Вопросы и задания в конце параграфа
1. Заполните таблицу.
Деятель культуры | Сфера деятельности | Страна | Произведения |
---|---|---|---|
Леонардо да Винчи | Живопись, поэзия, строительство, механика, математика, физика, анатомия и ботаника. | Италия | Картины «Джоконда», «Витрувианский человек». |
Микеланджело Буонарроти | Скульптура, архитектура, живопись и поэзия. | Италия | Фрески «Страшный суд», «Афинская школа». |
Рафаэль Санти | Живопись | Италия | Картина «Сикстинская мадонна» |
Андреа Палладио | Архитектура | Италия | Вилла Ротонда |
Никколо Макиавелли | Философия и литература | Италия | Трактат «Государь» |
Эразм Роттердамский | Философия и литература | Нидерланды | Сатирическое произведение «Похвала глупости» |
Томас Мор | Философия и литература | Англия | Повесть «Утопия» |
Франсуа Рабле | Литература | Франция | Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» |
2. Кого в наши дни называют гуманистом? Чем гуманизм эпохи Возрождения отличается от современного?
В наши дни гуманистами называют тех, для кого человеческая жизнь является высшей ценностью. Однако, во времена Возрождения называли тех деятелей культуры и искусства, кто ставил в центре своего внимания и творчества человека, а не Бога.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Как сказалась на развитии культуры раздробленность Италии на множество мелких государств?
Раздробленность Италии на множество мелких государств оказало положительное влияние на развитие культуры. Во-первых, проявлялась конкуренция между итальянскими городами и государствами касательно красоты зданий и росписей. Во-вторых, если поэта или художника, в силу различных причин, выгоняли из одного города, он всегда мог рассчитывать на радушный приём в другом.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Почему гуманистические идеи распространились за пределы Италии? Кто проявлял к ним интерес?
Гуманистические идеи распространились за пределы Италии, поскольку они были близки жителям богатых и свободных городов других стран (в первую очередь, Нидерландов, Англии и Франции). Интерес к ним, чаще всего, проявляли предприимчивые и уверенные в себе люди.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Что общего в творчестве мыслителей Северного Возрождения?
Общим в творчестве мыслителей Северного Возрождения было высмеивание пороков и недостатков католического духовенства и всей церкви в целом.
Добавить текст Вернуть оригинал6*. Всегда ли цель оправдывает средства? Чем опасно использование подлых средств для достижения высокой цели?
Как свидетельствует исторический опыт, цель далеко не всегда оправдывает средства. Нередки случаи, что методы, используемые для достижения поставленной задачи, являются чрезмерно жестокими и даже ужасными (например, завоевание европейцами Америки, и приобщение местного населения к христианскому вероучению и культуре). Опасность использования подлых средств для достижения высокой цели состоит в том, что человек может творить любые злодеяния, совершенно не боясь ответственности за свои поступки.
Добавить текст Вернуть оригинал7*. Какая картина Леонардо да Винчи считается самой знаменитой? Почему её называют загадочной? Какие «приключения» пережила картина в ХХ в.?
Добавить текст Вернуть оригиналСамой знаменитой картиной Леонардо да Винчи, вне всякого сомнения, является «Мона Лиза» (её также называют «Джоконда») – портрет жены богатого флорентийского купца шёлком Лизы дель Джокондо, написанный в 1503 – 1505 гг. Более того, это произведение искусства часто называют самой известной картиной в мире, поскольку на протяжении уже пяти веков как искусствоведы, так и простые люди пытаются разгадать скрытые в картине секреты. Многие специалисты называют «Мону Лизу» своеобразным зашифрованным посланием автора к современникам и потомкам, в котором в качестве кодов были использованы элементы портрета, специальные краски и даже их оттенки.
Добавить текст Вернуть оригиналСамой большой загадкой «Моны Лизы» является её всемирно знаменитая улыбка. Её природу и скрытый смысл многократно пытались разгадать учёные разных стран, но всё безуспешно. Это едва уловимая улыбка (скорее даже лёгкое движение уголков губ), придаёт портрету одновременно и очарование, и загадку. Поэтому многие зрители говорят о том, что благодаря такой улыбке Мона Лиза смотрит необычно глубоким, даже пронизывающим взглядом, в котором можно прочитать практически все человеческие чувства.
