Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Что такое Реформация?
Реформация – общественное движение, целью которого было обновление католической церкви, избавление её от существующих недостатков.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Что в действиях католической церкви вызывало недовольство у жителей Германии?
Жителям Германии не нравилось то, что священники и монахи вели аморальный образ жизни, а также большое количество налогов и поборов в пользу церкви. Также среди светских князей вызывало зависть наличие у церкви огромных земельных угодий, а среди экономных бюргеров вызывали раздражение пышные церковные обряды и чрезмерно богатое убранство католических храмов.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 72
Вопросы и задания в конце параграфа
1. Придумайте вопросы к иллюстрациям в начале параграфа.
1) В чём заключалась истинная вина Яна Гуса?
Добавить текст Вернуть оригинал2) Почему римский папа объявил Мартина Лютера еретиком?
Добавить текст Вернуть оригинал2. Расположите в хронологической последовательности следующие события:
1) публикация М. Лютером «95 тезисов»;
2) отлучение М. Лютера от церкви;
3) Вормсский рейхстаг;
4) взятие Рима войсками Карла V.
3. Отечественный историк XIX – XX вв. Н. И. Кареев писал: «Термин, которым в XVI в. стали обозначать почти исключительно церковные преобразования, совершавшиеся в то время, первоначально, в XV в., прилагался вообще ко всякого рода государственным и общественным преобразованиям». О каком термине идёт речь? Какую особенность его использования в прошлом отметил учёный?
Добавить текст Вернуть оригиналРечь идёт о реформации. Учёный отметил, что в XV в. под этим термином подразумевали изменения в государстве и обществе (например, военные реформы, или реформы государственного управления), а в XVI в. – церковные преобразования.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Сравните учение М. Лютера и традиционный католицизм, найдите черты сходства (не менее двух) и различия (не менее трёх).
Добавить текст Вернуть оригиналСходствами учения Мартина Лютера и традиционного католицизма была вера в триединство Бога и богочеловеческую природу Иисуса Христа. Что касается различий, то среди них следует отметить: провозглашение Лютером Библии единственным источником божественного откровения (католическая церковь к ним причисляла не только Библию, но и сочинения Отцов Церкви, решения римских пап и церковных соборов); отказ от пяти церковных таинств (в отличие от католической церкви, Лютер признавал только крещение и причащение); необходимость перевода Библии с латыни на языки других народов и проведение богослужений на родном языке (католическая церковь запрещала переводить Библию с латыни на другие языки и использовать в ходе богослужения другие языки, кроме латыни).
Добавить текст Вернуть оригинал5. Укажите причины Реформации, выделите среди них объективные (не зависящие от воли и желания людей) и субъективные (зависят от воли людей, их намерений).
Добавить текст Вернуть оригиналОбъективными причинами Реформации является недовольство широких народных масс аморальным поведением католического духовенства, стремление церкви к обогащению любым путём, а также желание светских властей заполучить обширные земельные владения, принадлежащие церкви. Субъективными причинами Реформации можно назвать настойчивость Мартина Лютера и его уверенность в своей правоте, а также упрямство папы Льва X, нежелающего исправить проблемы, перечисленные в «95 тезисах». Вполне возможно, если глава католической церкви проявил бы мудрость и прислушался к замечаниям Лютера, никакой Реформации не произошло бы.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Какие гуманистические представления подготовили почву для Реформации?
Для Реформации подготовили почву те гуманистические представления, в которых осуждалось католическое духовенство и церковь за их корыстолюбие, безнравственность, невежество и нетерпимость ко всему новому.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Можно ли назвать случайностью то, что Реформация началась с протеста против индульгенций?
То, что Реформация началась с протеста против индульгенций, было не случайностью, а закономерностью. Циничная торговля прощением грехов стала последней каплей, которая подорвала терпение простых христиан. И в прежние времена немало верующих критиковали представителей католического духовенства за невежество, жадность и распущенность. Церковные налоги и поборы тоже ни для кого не были новостью. Их платили уже не одно столетие. Однако массовая торговля индульгенциями стала вершиной корыстолюбия церкви, которая сама же призывала людей жить в скромности и бедности. Это вызвало справедливый гнев среди простого народа.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Почему Реформация началась именно в Германии?
