи. Он родился в 1599 году в Севилье. Талант Веласкеса как художника открылся довольно рано. Первую техническую подготовку молодой Веласкес получил в школе художника Франсиско Пачеко. В 1617 году Веласкес сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. Первые работы художника представляли собой сцены из народной жизни. Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников. В 1623 году начинается новый важный этап в творчестве художника — он был назначен придворным живописцем. Главной его задачей было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. К середине 1630-х годов относится создание Веласкесом серии картин, воспевающих военные победы Филиппа IV. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635), в которой художник запечатлел сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года. Вершиной творчества великого художника являются две картины — «Менины» (1656) и «Пряхи» (около 1657).
Добавить текст Вернуть оригиналСкончался художник в августе 1660 года от лихорадки.
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%81,_%D0%94%D0%B8%D0%B5%D0%B3%D0%BE
Добавить текст Вернуть оригинал
5. Рассмотрите историческую ситуацию. В творчестве У. Шекспира можно отметить определённую последовательность жанров: он начал с комедий («Укрощение строптивой» и др.) и пьес на исторические сюжеты (например, «Ричард III»), а спустя годы перешёл к созданию своих великих трагедий. Чем вы это объясните?
Добавить текст Вернуть оригиналПо моему мнению, перемены в последовательности жанров могут быть обусловлены жизненными обстоятельствами. Комедии, пьесы на исторический сюжеты изменились на трагедии, так как автор, начиная с юношеским оптимизмом, в зрелом возрасте стал более серьезен. Также можно предположить, что Шекспир следовал литературной моде своего времени.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Используя иллюстрации учебника и интернет-ресурсы, подготовьте проектную работу на тему: «Архитектура барокко в европейских столицах».
Добавить текст Вернуть оригиналЗародившись в Италии, барокко утвердилось во Франции, Испании, позже проникло в Германию, его элементы использовались английскими архитекторами. Барокко в Европе выросло из искусства Ренессанса, добавив во внешний вид строений динамичность и масштабность. Зодчество каждой страны формировалось с учетом национальных традиций. Благодаря этому европейское барокко в разных странах приобретало особые характерные элементы на основе общих черт стиля.
Добавить текст Вернуть оригиналИталия. Примером итальянского барокко может служить церковь Сант-Аньезе на площади Навона в Риме. Купол церкви расположен на барабане, фасад имеет плавные, изгибающиеся формы, выступы, что создает интересные эффекты светотени. Украшают сооружение многоярусные колонны, расположенные по сторонам от купола. Воздвигнута в честь святой Агнессы Римской. Строительство в 1652 г. вел Джироламо Райнальди, фасад церкви - работа Борромини (1652—1655 гг.). другими примерами итальянского барокко являются церковь Сант-Андреа аль Квиринале (Бернини, 1653—1658 гг.), Королевская лестница (Бернини, 1663—1666 гг.), соединяющая папский дворец и собор Святого Петра.
Добавить текст Вернуть оригиналГермания. Немецкое барокко характеризовалось разделением на южное католическое и северное протестантское направления. Архитектура южной Германии больше напоминает итальянское барокко, а зодчество северной части страны многое заимствовало из французского классицизма. Немецкое барокко наиболее ярко представлено дрезденской резиденцией Цвингер архитектора Пеппельмана, построившего ее по заказу саксонского курфюрста Августа Сильного.
Добавить текст Вернуть оригиналАнглия. Барокко в Англии не получило такой размах как в других странах Европы. В английской архитектуре был очень силен классицизм. Исследователи говорят о том, что в Англии не осталось памятников архитектуры, которые можно было бы однозначно определить как барочные. Среди мастеров, произведения которых можно охарактеризовать как английское барокко, были Джон Ванбру и Николас Хоксмур. Особенности английского барокко продемонстрировано в строении Ситон Делавал в Нортумберленде, разработанном архитектором сэром Джоном Вабру в 1718 г. Сооружение было построено для адмирала Джорджа Делавала, сейчас принадлежит Национальному Тресту.
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/arhitektura_barokko_v_evrope/
Добавить текст Вернуть оригиналВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ МОНАРХИЙ
Стр. 166