Главный вопрос главы
Какие изменения в развитии государства и общества позволяют рассматривать правление первых Романовых как переходный этап от Средневековья к Новому времени?
Добавить текст Вернуть оригиналСвидетельством того, что правление первых Романовых является переходным этапом от Средневековья к Новому времени, можно назвать появление мануфактур, а также постепенное внедрение определенных технических достижений Западной Европы.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 285
Темы проектов
1. События XVIІ в. глазами художников (В. И. Суриков, А. П. Рябушкин, Э. Э. Лисснер, А. М. Васнецов и др.).
Василий Иванович Суриков (1848 – 1916) написал множество картин, посвященных различным историческим эпохам. Однако XVII в. посвящено две известные работы: «Степан Разин» и «Боярыня Морозова». Первая посвящена возвращению будущего повстанческого лидера из своего знаменитого похода «за зипунами» в Персию. Суриков изобразил на картине казацкого вождя Степана Разина, сидящего в задумчивости в плывущей лодке, тем самым подчеркивая его мужество и решительность. А «Боярыня Морозова» посвящена проблеме церковного раскола, а точнее реальной исторической личности – боярыне Феодосии Морозовой, которая придерживалась старообрядческих взглядов и не скрывала этого. В результате она была арестована, выслана, а позже казнена оригинальным способом – уморена голодом.
Добавить текст Вернуть оригиналАндрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) как раз специализировался на XVII столетии. Однако живописец специализировался не на конкретных исторических событиях или личностях, а на бытовых проблемах. Он умел очень четко передавать детали той далекой эпохи, сохраняя при этом живость и колоритность изображаемых образов. Самыми известными картинами этого автора явлются: «Воскресный день», «Московская улица XVII в. в праздничный день», «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате», «Ожидают выхода царя».
Добавить текст Вернуть оригиналЭрнест Эрнестович Лисснер (1874 – 1941) любил изображать народные массы, определенные социальные движения. Главным коньком живописца стали народные восстания, коих в XVII в. было немало. Наиболее значимыми работами являются: «Восстание в Москве в 1648 г.», «Медный бунт», а также «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 г.». Во всех его работах центральное место занимало изображение глубинного духа русского народа, который не мог смириться с любыми проявления гнёта и дискриминации.
Добавить текст Вернуть оригиналАполлинарий Михайлович Васнецов (1856 – 1933) оставил после себя множество картин, посвященных совершенно различным сюжетам из жизни России XVII в. Среди них: «Красная площадь во второй половине XVII в.», «У Мясницких ворот Белого города», «Площадь в городе московских времён», «Лубяной торг на Трубе в XVII в.», «Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в Москве в XVII в.» «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII в.», «Улица в Китай-городе. Начало XVII века». В своих работах живописец всегда подчеркивал как красоту русской архитектуры, так и глубокий исторический смысл той или иной картины.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://macrosvit.com.ua/surikov-vasiliy-ivanovich/authors-29551/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/ryabushkin_ap/index.php
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://to-priz.livejournal.com/176619.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/apollinarij-mikhajlovich-vasneczov--chto-gde-kogda--biografiya-gody-zhizni-portret
Добавить текст Вернуть оригинал2. Русские заводы XVIІ в.
Для российской экономики XVII в. оставался, в целом, характерным кустарный, ремесленный тип производства. Такое положение дел было прямо связано с натуральным характером хозяйствования и недостаточным развитием товарно-денежных отношений. Однако именно в этот период началось зарождение крупного промышленного, фабрично-заводского типа производства. Оно существовало в виде мануфактур. Их деятельность базировалась на разделении ручного труда (каждый работник выполнял отдельную, мелкую функцию) и использовании ручной техники.
Добавить текст Вернуть оригиналВ первую очередь, русские заводы стали появляться в сфере металлообработки и изготовления оружия (прежде всего, огнестрельного). Железоделательные мануфактуры представляли собой около 85% всех российских мануфактур. Первыми из них были три завода голландца Андрея Виниуса и его компаньонов, которые были построены в 1632 г. в Туле. С помощью водяных колёс происходило дробление железной руды. Дальше с неё выплавляли металл и делали пушки, ядра, пищали, пули, а также холодное оружие. Побочной продукцией стало изготовление товаров широкого потребления (например, гвоздей или плугов). При этом продукция тульских заводов была намного дешевле товаров, привозимых из Англии или Голландии. Позже металлургические заводы появились в Великом Новгороде, Пскове, Устюге, Нижнем Новгороде и Казани. Кроме того, постепенно расширялся ассортимент производимой продукции. Появились текстильные, стекольные, фарфорные заводы.
Добавить текст Вернуть оригиналСледует отметить, что в отличие от стран Западной Европы, где на мануфактурах трудились исключительно вольнонаёмные рабочие, в России для работы на заводах активно привлекались крестьяне (позже их назвали посессионными). Как и следовало ожидать, их труд отличался низкой производительностью, но большей дешевизной, поэтому такая практика со временем получила широкое распространение. Данное явление также служило тормозом на пути развития товарно-денежных отношений и сдерживало дальнейшее промышленное развитие России.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://naukatehnika.com/iz-istorii-russkoj-metallurgicheskoj-promyishlennosti-chast-1.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://cyberleninka.ru/article/n/metallurgicheskie-zavody-podmoskovnogo-rayona-v-xvii-veke-kak-novyy-etap-v-istorii-voennoy-promyshlennosti-rossii-otsenki/viewer
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ras.jes.su/viet/s207987840001022-3-1
Добавить текст Вернуть оригинал3. Деятельность приказа XVIІ в. (по выбору).