Реформация началась в Германии, потому что именно в этой стране недовольство католической церковью было особенно сильным. В отличие от централизованных Франции и Англии, власть императора была очень слабой, и он просто не мог ограничить чрезмерные притязания папы римского. Как следствие, немецкие земли приносили больше всего доходов в церковную казну, что естественно не нравилось практически всем сословиям немецкого общества.
Добавить текст Вернуть оригинал9*. Одним из главных противников М. Лютера был Иоганн Экк. В молодости они были дружны, но позже их пути разошлись. В 1519 г. состоялся знаменитый Лейпцигский диспут между Лютером и Экком, ставший одним из ключевых событий Реформации. Соберите дополнительную информацию об И. Экке и Лейпцигском диспуте, попытайтесь воспроизвести некоторые аргументы сторон и вместе с одноклассниками разыграйте эпизод диспута.
Добавить текст Вернуть оригиналИоганн Экк
Уважаемые присутствующие! Сегодня я хочу доказать, что присутствующий на этом собрании, мой хороший знакомый, Мартин Лютер, на самом деле не является борцом за правду, а всего лишь – самым обычным еретиком, место которому – костёр.
Добавить текст Вернуть оригиналМартин Лютер
Мой дорогой друг. Именно так я когда-то к тебе относился. Но уже не могу так назвать тебя. Те вещи, о которых я говорю третий год – они правдивы. То, что я изложил в «95 тезисах» – это не просто плод моих размышлений, а самая настоящая истина. Церковь, которая должна служить для каждого христианина образцом праведности, уже не одно столетие погрязла во лжи и всевозможных пороках.
Добавить текст Вернуть оригиналИоганн Экк
И что это за пороки? Назови их ещё раз. Пусть все ещё раз услышат твои богомерзкие высказывания.
Добавить текст Вернуть оригиналМартин Лютер
Я называл уже тысячу раз, и назову снова. Наша святая католическая церковь призывает верующих жить в простоте, скромности и послушании, но сама при этом обладает колоссальными богатствами. Где написано в Библии, что последователи Христа должны иметь такие огромные наделы? Разве это справедливо, предаваться роскоши в то время, как большинство населения страдает от голода и нищеты? А моральный облик служителей церкви? Ведь не только простые священники и монахи предаются пьянству, обжорству и разврату, но даже уважаемые епископы и аббаты. Как должен после этого народ относиться к церкви?
Добавить текст Вернуть оригиналИоганн Экк
Все люди грешны. Немало среди них людей слабых духом и недостаточно твёрдых в своих убеждениях. Но Иисус завещал прощать заблудших. И ни в коем случае не разрушать его главное детище – христианскую церковь.
Добавить текст Вернуть оригиналМартин Лютер
Я не хочу уничтожать нашу церковь. Я хочу сделать её лучше. Хочу её реформировать.
Добавить текст Вернуть оригиналИоганн Экк
Такие вещи может предлагать лишь наш святой отец – римский папа. Только он решает такие вещи. И никто другой. А мы – лишь скромные служители Христа.
Добавить текст Вернуть оригиналМартин Лютер
Папа? Тот папа, который в погоне за наполнением церковной казны, организовал бесстыдную торговлю индульгенциями? Господи, разве это мыслимо: продавать Божье прощение за деньги? Наша церковь не знала более великого позора.
Добавить текст Вернуть оригиналИоганн Экк
Поостерегись, Мартин. Власть папы от Бога. Если он так решил, значит такова Божья воля. И противиться папе – значит противиться Господу.
Добавить текст Вернуть оригиналМартин Лютер
Папа – не святой. Он такой же человек, как и мы с тобой. И его власть точно не является божественной, поскольку папу выбирают кардиналы. Только Иисуса, по справедливости, можно назвать главой церкви. Только его.
Добавить текст Вернуть оригиналИоганн Экк
Не богохульствуй, Мартин. Божественное происхождение папской власти – основа основ нашей церкви.
Добавить текст Вернуть оригиналМартин Лютер
Решение о божественной природе папской власти было принято лишь в XII веке, на церковном соборе. До этого все предыдущие папы считались простыми смертными.
