Вопрос и задания к главе III
1. Разделяете ли вы следующую точку зрения: в XVI – XVII вв. Турция, увлёкшись внешней политикой, начала отставать от Запада в своём развитии? Своё мнение обоснуйте.
Добавить текст Вернуть оригиналНа мой взгляд, активная внешняя политика Турции не могла привести к отставанию от Запада в своём развитии. Наоборот, частые контакты с Европой и её достижениями (контакты были как военными, так и торговыми) усиливали Османскую империю. Её армия была регулярной и хорошо организованной, а также активно использовала огнестрельное оружие. Это свидетельствовало о её высоком развитии. Причины ослабления Османской империи нужно искать именно во внутренней политике султанов.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Обсудите с одноклассниками, почему форму правления Людовика XIV учёные определяют как абсолютную монархию, а правление династии Цин в Китае и клана Токугава в Японии – как деспотию.
Добавить текст Вернуть оригиналАбсолютная монархия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху. При деспотии вся власть принадлежит правителю, она ничем не ограничена и основана на традициях и обычаях, которые составляли основу режима правления.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Подумайте, чего опасались сёгуны Токугава, осуществляя «закрытие» Японии. Оправданны ли были их опасения? Своё мнение обоснуйте.
Добавить текст Вернуть оригиналОсуществляя «закрытие» Японии сёгуны Токугава опасались роста влияния стран Запада на внутреннюю жизнь Японии, что в итоге могло привести к её подчинению и поглощению. Эти опасения были вполне оправданы. Таким образом поступали европейцы в Индии в XVI – XVII вв., мало-помалу подчиняя её своему влиянию: сначала в экономическом и культурном, а позже – и в политическом отношении.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Используя знания по географии, дополнительную литературу, теле- и видеофильмы, подготовьте сообщение об отношениях России со странами Востока в XVI – XVII вв.
Добавить текст Вернуть оригиналОснова российско-китайских отношений была заложена благодаря взаимным торговым интересам. Как свидетельствуют документы, первые попытки русских установить контакты с Китаем относятся к 1608 году. Самой успешной стала миссия казаков во главе с И. Петлиным в 1618 году. Представление о первых русских посольствах даёт запись в книге Посольского приказа об установлении дипломатических отношений и обмене грамотами (1–4 сентября 1618 года), и грамота царя Алексея Михайловича китайскому императору Шунь-чжи (Ши-цзу) о посылке в Китай сына боярского И. Перфильева и тобольского бухарца С. Аблина (10 марта 1658 года). К середине XVII века сближение территориальных владений России и Китая создало условия для установления постоянных дипломатических и торговых связей. Как итог, в августе 1689 года в Нерчинске состоялись переговоры между дипломатическими представителями Российского государства и империи Цин, завершившиеся подписанием первого в истории договора о мире и добрососедских отношениях между европейской державой и крупнейшим государством Восточной Азии11.
Добавить текст Вернуть оригиналВзаимоотношения с Османской империей занимают особое место. До конца 50-х гг. собственно русско-турецкие отношения оставались в основном стабильными. Ситуация изменилась после захвата Иваном IV Астрахани и превращения Московского царства в мощную евразийскую державу. В 1569 г. происходит первый военный конфликт в истории отношений России и Турции. Осложнения в межгосударственные отношения вносили крымские татары. Всего в течение XVII в. из Стамбула в Москву прибыло 11 турецких посольств и 3 гонца, из Москвы было направлено 16 посольств и 15 гонцов. После 1649 г. обмен посольствами прекратился.
Добавить текст Вернуть оригиналИнтерес к Индии проявился при Иване Грозном после взятия Казани и Астрахани. В 1567 г. в Ормуз было отправлено специальное посольство от московских купцов. В XVII в. торговые связи между Индией и Россией становятся более прочными и постоянными. В XVII в. были заложены основы русско-индийской торговли, просуществовавшие в дальнейшем почти без изменений12.
Добавить текст Вернуть оригинал5. С помощью каких трёх слов, по вашему мнению, можно раскрыть сущность восточной культуры XVI – XVII вв.? Дайте соответствующие пояснения.
Добавить текст Вернуть оригиналНа мой взгляд, сущность восточной культуры XVI – XVII вв. можно раскрыть при помощи таких слов: «консерватизм», «оригинальность», «духовность». Так, восточная культура была слабо подвержена изменениям и сохраняла существовавшие столетиями традиции. Восточная культура была оригинальной, совершенно не похожей на европейскую. И в восточной культуре главная направленность была именно на развитие моральных ценностей и нравственное самосовершенствование, а не на получение материальных благ, что было так характерно для государств Запада.
Добавить текст Вернуть оригинал
Стр. 216
Творческие работы и проекты
Исследовательский проект «Восточное общество: традиции и современность»
Многие страны Востока сохранили традиционные для себя культурные ценности и традиции. В искусстве Японии, Китая и Индии сохранилась культурная традиция. Значительное влияние на культуру и искусство оказали буддизм, синтоизм и индуизм. В Китае основой общественной морали является конфуцианство, которое до сих пор определяет правила поведения в обществе. В Индии на сегодняшний день остаются пережитки кастовой системы, несмотря на влияние стран Запада на культуру и мораль индийского общества. В Конституции Индии 1950 г. было признано равноправие каст и юридическое полноправие неприкасаемых. Так, например, в 1997 г. Президентом Индии был избран Кочерил Раман Нараянан, происходивший из касты неприкасаемых. То есть, несмотря на равноправие каст, сама кастовая система не ушла в прошлое. В архитектуре стран Востока сохранились традиционные виды искусства, к примеру, пагода.
Добавить текст Вернуть оригиналПричинами сохранения традиций в современном обществе стран Востока является географическое положение, закрытие Китая и Японии, которые позволили сохранить и утвердить традиции и обычаи в этих обществах. В Индии традиции и культура сохранилась благодаря практическому невмешательству со стороны европейских стран в жизнь индийского общества.
Добавить текст Вернуть оригинал