Добавить текст Вернуть оригиналУже несколько столетий гениальная работа Леонардо да Винчи хранится в одном из крупнейших музеев мира – Лувре (Париж, Франция). Но на протяжении ХХ в. ей пришлось как минимум дважды загадочным образом исчезнуть с глаз публики и ценителей искусства. Так, в 1911 г. картина была похищена одним из музейных работников. Предпринятые поиски не принесли никакого успеха, хотя были приняты все необходимые полицейские меры (и даже закрытие границ Франции). «Мону Лизу» обнаружили лишь спустя два года, во Флоренции (Италия), благодаря местным искусствоведам. Второй раз знаменитая картина исчезла в 1939 г., в начале Второй мировой войны, и судьба её оставалась неизвестной вплоть до окончания военных действий в 1945 г. Согласно наиболее распространённой версии, сначала «Мону Лизу», вместе с наиболее ценными музейными экспонатами, эвакуировали в более безопасное место, а позже – она попала в руки немецких оккупантов. Захватчики хранили картину, вместе с остальными награбленными шедеврами в угольной шахте, без надлежащих условий. Однако, время и сырость оказались не властны над творением Леонардо да Винчи. По окончанию войны, она вернулась в целости и сохранности на своё законное место – в Лувр.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://www.parismuseum.ru/mona-liza.php
https://mir24.tv/news/16384399/neprikosnovennaya-dzhokonda-chei-portret-stal-samym-populyarnym-v-mire
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.marieclaire.ru/stil-zjizny/n-tayn-znamenitoy-monyi-lizyi-leonardo-da-vinchi/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://muzei-mira.com/kartini_italia/330-mona-liza-dzhokonda-leonardo-da-vinchi.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://muzei-mira.com/article/2147-zagadka-kartiny-mony-lizy-leonardo-da-vinchi.html
Добавить текст Вернуть оригинал8*. Почему фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточённую критику современников и даже призывы её уничтожить?
Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» является его самым знаменитым произведением и одновременно с этим – самым скандальным. Она была написана в 1536 – 1541 гг. в самом святом месте католической церкви – в Сикстинской капелле собора Святого Петра в Риме. Именно здесь проходили выборы папы римского, а также торжественные богослужения, проводимые церковными иерархами.
Добавить текст Вернуть оригиналСама фреска на момент создания считалась самой большой картиной мира, поскольку имеет огромные размеры (12 м х 13,7 м) и занимает всю восточную стену Сикстинской капеллы, сзади алтаря. Её сюжетом является второе пришествие Иисуса Христа на Землю и последующий Страшный суд над всем человечеством. Данное произведение искусства отличается большой сложностью (детально изображено более 300 персонажей). Что касается скандальности фрески, то она включает в себя две претензии со стороны церкви, которая являлась непосредственным заказчиком данного шедевра. Во-первых, с присущей ему иронией, Микеланджело изобразил одного из своих недругов – папского церемонимейстера Бьяджо да Чезена в виде одного из грешников в аду (за такую дерзость Чезена несколько раз добивался от папы уничтожить фреску) и наличие большого количества нагих тел (в те времена изображение неприкрытых человеческих гениталий в храме считалось абсолютно неприемлемым). Поэтому главная работа всей жизни Микеланджело могла быть уничтожена, если бы не заступничество со стороны папы Павла ІІІ, который, согласно воспоминаниям современников, настолько был поражен «Страшным судом», что в день открытия даже рухнул перед ней на колени.