Важное место в системе территориальных приказов России во второй половине ХVII в. занимал Малороссийский приказ. Его создание было напрямую связано с результатами Переяславской рады, а точнее с необходимостью организации и централизованного управления взаимоотношений с Гетманщиной, которая по условиям договора с Богданом Хмельницким имела статус автономии с широким казачьим самоуправлением (запорожские казаки имели право свободного выбора гетмана и старшины).
Добавить текст Вернуть оригиналОфициально Малороссийский приказ (более точно – приказ Малой России) был основан в 1662 г. и в своей деятельности фактически был подчинён Посольскому приказу, который занимался иностранными делами вообще. Целью деятельности Малороссийского приказа было осуществление контроля над деятельностью гетманов, а особенно – их отношения с другими государствами (в первую очередь, с Речью Посполитой и Османской империей). Также к компетенции данного приказа относились материальное обеспечение российских войск, расквартированных на территории Малороссии, строительство пограничных укреплений, а также финансирование Запорожского войска и духовенства Киевской православной митрополии.
Добавить текст Вернуть оригиналМалороссийский приказ успешно функционировал вплоть до реформ Петра I. В 1720 г. он был подчинён Коллегии иностранных дел, а окончательно упразднён уже в апреле 1722 г., после смерти гетмана Ивана Скоропадского. Тогда полномочия приказа были переданы созданной Малороссийской коллегии, во главе с бригадиром С. Вельяминовым.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://www.historians.in.ua/index.php/en/dyskusiya/1996-aleksandr-almazov-nekotorye-mysli-po-povodu-knigi-d-a-bez-eva-malorossijskij-prikaz-prichiny-sozdaniya-shtaty-osnovnye-napravleniya-deyatel-nosti-m-prometej-2015
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://resource.history.org.ua/item/0008415
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/518968
Добавить текст Вернуть оригинал4. Мировоззрение старообрядцев (на примере протопопа Аввакума).
Протопоп Аввакум, в миру – Аввакум Петрович (1620 – 1682) – активный противник церковной реформы патриарха Никона, неформальный лидер старообрядцев, их идеологический и духовный наставник. Всегда отличался решительностью, уверенностью в правоте своих убеждений, бескомпромиссностью, что в общем-то и предопределило его судьбу. За свои религиозные взгляды и оппозицию политике царя Алексея Михайловича, протопоп Аввакум был в конце концов сослан на Север, заточён в тюрьму и в итоге казнён (сожжен в срубе).
Добавить текст Вернуть оригиналЕго взгляды всегда отличались крайним консерватизмом и даже реакционностью. Он был активным противником светской культуры, рассматривал наметившиеся процессы обмирщения жизни российского общества как происки Сатаны и «римской блудни» (католической церкви). Для протопопа Аввакума идеалом был аскетический способ жизни, лишённый каких-либо радостей, развлечений и увеселений. Согласно его убеждениям, Бог незримо сопутствует каждому человеку на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему — и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению протопопа, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни страдающих за истинную веру.
Добавить текст Вернуть оригиналПо мнению Аввакума, наказание за своих грехи должны получать все люди, вне зависимости от их происхождения и материального состояния. В этом отношении он фактически уравнивал царя и крестьянина, боярина и приходского священника. Откупиться от греха большим пожертвованием, как это часто практиковали вельможи в то время, было невозможно. При этом следует отметить, что сам Аввакум всегда твёрдо следовал своим заветам, жил праведно, был ревностным христианином. Поэтому, несмотря на свою трагическую судьбу, он является образцом для подражания даже современным религиозным деятелям.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://arzamas.academy/materials/1467
https://historyrussia.org/sobytiya/protopop-avvakum-lichnost-i-epokha-v-arkhivnykh-dokumentakh.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ruvera.ru/people/avvakum_svyashennomuchenik_i_ispovednik
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://diletant.media/articles/35172161/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ratnik.tv/articles/kultura/protopop-avvakum-sluzhenie-bogu-i-smert-na-kostre/
Добавить текст Вернуть оригинал5. Воспитание детей в семье Алексея Михайловича.
Царь Алексей Михайлович (1645 – 1676 ) был дважды женат и был отцом 16 детей. Трое из его сыновей: Фёдор Алексеевич, Иван V и Пётр I впоследствии царствовали. Старшие сыновья получили классическое для российской элиты того времени образование и воспитание. Сначала главную роль в жизни царских детей играла кормилица. Позже при царевичах, до достижения ими пятилетнего возраста, находились «мамка» и «нянька», а также целый штат прислужниц: «казначея», постельница и др.
