Вопросы и задания в конце параграфа
1. Соберите информацию о людях, чьи скульптурные изображения находятся рядом с Ж. Кальвином на стене Реформации в Женеве. За что им установлены памятники? Какой лозунг изображён на стене Реформации? Как вы его понимаете?
Добавить текст Вернуть оригиналНа стене Реформации в Женеве, помимо Жана Кальвина, также изображены скульптурные изображения Гийома Фареля (1489 – 1565), Теодора Беза (1519 – 1605) и Джона Нокса (ок. 1513 – 1572). Все они были сподвижниками Жана Кальвина и проповедовали кальвинизм. Например, Т. Беза, после смерти Ж. Кальвина в 1564 г., стал его официальным преемником, заняв место старшины женевских церквей. Г. Фаррель занимался миссионерской деятельностью за пределами Швейцарии, распространяя кальвинизм среди французов и немцев. Дж. Нокс проповедовал в родной Шотландии и фактически стал основателем отдельного направления в кальвинизме – пресвитерианства.
Добавить текст Вернуть оригиналНа стене Реформации выгравирован лозунг, который в переводе с латыни значит так: «После мрака свет». Эта фраза считается девизом города Женева, а также всей Реформации. Смысл данного лозунга, на мой взгляд, заключается в том, что по мнению деятелей Реформации, после темных веков католицизма в мир должен прийти свет в виде нового, более справедливого, протестантского вероучения.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://www.tourister.ru/world/europe/switzerland/city/genve/placeofinterest/42412/responses/10474
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://rutraveller.ru/place/32670
https://www.tripbest.ru/world/europe/switzerland/geneva/places_gva/place-reformation-wall-geneva.php
Добавить текст Вернуть оригинал2. Расположите в хронологической последовательности следующие события:
1) Крестьянская война в Германии;
2) провозглашение независимости англиканской церкви от Рима;
Добавить текст Вернуть оригинал3) утверждение в Женеве кальвинизма;
4) Аугсбургский религиозный мир в Германии.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Сравните лютеранство, анабаптизм, кальвинизм и англиканство. Найдите черты сходства и различия.
Сходство лютеранства, анабаптизма, кальвинизма и англиканства состоит в том, что все эти вероучения признавали триединую сущность Господа, выступали за перевод Библии с латыни на другие языки, отрицали культ святых, стремились к конфискации церковных земель, и не признавали над собой власть папы римского и всей католической церкви. При этом, каждое из данных направлений протестантизма имело свои, характерные только для них особенности. Так, сторонники лютеранства признавали только два христианских таинства: крещение и причастие, а также были противниками использования икон и пышных богослужений. Анабаптисты отличались стремлением к установлению общества всеобщего равенства, в котором всё имущество было бы общим. Кальвинизм утверждал, что души людей изначально предопределены или не предопределены к спасению, а показателем избранности являются успехи человека и его материальное благосостояние. Англиканство, в отличие от других протестантских церквей, сохранило церковную иерархию, иконы и пышные богослужения.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Почему М. Лютер осуждал крестьянские восстания и призывал бороться с ними?
Мартин Лютер осуждал крестьянские восстания, потому что их лидеры фактически призывали к открытому грабежу зажиточных сословий населения Германии.
Добавить текст Вернуть оригинал5. В чём заключались основные требования крестьян в Германии? Какая программа восставших крестьян и горожан вызывает у вас наибольшие симпатии? Почему?
Добавить текст Вернуть оригиналТребования немецких крестьян были разнообразные. Среди них были как умеренные пожелания (отмена личной зависимости крестьянина от помещика, ограничения десятины, сокращения барщины и оброка), так и более радикальные (секуляризация церковных земель, равенство всех людей перед законом, отмена привилегий духовенства и дворянства). На мой взгляд, наиболее оптимальной является программа, известная под названием «Двенадцать статей». В ней были прописаны необходимость ограничения главного церковного налога – десятины, освобождение крестьянства от личной зависимости от землевладельца, а также уменьшение объёмов барщины и оброка. Эти требования являются вполне разумными, и поэтому их можно было реализовать на практике. Остальные пожелания крестьян были почти что фантастическими, поскольку дворянство и духовенство никогда бы не отказалось от своих богатств и привилегий.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Представители каких слоёв населения могли испытывать симпатию к учению Ж. Кальвина, а кому оно могло показаться опасным и вредным?
Добавить текст Вернуть оригиналДумаю, симпатию к учению Ж. Кальвина испытывали трудолюбивые жители городов – торговцы и ремесленники, поскольку они стремились к богатству и накоплению материальных благ путём постоянной работы. Однако для дворян новое вероучение могло оказаться опасным и вредным, поскольку не учитывало главный принцип формирования знати – происхождение. Тем более, что дворяне меньше всего были заинтересованы трудиться.