Добавить текст Вернуть оригиналНесмотря на покровительство главы католической церкви, прения и споры вокруг «греховности» фрески не утихали ещё несколько десятилетий. Многие кардиналы и епископы открыто возмущались такой «непристойностью» и требовали если не смыть её, то хотя бы внести изменения. Результатом этих дискуссий было то, что уже после смерти Микеланджело, в 1565 г. другой папа – Пий IV поручил итальянскому живописцу Даниэле да Вольтерра скрыть наготу у всех изображенных фигур. С поставленной задачей он справился. Именно в таком, «цензурном» варианте «Страшный суд» был доступен для обозрения верующим на протяжении четырёх столетий. И лишь во время реставрационных работ, которые проводились в Сикстинской капелле с 1980 по 1994 г., современные искусствоведы и мастера живописи вернули фреске её изначальный вид.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://www.vokrugsveta.ru/article/279908/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://gallerix.ru/album/Michelangelo-Buonarroti/pic/glrx-1705672919
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://rometm.com/mikelandzhelo-strashnyj-sud/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://smallbay.ru/artreness/michelangelo05.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://legacy-time.ru/works-art/33/
9*. Как итальянская культура Ренессанса повлияла на развитие русской культуры? Какой вклад внесли итальянские архитекторы в строительство Московского Кремля?
Добавить текст Вернуть оригиналНесмотря на то, что русская культура вплоть до начала XVIII в. в основном развивалась своим собственным, самобытным путём, определённые веяния западноевропейской цивилизации ей не были чужды. И хотя на первый взгляд кажется, что Ренессанс обошел Россию стороной, однако это не совсем так. Большинство исследователей убеждены, что культура Возрождения повлияла на русскую культуру. Только её влияние имело несколько специфический характер. Вместо распространения идей гуманизма, как это было в Европе, в России главный акцент был взят на привнесении различных технических достижений. В первую очередь, в архитектуре.
Добавить текст Вернуть оригиналНаиболее ярким примером влияния Ренессанса на традиционную русскую культуру является участие итальянских архитекторов в строительстве Московского Кремля. Стремясь обновить и придать максимально красочный и современный вид главной цитадели России, московские князья Иван ІІІ (1462 – 1505) и Василий ІІІ (1505 – 1533) не скупились на средства и приглашали на работу талантливых иностранных зодчих. В результате, большинство хорошо нам известных построек Кремля были сделаны руками итальянцев. Так, Аристотель Фиораванти возвёл новый Успенский собор – главный храм Русской православной церкви, а на противоположной стороне Соборной площади Алевиз Новый построил Архангельский собор, который на протяжении нескольких столетий служил усыпальницей великих князей и царей. Самое высокое здание Кремля и всей Москвы – колокольня Ивана Великого была построена по проекту Бон Фрязина. А парадный тронный зал русских государей – Грановитая палата была воздвигнута усилиями Марка Фрязина и Пьетро Антонио Солари. Кроме того, Солари построил часть башен Кремля: Боровицкую, Константино-Еленинскую, Спасскую, Никольскую, Сенатскую и Угловую Арсенальную. В свою очередь, Антон Фрязин возвёл Тайницкую и Водовзводную башни, Марк Фрязин – Никольскую и Беклемишевскую башни.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://www.shkolazhizni.ru/@pitu/posts/29285/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://studfile.net/preview/7752945/page:3/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://m.buro247.ru/amp/culture/architecture/kak-italyantcy-stroili-rossiyu.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://russian7.ru/post/7-italyanskix-stroitelej-rossii/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://raven-yellow.livejournal.com/345973.html
Добавить текст Вернуть оригиналИзучаем документ
Прочитайте отрывок из трактата Н. Макиавелли «Государь» и ответьте на вопросы.
1) Как можно охарактеризовать совет автора государю с нравственной точки зрения?
Совет автора государю, с нравственной точки зрения, является целиком и полностью аморальным, поскольку прямо призывает правителей не выполнять данные им обещания и обязательства перед другими.
Добавить текст Вернуть оригинал2) Почему Макиавелли советовал правителям поступать именно так?
Макиавелли советовал правителям поступать таким образом, поскольку призывал правителей в первую очередь следовать государственным интересам, а не подчиняться каким-либо моральным принципам и установкам.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 65
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
Почему эпоха Возрождения стала временем великих творцов и злодеев?
Эпоху Возрождения можно назвать временем великих творцов и злодеев, потому что именно в этот период одновременно жили и творили как гениальные деятели искусства (например, Леонардо да Винчи), так и лицемерные политики (например, Чезаре Борджиа).
Добавить текст Вернуть оригинал