Добавить текст Вернуть оригиналТакже до пятилетнего возраста царских детей только «тешили» игрушками, однако подбирались они таким образом, чтобы не только способствовать физическому и умственному развитию ребенка, но и приучать его к военному делу, к управлению людьми, к будущей жизни государя большой державы. А уже по достижении пяти лет царевичей переселяли из царицыной половины в свои покои. Детям отводили во дворце по три-четыре комнаты, богато одевали, но первые годы они жили очень скрытно, вдали от глаз людских, в окружении «дядек» и учителей.
Добавить текст Вернуть оригиналСтаршего, Фёдора Алексеевича, хотя и больного, но весьма разумного и способного к наукам, обучали, помимо стандартных наук, ещё и польскому языку, а также латыни. У наследника престола было много «потешных» книг. Также его опекали и воспитывали «дядьки» — боярин князь Федор Федорович Куракин и думный дворянин Иван Богданович Хитрово. Много усилий к воспитанию прилагал и государь-отец, передававший сыну азы управления страной, представления о государевом чине, государевой чести и прочих важных вещах. В частности, как явствует из письма царевича отцу, тот научил сына «тарабарщине» (тайнописи). Известно также, что многие умения и навыки, а также увлечения и пристрастия (например, любовь к садоводству и певческому искусству, всегдашнее стремление к красоте) Федор заимствовал от Алексея Михайловича.
Добавить текст Вернуть оригиналА вот Петру Алексеевичу (будущему Петру Великому) не очень-то повезло с образованием в силу того, что отец умер, когда мальчику было всего четыре года, и этими вопросами просто некому было заниматься. Как и было положено, «дядька» Никита Моисеевич Зотов обучил мальчика читать по Псалтыри и часослову. А вот писал Петр всю жизнь неграмотно… Зато он перенял у Зотова любовь к народным пословицам и поговоркам, а также к резьбе по дереву. В четыре года будущий император Всероссийский получил судьбоносный подарок – немецкий серебряный кораблик. Как утверждают историки, именно с того момента Пётр начал бредить морем, что в свою очередь, определило судьбу Российского государства на многие столетия вперёд.
Добавить текст Вернуть оригиналЦаревен, в отличие от царевичей, не учили управлению государством, но обучали чтению и письму, а иногда и того больше. К примеру, известно, что Софья изучала польский язык и латынь, вместе с Федором осваивала стихосложение под руководством Симеона Полоцкого, и ее успехи как будто были столь велики, что учитель даже показывал ей черновики своих произведений, в частности рукопись книги «Венец веры кафолической». Познания Софьи в барочной поэтике, ее пристрастие к аллегорическому мышлению, а главное — стремление превзойти братьев в науках и искусствах несомненны.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://culture.wikireading.ru/18481
https://geum.ru/?p=28419
https://kulturologia.ru/blogs/171217/37075/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://russianclassicalschool.ru/bibl/slovesnost/obuchenie-gramote/item/1606-m-g-rakitina-chemu-i-kak-uchili-tsarskikh-detej-v-xvi-xvii-stoletiyakh.html
Добавить текст Вернуть оригинал6. Мой край в XVIІ в.
Характерной чертой истории Тулы и всего Тульского края стал постепенный отход от статуса пограничной крепости на южных рубежах России, и вообще форпоста на пути крымских татар, которые постоянно докучали набегами. Тула постепенно становилась центром ремесла и торговли. Особенно явно это стало проявляться к середине XVII в.
Добавить текст Вернуть оригиналОднако в начале века судьба Тулы складывалась не очень радужно. Прежде всего, потому что она невольно оказалась в самой гуще событий, происходящих в годы Смуты. Для начала немало туляков, как и других жителей пограничных территорий, присоединились к войску Лжедмитрия I, поверив в слова и обещания самозванца. Однако трагической страницей в истории Тулы было то, что город был невольно втянут в восстание Ивана Болотникова 1606 – 1607 гг. После неудачного штурма Москвы, в конце 1606 г. имено Тула стала главной базой восставших. А с июня по сентябрь 1607 г. город был осажден царскими войсками, которые возглавлял М. Скопин-Шуйский. В итоге Тула была подвергнута грабежам, разорению и запустению.
Добавить текст Вернуть оригиналВосстановить нормальное хозяйственное развитие и благосостояние города удалось лишь по окончанию Смутного времени. И начиная с 1630-х – 1640-х гг. Тульский край начал специализироваться на оружейном и кузнечьем деле, да и на металлообработке вообще. Этому способствовало его месторасположение (близ южной границы, где постоянно находилось немало служилых людей), а также наличие собственных месторождений железной руды, которую можно было добыть в необходимом количестве.
Добавить текст Вернуть оригиналВ конце XVII в. укреплённая граница России отодвинулась дальше на юг. Главной линией обороны стала Изюмская засечная черта. Как следствие – Тула оказалась на пересечении нескольких крупных дорог, и превратилась в крупный ремесленно-торговый центр. Производство оружия, а также изделий из металла (например, знаменитых тульских самоваров) стало главным видом заработка в Туле на многие столетия.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://tulago.ru/2021/05/18/istoriya-tuly-v-16-18-vekah/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://historicus.media/485
http://www.biancoloto.com/tula.html