Добавить текст Вернуть оригинал7. При каких обстоятельствах возникла англиканская церковь? Можно ли утверждать, что её появление было вызвано случайностью?
Добавить текст Вернуть оригиналАнгликанская церковь возникла в результате конфликта короля Генриха VIII, который хотел развестись с Екатериной Арагонской, и папы римского, отказывающегося одобрять развод. В такой ситуации, король вывел церковь Англии из-под власти папы и подчинил её себе.
Добавить текст Вернуть оригиналПоявление англиканской церкви, хоть и связано с личными интересами Генриха VIII, всё же не было случайно. Недаром инициативу короля охотно поддержал парламент и большинство знати. Это значит, что идеями Реформации была охвачена значительная часть английского общества.
Добавить текст Вернуть оригинал8*. В 1534 – 1535 гг. анабаптисты получили власть в германском городе Мюнстере и установили там свои порядки (этот эпизод известен как «Мюнстерская коммуна»). Чем эти порядки были примечательны? Почему против коммуны объединились протестанты и католики?
Добавить текст Вернуть оригиналМюнстерская коммуна стала своеобразным отголоском Крестьянской войны 1524 – 1526 гг. И, хотя Томаса Мюнцера и большинства повстанческих лидеров уже не было в живых, идеи анабаптизма сохранили свою живучесть среди простонародья. И это неудивительно, поскольку стремление жить в обществе, где нет богатых и бедных, и где вся собственность является общей, будоражило умы тех, кто считал существующий порядок вещей вполне справедливым.
Добавить текст Вернуть оригиналРезультатом этих процессов стало восстание горожан немецкого города Мюнстер (Герцогство Вестфалия) 23 февраля 1534 г., во главе с полуграмотным булочником Яном Матисом, исповедующим анабаптизм. Он прогнал главу города – местного епископа, провозгласил себя «главным пророком» и установил уникальный режим, в соответствии с религиозными убеждениями. В историю он вошел под названием Мюнстерской коммуны, хотя сам Матис называл Мюнстер «Новым Иерусалимом». После смерти Матиса коммуну возглавил Иоанн Лейденский, провозгласивший себя царём.
Добавить текст Вернуть оригиналЦелью захвативших власть анабаптистов стало ожидание второго пришествия Иисуса Христа, а до этого момента – самостоятельная организация «рая на земле», который должен был базироваться на общности имущества (принадлежало всем и никому лично) и социального равенства (отсутствие разделения на богатых и бедных). Для этого всё имущество зажиточных горожан и церкви было конфисковано, все драгоценные металлы были изъяты, и самое главное – отменены торговля и деньги. Все жители Мюнстера были обязаны трудиться, а взамен получали продукты и на временное пользование – предметы обихода, согласно утверждённым коммуной нормам. В «Новом Иерусалиме» вводилась железная дисциплина: нарушение общественного порядка, пьянство и непослушание каралось смертью. Также была отменена традиционная семья и введено многоженство.
Добавить текст Вернуть оригиналОднако большинство жителей Мюнстера не приняли идеалы всеобщего равенства, и бежали из города, прося помощи у властей соседних княжеств. При этом светские и церковные феодалы очень встревожились происходящими событиями, поскольку опасались повторения подобного в своих землях (тем более, что для осуществления всенародного восстания руководство коммуны отправляло проповедников в разные уголки Германии). Однако больше всего напуганы оказались лютеране, для которых анабаптисты были врагом похуже католиков. Мартин Лютер и его сподвижники считали, что анабаптисты своими безумными действиями порочат светлые принципы Реформации и отталкивают прихожан от протестантского вероучения. Таким образом, и у католиков, и у лютеран был общий враг, существование которого подвергало опасности не только исповедуемые религии, но и существующий общественный порядок и государственный строй.
Добавить текст Вернуть оригиналВ итоге, в результате длительных переговоров католики и лютеране смогли найти общий язык, и в начале 1535 г. их объединённое войско осадило Мюнстер. Несмотря на жесточайшее сопротивление анабаптистов, 24 июня 1535 г. город пал. Победители устроили массовую резню, а «царь Нового Иерусалима» Иоанн Лейденский был подвергнут крайне жестокой даже для того времени казни – раздирание тела раскалёнными щипцами.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://rushist.com/index.php/west/2728-myunsterskaya-kommuna
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://diletant.media/articles/45344374/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/079/483.htm
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://history.wikireading.ru/amp180881
Добавить текст Вернуть оригинал9*. За что Генрих VIII Тюдор получил прозвище Синяя Борода? Откуда пошло это выражение и что оно означает?