Добавить текст Вернуть оригиналИоганн Экк
Сто лет назад также говорил еретик Ян Гус. Помнишь, чем всё для него закончилось? Если не хочешь повторить его судьбу, Мартин, отрекись от своей ереси, отрекись, пока не поздно. Иначе гореть тебе на костре, а твоей душе – в адском пламени.
Добавить текст Вернуть оригиналМартин Лютер
Как мне не тяжело сейчас осознавать, но Ян Гус был прав в своих убеждениях. И никакие угрозы мне не помешают завершить дело, предначертанное Господом. Напоследок хочу привести такой аргумент. Как вы все знаете, христианами являются не только те, кто исповедуют католическую веру, но и те, кто живёт на востоке Европы. Они называют свою церковь греческой или православной. Так вот, они не признают власти папы. У них есть свой патриарх. Получается, все они – еретики?
Добавить текст Вернуть оригиналИоганн Экк
Мне больше не о чем разговаривать. Нашу дальнейшую дискуссию считаю бессмысленной. Констанцский собор в 1418 г. принял однозначное решение: считать Яна Гуса еретиком, а все иные рассуждения – порочат святую церковь. И если, по вашему мнению, законно избранный собор может погрешать, вы для меня язычник и мытарь.
Добавить текст Вернуть оригиналМартин Лютер
Тогда, с этого дня, я не признаю власть папы надо мной. И всей католической церкви. Я создам новую церковь, справедливую, и чистую от грехов и пороков. На том я стою. Я не могу иначе, и да поможет мне Бог.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st009.shtml
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.euromag.ru/amp/events/glavnoe-sobytie-reformacii-vspomnjat-v-lejpcige/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://no-regime.com/ru-deru/wiki/Leipziger_Disputation
Добавить текст Вернуть оригинал10*. Когда М. Лютер выступил с проповедью, в Европе шла «охота на ведьм». Как основатель нового учения и его последователи относились к этому ужасному явлению?
Добавить текст Вернуть оригиналНесмотря на то, что основателя Реформации Мартина Лютера уже многие столетия считают прогрессивным человеком с передовым, для своего времени, мышлением, который осмелился бросить вызов могущественной католической церкви, всё же у него был ряд ошибочных и даже невежественных мнений. Самое известное из них касалось одного из наиболее позорных явлений в истории христианской цивилизации – т.н. «охоте на ведьм», которая потрясала Европу с конца XV в. Мартин Лютер не осуждал эти процессы, даже став на путь Реформации. Он искренне верил в существование ведьм и выступал за их сожжение. В своих произведениях он прямо писал в 1522 г.: «Колдуны и ведьмы – суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели... понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола…».
Добавить текст Вернуть оригиналКак следствие, в немецких землях, где к середине XVI в. утвердилась протестантская вера, «охота на ведьм» никуда не исчезла, а по мнению некоторых исследователей – даже превзошла по количеству жертв католическую церковь, с той разницей, что несчастных женщин приговаривала к смерти, не инквизиция, а суд, состоявший из лютеранских пасторов. Кстати, кальвинисты проводили аналогичную политику, считая розыск и осуждение ведьм своим святым долгом перед Богом.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, даже великий Мартин Лютер, который, по словам современников, «ухватил папу за тиару, а монахов – за брюхо», как и многие его последователи, не были лишён многих средневековых предрассудков, среди которых «охота на ведьм» занимала особое место. Поэтому и Реформацию по своей сути нельзя однозначно считать победой разума над мракобесием и невежеством.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://pikabu.ru/story/ya_sam_reshayu_kto_v_moey_zemle_vedma_6358867?view=amp
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://sergeyurich.livejournal.com/395422.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.vokrugsveta.ru/vs/article/415/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://studfile.net/preview/6266847/page:13/
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 72
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
Почему призыв Мартина Лютера к обновлению христианства был услышан и многими поддержан?
Призыв Мартина Лютера к обновлению христианства был услышан и многими поддержан, поскольку значительная часть искренне верующих христиан испытывала глубокое недовольство действиями католического духовенства и церкви, а в особенности – циничной и безнравственной торговлей индульгенциями.
Добавить текст Вернуть оригинал