Традиционно «Синими бородами» называют тех мужчин, которые стремятся избавиться от жён путём их убийства. Это понятие появилось благодаря известной сказке французского писателя Шарля Перро «Синяя Борода», написанной в 1697 г. Согласно её сюжету, главный злодей Синяя Борода регулярно женился и убивал своих жён, когда они ему надоедали. Однако многие литературоведы утверждают, что Перро не был непосредственным автором, а основывал сюжет сказки на существующих ранее народных легендах и поверьях о жестоком муже-тиране, убивающем своих жён.
Добавить текст Вернуть оригиналАнглийский король Генрих VIII Тюдор (1509 – 1547) получил прозвище Синяя Борода как раз потому, что на протяжении всей жизни был женат шесть раз (невиданный рекорд для европейского монарха), причём две из них были казнены. Королевы Анна Болейн и Екатерина Говард были обезглавлены по обвинению в государственной измене (фактически за то, что не смогли родить королю сына). Однако признаков того, что Генрих VIII был паталогически жестоким человеком или страдал от каких-либо психических расстройств, не обнаружено как современниками, так и специалистами-историками. Скорее всего, такая частая смена жён объяснялась стремлением короля обзавестись любой ценой наследником мужского пола, который бы обезопасил государство от возможных междоусобиц и гражданских войн.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://kulturologia.ru/blogs/280219/42358/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://amp.shkolazhizni.ru/biographies/articles/76140/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://history.wikireading.ru/amp226534
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://woords.su/expressions/russian/1457-sinyaya-boroda
Добавить текст Вернуть оригинал10*. Можно ли сравнить внутрицерковную борьбу иосифлян и нестяжателей в Русском государстве с борьбой кальвинистов против католиков? Ответ обоснуйте.
Добавить текст Вернуть оригиналНа первый взгляд борьба иосифлян и нестяжателей в России имеет сходство с борьбой кальвинистов против католиков в Западной Европе. Как и кальвинисты, нестяжатели выступали против церковного землевладения и сосредоточения в руках церкви каких-либо иных богатств, но поддерживали простоту и скромность духовенства, отказ от пышных убранств и богослужений. Однако на этом сходство и заканчивается. Нестяжатели не выступали против церковной иерархии, не отрицали культ святых и почитание икон, придерживались всех семи христианских таинств (протестанты признавали лишь крещение и причастие) и самое главное – не отделяли себя от православной церкви, в отличие от кальвинистов. Поэтому и отношение иосифлян, одержавших верх в этой борьбе, к нестяжателям было в общем-то лояльным. Их хоть и называли еретиками, но серьезным репрессиям не подвергали. Так, неформальные лидеры нестяжателей Нил Сорский и Вассиан Патрикеев были всего лишь сосланы в отдалённые монастыри. Такое наказание не идёт в сравнение с отношением католиков к кальвинистам, да и ко всем протестантам. В Западной Европе, любая попытка выступить против католической церкви, чаще всего, заканчивалась пытками и сожжением на костре.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://histerl.ru/lectures/iosiflyane-vs-nestyazhateli.htm
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://obrazovanie.guru/istoriya/borba-mezhdu-iosiflyanami-i-nestyazhatelyami.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://fingram-history.oc3.ru/contents/styaghateli-i-nestyaghateli
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://revolution.allbest.ru/religion/00231272_0.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://rushist.com/index.php/philosophical-articles/4868-nestyazhateli-i-iosiflyane-sravnenie
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://statehistory.livejournal.com/29878.html
Добавить текст Вернуть оригиналИзучаем документ
Прочитайте отрывок из энциклопедической статьи и ответьте на вопросы.
1) О каком событии идёт речь?
Речь идёт об Аугсбургском религиозном мире.
Добавить текст Вернуть оригинал2) Когда оно произошло и какое значение имело?
Данное событие произошло в 1555 г., и оно положило конец длительным религиозным войнам в Германии. Устанавливался принцип «чья власть, того и вера».
Добавить текст Вернуть оригинал3) Найдите место, где произошло это событие, на карте.
Это город Аугсбург, на юге Германии.
Стр. 81
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
Отличалась ли протестантская вера от католической, и если да, то чем?
Протестантская вера существенно отличалась от католической. Во-первых, протестантское вероучение, в отличие от католицизма, не было единым, а представлено множеством различных направлений: лютеранством, анабаптизмом, кальвинизмом и англиканством. Во-вторых, протестантизм запрещал сосредоточение богатств в руках церкви (в т.ч. и земель). В-третьих, протестантизм предписывал перевод Библии с латыни на национальные языки (английский, немецкий, французский и т.д.). Также следует добавить, что практически все протестантские церкви (кроме англиканства) запрещали церковную иерархию, иконы, пышные богослужения, богатые облачения духовенства.
Добавить текст Вернуть оригинал